Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПСИХОЛОГИЯ 34 страница




 

3. Психолого-педагогические приемы ускоренного развития самостоятельное требности в достижении успехов у детей в раннем возрасте.

 

Литература

 

Дидактические игры с детьми раннего возраста: Пособие д тателя детского сада. М., 1985. (Воспитание детей раннего возраста. Значение дидактических игр: 4-8. И нятия с детьми раннего возраста: 9-24. Влияние занятий на самостоя! детей в раннем возрасте: 127-141.),.

 

Карлссон Л. и др. Ребенок от 0 до 2 лет: развитие во взаимод с окружающими людьми.-М., 1983. 1 (Понимание взрослыми и детьми друг друга. Познание детьми окружакид Самопознание. Режим жизни и привыкание к новым условиям. Игры мале тей.) Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., Ц (Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего 54-73.) "1 Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. (Младенчество и первый год жизни: 82-90.)

 

II

 

Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: УчебЦ бие.- Минск, 1987. (Развитие представлений на первом году жизни: 14-24. Развитие пред детей в раннем возрастет 24-43.)

 

Лисина М. И., Сидвестру А. И. Психология самопознания у< ников.- Кишинев, 1983. (Самопознание дошкольников и его коррекция: 60-95.)

 

"1

 

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возрастав

 

для воспитателя детского сада.-М., 1985. (Игры-занятия по развитию речи (младенческий возраст): 25-38. тия по развитию речи (ранний возраст): 47-94. Предметные игры-раннего возраста: 95-110.

 

Глава 24

 

ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ И В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Краткое содержание

 

Становление характера ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст как дрмя укрепления характера. Две сферы проявления характера: предметная дея-ддьность и межличностные отношения. Примеры черт характера, которые относятся, той и другой сфере. Основные виды деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, в которых происходит становление характера. Последователь-идсть в развитии черт характера при переходе от одного вида общения и деятельности к другим. Представление о педагогической запущенности ребенка в области вос-дитания характера. Основные рекомендации по развитию характера у детей в индивидуальной предметной деятельности и д учении. Главные направления развития характера ребенка в этих сферах деятельности: увеличение значимости и уменьшение посредственной привлекательности деятельности, повышение самостоятельности ре-денка в выборе вида и содержания деятельности. Рекомендации по укреплению характера ребенка в совместной деятельности и общении с людьми. Включение в групповую деятельность, требующую усложненных способов межличностного приспособления. Выбор различных людей в качестве партнеров по совместной деятельности. Постепенное усложнение совместно решаемых задач.

 

Воспитание в домашнем труде. Основные виды домашнего труда, в которых ребенок воспитывается и формируется как личность. Оборудование и уборка помещения. Экономика домашнего хозяйства. Приготовление пищи. Сельскохозяйственные работы. Изготовление предметов домашнего обихода индивидуального и коллективного пользования. Психолого-педагогические условия воспитания аккуратности. Воспитательные аспекты участия детей в экономике домашнего хозяйства. Основные качества, приобретаемые детьми этого возраста в процессе экономического воспитания. Пути и средства воспитания этих качеств в домашних условиях. Экологические аспекты воспитания.

 

Воспитание в играх. Воспитательное значение игр в разные периоды взросления ребенка. Изменение с возрастом характера игр и их воспитательных функций. Новая роль конструктивных и сюжетно-ролевых игр у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Необходимость своевременного перехода от игры к трудовой деятельности с целью усиления воспитательного значения игры. Включение элементов игровой деятельности в учение, общение и труд детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проведение занятий с детьми подготовительных и начальных классов 8 форме дидактических игр. Психодиагностическая функция игры.

 

Воспитание в учении. Личностно-развивающая роль учения. Качества личности, которые формируются в учении. Связь развития познавательных потребностей, способностей и склонностей ребенка с его учением. Развитие любознательности в учении. воспитание познавательной самостоятельности в индивидуальной работе с литера-УРой. Конец младшего школьного возраста - начало подросткового возраста - °?емя укрепления потребности в достижении успехов. Заслуженные и незаслужен- оценки успехов ребенка со стороны учителя, их различение детьми. Осознание ьми причин своих успехов и неудач. Роль матери в развитии у реренка потреб-ти в достижении успехов.

