Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура программ 4 страница




• были бы адекватны характеру причин;

• учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт;

• носили бы конструктивный характер;

• соответствовали бы целям улучшения межличностных отношений.

Тема 6

Диагностика в педагогической конфликтологии

Примерный план работы над темой

• Самоанализ учителя.

• Изучение объективных факторов в педагогической конфликтологии.

• Диагностика эмоционально-мотивационной сферы личности.

Методические особенности работы над темой

Умение контролировать и управлять конфликтами, предотвращать и локализовывать их, во многом зависит от личностных качеств учителя, его мировоззрения и жизненных принципов.

Авторитет учителя, уважение родителей и педагогического коллектива, внимание общественных организаций, предопределяют возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Потенциал личности характеризуется результатами самоанализа, а также отношением к поведению и деятельности учителя, педагогического коллектива, школьников, родителей, администрации школы.

Диагностика в педагогической конфликтологии – система действий, направленных на изучение психологических, возрастных, индивидуальных, социокультурных особенностей субъектов профессиональной деятельности с целью предупреждения, ограничения, управления и контроля проблемной ситуацией в системе образования.

Диагностика и анализ полученных результатов, мнений, оценок позволит учителю прогнозировать и предопределять развитие событий, а также уменьшить влияние негативных отношений на психическое и эмоциональное состояние личности.

Для получения необходимой информации используют следующие приемы: беседа, анкетирование, опрос, тестирование (прямое, выборочное, сплошное), наблюдение.

Диагностика эмоционально-мотивационной сферы личности – класс методик, объединенных по принципу потребностей и причины поступков человека. Для того чтобы проникнуть в мотивационную сферу, учитель должен спровоцировать у испытуемого спонтанную экспрессию своих эмоций в адрес определенных стимулов. Этому с равным успехом способствуют разнообразные вербальные и невербальные стимулы.

Методики диагностики эмоционально-мотивационной сферы личности по операционному статусу делятся на два класса:

• Стандартизированные диагностические процедуры – тесты (прежде всего опросники).

• Индивидуализированные диагностические процедуры (проективные техники), в которых решающее значение имеет экспертная оценка.

Литература

Андреев В.И. Конфликтология: искусство опроса, ведение перговоров, разрешение конфликтов. Казань, 1992.

Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешение межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М., 1992.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.

Амватер ИЯ. Я Вас слушаю. М., 1988.

Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург, 1995.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб., М., 1997.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. Мн., 1996.

Ворожейкин И.Е., Кибанов АЯ, Захаров Д.К. Конфликтология: Учеб. М., 2000.

Воронин Г. Конфликты в школе // Социс. № 3, 1994.

Гласс Л. Вредные люди. СПб., 1997.

Горелкин В.А., Горелов А.Ф., Кононенко А.Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системе управления. М., 1992.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

Гришина Н.В. Я и другие. Л., 1990.

Гришина Н.В. Двайте договоримся. СПб., 1993.

Горомова О.Н. Конфликтология. М., 1998.

Диксон Ч. Конфликт. СПб., 1997.

Дональдсон М.К., Дональдсон М. Умение вести переговоры для чайников. Киев – Москва, 1998.

Дубовик ОЛ, Кудрявцев В.Н. и др. Юридический конфликт: сферы и механизмы. М., 1994.

Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.

Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991.

Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993.

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

Зимбардо Ф., Ляй М. Социальное влияние. СПб., 2000.

Иванов Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб., Рига, 1997.

Кандыбо В.И., Басков В.П. Введение в конфликтологию. Ярославль, 1993.

Каррас ЧЛ. Искусство ведение переговоров. М., 1997.

Киселев И.М. Конфликт в художественном произведении. Киев, 1962.

Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М., 1978.

Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. М., 1994.

Коновалов В.В. Конфликт. Л., 1998.

Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990.

Конфликты. Сущность и преодоление: Метод. материалы. М., 1992.

Корнелиус Х, Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992.

Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Саратов, 1976.

Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество / Под ред. Е.Н. Ивановой. Рига – СПб., 1995.

Лефевр ВА, Смолян Г.Л. Алгебра конфликта. М., 1968.

Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М., 1998.

Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

Маецкий З. Социальные конфликты. М., 1974.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

Мастенбурк В. Переговоры. Калуга, 1993.

Международные конфликты. М., 1972.

Мици П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. М., 1998.

Ниренберг Д. Маэстро переговоров. Мн., 1996.

Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. М., 1992.

Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методические проблемы социальной психологии. М., 1977.

Пиз А. Язык телодвижений. Новгород, 1992.

Преториус Р. Теория конфликта // Полит. исследования. № 5, 1991.

Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сольченко. Мн., 1999.

Проблема конфликта в западной социологии /Отв. ред. А.Г. Здравомыслов. Нижний Новгород, 1994.

Пронин С.В., Давыдов А.П. и др. Социальные конфликты в современном обществе. М., 1993.

Рояк А.К. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М., 1988.

Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. М., 1996.

Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. М., 1977.

Самоукина Н. Педагогический конфликт // Народное образование. № 4. 1993.

Скворцов В.В. Способы разрешения конфликтов. М., 1986.

Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.

Советы психолога менеджеру /Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб., 1994.

Сопер П. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону, 1995.

Смюарм Я., Джойинс В. Современный транзактный анализ. СПб., 1996.

Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта / Сост. Хасан Б.И. Красноярск, 1990.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1990.

Фишер Р., Эмель Д. Подготовка к переговорам. М., 1996.

Ходжсон Дж. Переговоры. Мн., 1998.

Черняк Е.Б. Вековые конфликты. М., 1988.

Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.

Чистяков ТА. Педагогический конфликт и способы его преодоления. М., 1987.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. М., 1994.

Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты. Брест, 1992.

Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М., 1996.

Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М., 1993.

Юридическая конфликтология / Отв. ред. Кудрявцев В.Н. М., 1995.

 

Приложение 4 Специальный курс «Риторика для учителя»

 

Объяснительная записка

Искусство педагога – преимущественно речевое, и от степени овладения им во многом зависит, достигнет ли он не только внимания учеников, но и гораздо более важного – сотворческого, продолжающего и развивающего восприятия всего нового. Каждая фраза учителя в той или иной мере улучшает восприятие, направляет движение творческого поиска, устанавливает определенный уровень взаимоотношений со школьниками. Нередко, блестяще владея методическими принципами организации и проведения урока, педагог оказывается бессилен в его речевом оформлении, в превращении учебного процесса в интересный, увлекательный и захватывающий диалог со школьниками. Картина этого общения у каждого педагога своя, однако, общие моменты оптимального речевого взаимодействия с учеником дает только риторика. Педагог со знаниями и умениями по риторике, чувствует себя уверенно в классе, ибо он знает, что диалог состоится, важно лишь уметь поддержать его проблемно-поисковый характер, при котором одна мысль неизбежно рождает другую, и все вместе будет помогать школьнику в обучении.

Каждый человек заинтересован в умении говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми, в семье, на работе, в школе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе слово становится мощным инструментом, если оно сказано правильно, искренне и вовремя.

Дар слова – одна из величайших способностей людей, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово – средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится высоко. Эта способность является составной частью культуры человека, его образованности. Оно фиксирует уровень развития общества и делает возможным его дальнейший рост, служит мощным орудием непосредственного влияния на разум и волю людей, формирование их убеждений и даже поведения.

С древних времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. На все эти и другие вопросы нам дает ответ риторика, которая является наукой о законах изобретения, построения и выражения мыслей в речи.

Еще мыслители древности справедливо считали, надо научиться пользоваться своей речью для того, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, говорить с теми, кто с вами не согласен, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией. Наверное, нет таких сфер деятельности человека, где не пригодилось искусное владение словом, а в некоторых оно просто необходимо и является обязательным условием эффективной работы.

Применительно к педагогике риторика – система взаимодействий, характеризующих как жанры учебной речи, так и ситуации, возникающие в процессе общения. Она стремится помочь ответить на последовательно возникающие вопросы учащегося, слушающего речь педагога. Заинтересовать, показать реальную необходимость, определить направления совместного поиска – путь учителя к личности школьника. И риторика, обеспечивающая максимальное воздействие слов учителя на реципиента (воспринимающего), делает общение более интересным и продуктивным.

Общение со школьниками – это наука и искусство, где важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии со школьниками, должен учиться этому.

В современной педагогике актуально понятие учительского творчества и признание драматургической организованности урока, речевой партитуры, составляемой учителем. Вместе с тем, эти понятия из области дидактических и методических категорий переходят и в область риторики, также напрямую обращенной к творчеству как речевому поведению учителя и как следствию его.