 

СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА

 

В дошкольном и в младшем школьном возрасте в основном оформятся характер ребенка, складываются его основные черты, которые льнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на "общение с людьми. В качестве примера положительных черт ха-"ера, которые проявляются в предметной практической деятель-, и появляются в этот период жизни, можно назвать целеустрем- 353

 

ленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, дс совестность, а как примеры качеств, относящихся к сфере меж.. ностного общения,- контактность, покладистость, доброту, пре ность и исполнительность. 1

 

Становление характера ребенка дошкольного возраста прои дит в играх, в межличностном общении и в домашнем труде, а с) чалом обучения в школе к этим видам деятельности добавля учение. Каждый из названных видов деятельности имеет два асщ предметный и межличностный. Предметное содержание соотв вующей деятельности формирует и укрепляет первую из назвав выше характерологических групп качеств, а межличностное - рую. Обе группы качеств связаны с возникновением и преодол& ребенком определенных трудностей. Проблемы предметного хар1 ра условно можно назвать <сопротивлением материала>. Оно ц ляется тогда, когда ребенок берется за какое-либо дело и оно у1 почему-то не получается. Дошкольник, например, решил ц смастерить, сделать собственными руками: построить, сконстр вать, нарисовать, слепить и т. п., но потерпел неудачу. Не отчаив он вновь и вновь берется за дело и в конце концов добивается св В данном случае мы говорим о том, что у этого ребенка есть х(тер. Другой школьник, попробовав всего лишь один раз сделат и столкнувшись с незначительными трудностями, сразу же б его. В данном случае мы делаем вывод о том, что у него нет Ц тера. 1

 

Трудности, связанные с межличностными отношениями, вк< также формируется характер, иного рода. Они относятся к общения, взаимодействия и взаимопонимания людей, прояа в настойчивости, с которой ребенок стремится добиться ев личных и деловых взаимоотношениях с людьми, например пр к себе внимание, добиться расположения человека, установит> дружеские личные и хорошие деловые контакты. Подобные,; терологические различия можно проиллюстрировать на пщ Мы видим, что одни дети, общаясь с другими детьми и взр людьми, заботятся о том, чтобы окружающие их правильно Щ ли, хорошо к ним относились. Если они замечают, что это не во что бы то ни стало стараются изменить отношение к себе. Е пример - поведение ребенка с характером в сюжетно-ролеВ, Такой ребенок почти всегда старается сделать так, чтобЫ участниками игры возникло и поддерживалось взаимопо

 

Существует взаимосвязь и преемственность в развитии Щ лении характера ребенка в различных видах деятельности. ключается в том, что проявление характера в более сложной ном виде деятельности, которое появляется по мере взрослев ка, происходит тогда, когда соответствующая черта хара> проявилась и закрепилась на генетически более-ранней <- более простых видах деятельности. Например, при посту1 школу и при переходе к новому виду деятельности - уче1 беноклишь тогда будет успешно преодолевать связанные сэ

 

ям

 

дсти, укреплять свой характер, когда он уже научился преодоле-дть трудности в игре, в труде и в общении. Характер ребенка будет дкрепляться и успешно развиваться в общении с новыми школьными товарищами лишь тогда, когда соответствующие черты проявились ц укрепились во взаимодействии со сверстниками в период дошколь-"о1-о детства.

 

Как в области обучения, так и в сфере воспитания существуют педагогически запущенные дети, требующие активной психокоррек-ццонной работы. Это относится и к характеру ребенка. С ребенком, педагогически запущенным в плане развития характера, надо работать так же, как и с ребенком, педагогически запущенным в области познавательного развития, т. е. возвращаясь на предыдущую ступень развития, наверстывая и отрабатывая упущенное. Это означает необходимость организации и проведения специальной работы с детьми до развитию характера в сравнительно простых видах деятельности и межличностного общения.

 

Основные рекомендации по укреплению характера детей дошкольного и младшего школьного возраста в индивидуальной предметной деятельности и в учении сводятся к следующему:

 

1. В выборе вида деятельности для ребенка необходимо постепенно переходить от более к менее непосредственно привлекательным. При этом значимость - осознаваемая ценность данного вида деятельности для собственного психологического развития ребенка - напротив, должна постепенно возрастать. Таким образом, на начальном этапе формирования характера деятельность сама по себе должна быть достаточно привлекательной, почти ничего, кроме удо-юльствия, ребенку не дающей. На заключительном этапе деятель-рсть, напротив, должна быть малоприятной, но зато крайне необходимой для психологического развития или для достижения какой-ли-Йо отдаленной значимой цели.

 

2. Степень трудности деятельности также должна постепенно взрастать. Вначале это может быть сравнительно легко выполняе-'ая работа, на 100% обеспечивающая успех ребенка без особых илий с его стороны, а в конце - трудная деятельность, гарантирующая успех лишь при настойчивости и выраженном старании.

3. Вначале деятельность должна предлагаться ребенку взрослым, эатем он сам должен переходить к самостоятельному и свободному ору деятельности.

 

Полноценное развитие характера ребенка в предметной деятель-и и в учении может обеспечить только одновременное движение сем трем указанным направлениям.

 

ассмотрим теперь практические рекомендации по укреплению 'Рактера детей дошкольного и младшего школьного возраста в совиной деятельности и общении с людьми. Они могут быть выраже- следующих положениях.

 

1*- Включение ребенка в совместную сюжетно-ролевую игру или тельность, выполняя которую он будет вынужден приспосабли-Р к индивидуальным особенностям и действиям других людей.

 

2. Выбор в качестве партнеров для общения и совместноЩ тельности ребенка с другими людьми таких детей, которые су венно отличаются друг от друга и от него самого и требуют ра ного межличностного поведения.

 

3. Постепенное усложнение задач, которые детям необхс решать в общении и взаимодействии с людьми. 1 Разумеется, все это, как и в случае воспитания характера р<Ц в индивидуальной предметной деятельности, необходимо дед сразу, а постепенно, шаг за шагом переходя от более простых к1 сложным задачам межличностного плана.

 

ВОСПИТАНИЕ В ДОМАШНЕМ ТРУДЕ

 

Важное значение для воспитания детей дошкольного и мл школьного возраста имеет их участие в домашнем труде. НЦ с четырех-пятилетнего возраста ребенок должен иметь пост обязанности по дому, и это следует считать нормой, само со<1 зумеющимся делом, обязательным для личностного развитие ка. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответств< трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен н< для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для ус учения в будущем. Активное участие ребенка дошкольного и го школьного возраста в домашней работе является хороп лой общей психологической подготовки к самостоятельной 1 жизни.

 

Основные виды труда, которые воспитывают и развивай ка как личность,- это оборудование и уборка дома, ведения него хозяйства, участие вместе с родителями в решении фИ1 вопросов, в приготовлении пищи, в изготовлении предметом него обихода, а также уход за растениями, животными и т.) ской местности и в городе, в тех семьях, которые имеют участ это и сельскохозяйственные работы. Уход за собственным ДС вивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него орга ность, совершенствует его практическое мышление. Детям, ного возраста самим необходимо участвовать в оборудован места для игры, отдыха, а детям младшего школьного вС также места для учебных занятий. У каждого ребенка в до> быть свой, хотя бы маленький, рабочий уголок.

 

Инициатива в организации всего этого вначале должв лежать взрослому, но затем, по мере взросления ребенка, 1 к нему самому. Младшие школьники все это могут делать мостоятельно, только в случаях крайней необходимости за помощью к взрослым (например, тогда, когда в силу физических или иных возможностей ребенок не в состояни сделать сам). Взрослый, не отказывая ребенку в необхоДИ)) щи, должен побуждать его к самостоятельному мышленИ вию всеми доступными способами, всячески стимулировав инициативу и самостоятельность в труде.

 

Участие детей в уборке дома развивает у них аккуратность и стоплотность. Эти два качества относятся к разряду так называе-их психогигиенических, и начинать заботиться об их развитии надо раннего возраста. Однако в это возрасте возможности для их питания еще ограничены и полностью раскрываются лишь в до-ццольном возрасте. Именно в эти годы на воспитание аккуратности " цистоплотности должно быть обращено особое внимание.

 

Прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы эти два жа-цества у ребенка проявлялись в самообслуживании, в систематичес-ом уходе за собой, за своей 'одеждой, за игрушками и другими душами личного пользования. Важная роль в формировании этих личностных качеств принадлежит окружающим людям: родителям, дратьям, сестрам, бабушкам, дедушкам. Никакие правильные слова увещевания не помогут в воспитании аккуратности и чистоплотнос- если у самых близких окружающих ребенка людей эти качества де развиты.

 

Другой аспект воспитания в домашнем труде - экономический. Он включает участие ребенка в ведении домашнего хозяйства, в связанных с этим расчетах, в расходовании семейного бюджета, в впределении доходов и расходов. Приобретение ребенком дошкольного или младшего школьного возраста элементарного опыта эконо-кических отношений в семье способствует формированию предприим-1ИВОСТИ, экономности и расчетливости.

 

Развитием этих качеств у детей официальная советская педагогическая система долгое время фактически пренебрегала, сейчас же ии выходят на одно из первых мест в воспитании. Можно предпо-<агать, что старший дошкольный и младший школьный возрасты 1&ляются наиболее подходящими для формирования таких личност-ых качеств, поскольку в эти годы дети в состоянии уже производить <ементарные расчеты.

 

Основные пути и средства воспитания в домашних условиях ждаемых качеств личности следующие:

 

1. Предложение детям разных экономических задач, соответст-ощих их возрасту, интересам и уровню понимания. Постепенный ход к таким играм, где сюжетом является решение какой-либо омической проблемы.

 

2. Привлечение ребенка и предоставление ему самостоятельности боре покупок сначала для себя, потом для семьи.

. " Привлечение ребенка дошкольного возраста к участию в ком-Рческой деятельности там, где семья ею занимается. ' Привлечение детей к расчетам, связанным с семейным бюдже- " Выделение детям определенной денежной суммы на мелкие Ды, предполагающей экономию средств.

 

1ть такие виды домашнего труда, которые прямо или косвенно 1"Ь1 с самообслуживанием. Это - приготовление пищи, ремонт 1,товление деталей одежды, предметов домашнего обихода и 1 °"о пользования. Участие детей дошкольного и младшего школь-1.

 

ного возрастав в этих видах труда обязательно, так как в вает у них независимость, самостоятельность, способность обслуживанию, ведет к быстрому взрослению ребенка.

 

Участие детей в сельскохозяйственных работах, в уходе з ниями и животными - это мощное средство экологического щ венного воспитания. Ребенок, которого не приучили пЮ-чло относиться к природе, не будет по-доброму относиться и к

 

ВОСПИТАНИЕ В ИГРАХ

 

До сих пор мы говорили о воспитании дошкольников и школьников в разных видах <взрослой> деятельности, на вре> о том, что перед нами дети, для которых одним из главных ви. тельности по-прежнему является игра. Большую часть своего дети данного возраста заняты не общением, учением или до трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой как и в остальных видах деятельности.

 

Изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнений ним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы с нает служить средством формирования и развития у ребенку полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которв ограниченности возрастных возможностей детей не могутД формироваться в других, более <взрослых> видах деятельно в этом случае выступает как подготовительный этап развт ка, как начало или проба в воспитании важных личностны и как переходный момент к включению ребенка в более (эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельнс ние, общение и труд.

 

Еще одна воспитательная функция игр дошкольников зц ся в том, что они служат средством удовлетворения разШ. потребностей ребенка и развитию его мотивационной сфе появляются и закрепляются новые интересы, новые мотив ности ребенка.

 

Переходы между игровой и трудовой деятельностью В; ном и в младшем школьном возрасте весьма условны, та вид деятельности у ребенка может незаметно перейти Цг наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, об труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, вую очередь нужно позаботиться об организации таки соответствующие качества мЬгли бы проявиться и развит например, некоторые качества личности ребенок хорошо> вает в учении, общении и труде, то на базе этих кач> строить, создавать новые, более сложные игровые сит двигающие его развитие вперед.

 

Иногда элементы игры полезно вносить в само учение труд и использовать игру для воспитания, организуя по в данные виды деятельности. Не случайно педагоги и пс> комендуют проводить занятия с детьми 5-7-летнего возр<

 

: " группах детского сада и в начальных классах школы в полуигро- форме, в виде обучающих дидактических игр.

 

Игры детей дома и в школе можно использовать для практическо-д определения уровня воспитанности или уровня личностного разви-"и, достигнутого ребенком. В качестве примера такого использова-игры приведем опыт, проведенный В. И. Лениным'. Испытуемыми йь1ли дети в возрасте от трех до двенадцати лет. Методика исследо-дния состояла в следующем. В центре большого по площади стела да его поверхности лежала конфета или какая-либо другая очень привлекательная для ребенка вещь. Дотянуться и достать ее рукой, 'м> у края стола, было практически невозможно. Ребенку, если бы ищу удалось достать конфету или данную вещь, не залезая на стол, разрешалось взять ее себе. Недалеко от положенной на столе вещи уходилась палочка, о которой ребенку ничего не говорилось, т. е. не разрешалось и не запрещалось пользоваться ею во время эксперимента. Проведено было несколько серий опытов с разными испытуемыми ц в разных ситуациях.

 

Первая серия. Испытуемый -ученик IV класса, возраст 10 лет. течение почти 20 мин ребенок руками безуспешно пытается достать Конфету, но у него ничего не получается. В ходе опыта он случайно одевает лежащую на столе палочку, сдвигает ее, но, не воспользовавшись ею, аккуратно кладет на место. На заданный экспериментатором вопрос: <Можно ли достать конфету другим способом, не руками?> - ребенок смущенно улыбается, но не отвечает. В этой же йрии опытов участвует дошкольник, ребенок в возрасте 4 лет. Он сразу же, не раздумывая, берет со стола палочку и с ее помощью Придвигает к себе конфету на расстояние вытянутой руки. Затем покойно берет ее, не испытывая при этом ни тени смущения. Большинство детей в возрасте от 3 до 6 лет успешно справляются с заданием первой серии при помощи палочки, в то время как более старшие рт не пользуются палочкой и задачу не решают.

 

Вторая серия. На этот раз экспериментатор выходит из комнаты 'оставляет в ней старших детей в присутствии младших с заданием аршим во что бы то ни стало в его отсутствие решить задачу. Теперь Мее старшие дети справляются с задачей как бы с подсказки млал-, которые в отсутствие экспериментатора побуждают их восполь-аться палочкой. В первый раз на предложение младшего ребенка ь палочку старший отвечает отказом, заявляя при этом: <Так

 

*дый умеет>. Из этого заявления очевидно, что способ доставания Дмета с помощью палочки старшему хорошо известен, но он им Стельно не пользуется, так как воспринимает данный способ, видимому, как слишком простой и запрещенный. 'Ретья серия. Испытуемого - младшего школьника - оставляют "о в комнате, скрытно наблюдая за тем, что он будет делать.

 

- еще более наглядно выступает то, что решение задачи при по-Гпалочки ребенку хорошо известно. Оставшись один, он берет

 

"ччн Я. //. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хре-"" мо возрастной и педагогической психологии. Ч. 1.- М., 1980.

 

палочку, подвигает ею желаемую конфету на несколько сантш к себе, затем кладет палочку и снова пытается достать конфе кой. У него ничего не получается, так как конфета еще очень д< Ребенок вновь вынужден воспользоваться палочкой, но, сдед1 неосторожное движение, он случайно подвигает к себе конфету ком близко. Тогда он вновь отталкивает конфету к середине но не так далеко, оставляя ее в пределах досягаемости руки. 1 этого он кладет палочку на место и с трудом, но все же рукой д1 конфету. Так полученное решение задачи его, по-видимому, м< но устраивает, и он не испытывает угрызений совести.

 

Описанный эксперимент свидетельствует о том, что в в< соответствующем примерно времени обучения в начальных школы, младшие школьники, опираясь на усвоенные соцщ нормы, могут произвольно регулировать свое поведение в отс взрослого. Детям дошкольного возраста это еще недоступно

 

В. И. Аснин отмечает, что старшие дети, которые прй усилия для того, чтобы достать желаемую конфету руками с радостью принимали ее в подарок от взрослого. Те ке кто с точки зрения существующих нравственных норм сде< незаконно, т. е. добыл конфету <запрещенным> способом с пс палочки, или. вообще отказывались от награды, или же прй1 ее с явным смущением. Это свидетельствует о том, что у летщ шего школьного возраста в достаточной степени развита сам1 и они в состоянии самостоятельно следовать определенны ваниям, оценивая свои поступки как хорошие или плохие в мости от того, соответствуют или не соответствуют они саи

 

В младшем школьном возрасте, кроме того, мы встреч достаточно развитым рефлексивным чувством, со способно бенка правильно оценивать и понимать, как он выглядит со1 судить о своем поведении с точки зрения социальных ноЦд достойном или недостойном. Можно предполагать, что дет шего школьного возраста хорошо известно,.что такое сове ность, порядочность, а также другие нравственные качеству ти, причем в определенной степени эти качества представ них самих. '

 

Психодиагностические игры, подобные описанной, можи< зовывать и проводить с детьми в школе и дома. Они ел) рошим подспорьем в воспитании детей, так как позволяют Ц но точно устанавливать, какие качества личности и в како уже сформированы или не сформированы у ребенка.

 

ВОСПИТАНИЕ В УЧЕНИИ

 

Поскольку учение предполагает общение и взаимодей< дей, то оно включает воздействие личности учителя на лиЧ) ника. Следовательно, в учебной деятельности происходит. научение, но также и воспитание. В самомучении человеке

 

чяо

 

11отся не только знания, умения и навыки но формируются и зацепляются определенные качества личности, склонности, способ-сти, интересы, потребности, черты характера.

 

Основное содержание воспитательной работы, выполняемой в на-дьный период учения, связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, широких и глубоких познавательных интересов, люб-дц к истине, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Эти качества личности вместе с другими, уже рассмотрении нами, закладываются в дошкольном возрасте. 'Их воспитание зависит от людей, которые с детства окружают ребенка, от их эрудированности, от доступности самому ребенку разнообразной инфор-иации.

 

Любознательность детей дошкольного возраста - а она у большинства детей этого возраста проявляется вполне естественным образом - надо всячески поддерживать и развивать. Необходимо обстоятельно, доступно и честно отвечать на вопросы, интересующие ребенка, учить его самого находить на них ответы. Обучившись читать, ребенок в возрасте около 10-12 лет вполне в состоянии это делать сам. В распоряжении родителей и детей сейчас имеется целая библиотека справочной литературы по различным предметам. Эта литература имеется в библиотеках в пределах доступности для каждого ребенка. Очень важно с первых лет обучения в школе научить его самостоятельно работать с книгой, самому находить в справочной литературе то, что его интересует.

 

Конец младшего школьного возраста связан обычно с окончательным закреплением в психологии ребенка потребности в достижении успехов или противоположной ей потребности избегания неудачи. Вспомним, что начало формирования этой потребности относится <раннему дошкольному возрасту, так что всь период ее развития < закрепления охватывает примерно десять лет. Ближе к завершению младшего школьного возраста ребенок осознает жизненное эначение данной потребности и динамику ее функционирования. Дети, в частности, начинают различать способности и прилагаемые УСИЛИЯ и понимать, что их успехи зависят от старания-.

: Большое влияние на осознание личностных и внеличностных фак-РОВ, от которых зависит успех, оказывают оценки, даваемые детям "телями. Школьники 1П_V классов способны различать, когда и заслужены и когда они не соответствуют реальным успехах. ановлено, например, что, чем легче задача, за успешное решение "орой ученик удостаивается похвалы учителя, тем с большим осно-м он считает, что учитель низко оценивает его способности. И, "Ротив, чем труднее задача, после неудачного решения которой к получает от учителя порицание, тем скорее он сделает вывод Осокой оценке учителем его способностей. Иными словами, уче-вполне понимает, что дефицит способностей может быть компен-н приложением усилий и, наоборот, недостаточность усилий р быть дополнена развитыми способностями. Это обычно и Годит в возрасте около 10-12 лет.

 

Для того чтобы достичь данного уровня психологическог вития, ребенок должен понять, что оценивать и хвалить людей не столько за способности, сколько за прилагаемые усилия, 4101 ду усилиями и способностями имеются взаимодополняющие, ко1 сирующие отношения. При низких способностях можно добиты сокого результата за счет старания, а при отсутствии должног рания - за счет высокоразвитых способностей. Осознание факта, происходящее обычно в начале подросткового возраст новится сильным стимулом для самосовершенствования и на; сознательной мотивационной основой для самовоспитания.

 

Если неудача приписывается отсутствию необходимых то она не вызывает огорчения у большинства детей этого вс поскольку не заставляет их усомниться в своих способностя характерно главным образом для тех детей, у которых домшЭ мотивация достижения успехов, а не избегания неудач. У пят сников, например, удовлетворенность успехами коррелирует с] гаемыми усилиями в ситуации, когда им приходится соревщк со сверстниками. Для недовольства постигшей неудачей это., рактерно.

 

В случае успеха установлена значимая корреляция меа достью по поводу успеха и отнесением его на счет способностх прилагаемых усилий. Это говорит о том, что между 10 и 12: способности становятся значимым фактором при оценивании жении и порождают у детей соответствующие эмоции. В бол1 нем возрасте ссылка на способности обладает таким жеде&1 но только в ситуации успеха. Неудача на фоне значительные женных усилий, напротив, воспринимаете детьми с вырад отрицательным аффектом, поскольку приводит их к выводу статочных способностях.

 

Для правильного воспитания стремления к достижениЮЯ важно решить вопрос о том, как развитие данного стремлено сит от стиля общения взрослых и детей, от характера их взаЩ шений, складывающихся в ситуациях, где возможно дост успеха в какой-либо деятельности. Было показано, что темат ти которых во время обучения в начальных классах школьЯ ляли тенденцию избегать неудачи, в отличие от тех матер дети, напротив, обнаруживали доминирующее стремление хам, характеризуются' следующими склонностями в обр с детьми:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.