Актуальность предлагаемой программы «Риторика для учителя» обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных увлечь и воздействовать на школьников, прежде всего, словом.

Данная программа предназначена для студентов педагогических специальностей, цель которой – помочь будущим учителям различных предметов овладеть умениями и навыками искусства слова и публичного выступления в учебной и обыденной деятельности.

Программа имеет свое содержание, в которое входит план работы над темой, содержит методические особенности и указания для работы над ней, список рекомендуемой литературы, тесты и задания для самоконтроля.

Предлагаемая программа имеет следующую структуру

Данный спецкурс рассчитан на 36 ч: лекции – 22 ч, семинары и практические занятия – 14 ч.

Основные формы работы по спецкурсу: использование литературных источников, подготовка и выступление с докладами, рефератами и сообщениями, решение и моделирование различных задач и ситуаций, проведение деловых и ролевых игр и другие.

 

Тема 1

Педагогическая риторика. Предмет и задачи курса

Примерный план работы над темой

1. Введение.

2. Предмет и задачи курса риторика для учителя.

3. Связь риторики с другими научными дисциплинами.

Методические особенности работы над темой

Риторика – наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определенным образом воздействующей речи. Ярко и эмоционально произнесенное слово всегда оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих.

Риторика позволяет педагогу организовать свою речь точно, логично, убедительно, а в лице учеников обрести вместо полемистов – единомышленников, творческое взаимодействие с которыми, способствует его организации как интересного, захватывающего действия, способного передать информации во много раз больше, чем это может сделать традиционное занятие. Любое педагогическое воздействие предполагает прежде всего самопроявление педагога в речи: при помощи ее он обучает, воспитывает, склоняет к собственной точке зрения, спорит, создает различные образы, наиболее прочно входящие в сознание учащихся.

Слово способно существенно влиять на состояние человека, и для педагога это важно, так как он всегда стремится к оптимальности восприятия материала, взаимопониманию с учеником.

Риторика основана на многих научных дисциплинах: философия, логика, этика, эстетика, психология, языкознание, педагогика.

Следует особо подчеркнуть и показать особенности связи курса педагогической риторики с каждой из указанных выше дисциплин.

Основные умения и навыки: характеризовать основные понятия педагогической риторики и ее методологические особенности; определять специфику науки, ее связь с другими дисциплинами.

Тема 2

История педагогической риторики: истоки, пути становления и развития

Примерный план работы над темой

1. Педагогико-риторический идеал античности.

Речевая и педагогико-риторическая культура в досократовский период. Философские взгляды софистов, Сократа, Платона. Риторический идеал Сократа и Платона в восприятии Цицерона. Идеал совершенного оратора. Педагогико-риторический идеал Квинтилиана.

2. Становление педагогико-риторической науки в России.

Речевая культура и педагогико-риторические принципы в Древней Руси. Памятники древнерусской литературы.

Педагогические и риторические сочинения Макария, М.И. Усачева, Ф. Прокоповича.

Педагогико-риторические идеи и речевые образцы в «Кратком руководстве к красноречию» М.В. Ломоносова.

Нормы педагогического общения и черты педагогико-риторического идеала в российской системе образования первой половины Х1Х в.

Риторические и педагогические взгляды В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского.

3. Развитие педагогико-риторической мысли в Казахстане.

Речевая и педагогико-риторическая культура в период формирования казахских родов и племен. Идейное своеобразие народного предания о Коркыте, исторических преданий (легенд) о Майкы би, Аяз би.

Педагогико-риторические идеи ораторов XIV–XVI вв. Асанкайгы, Жеренше шешен.

Философские взгляды ораторов III периода развития казахского ораторского искусства – XVIII в. (Кабанбай, Богенбай, Жанибек, Толе би, Айтеке би, Казыбек би).

Риторические идеи ораторов IV периода казахского ораторского искусства XIX – начала XX в. – (И. Тайманов, Бекболат би, А. Иманов и др.).

Практическая направленность казахского ораторского искусства.

Методические особенности работы над темой

История ораторского искусства является важной частью истории культуры человечества. Знакомство с историей педагогического ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру учителя, способствуют лучшей подготовке к практической деятельности.

Обращаясь к путям становления современного речевого идеала, нельзя не остановиться на значительном периоде античной классики, связанном с теоретической и практической деятельностью ораторов. Риторика на первых этапах своего становления была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству – риторической педагогикой. Уже тогда была впервые осознаны роль и могущество слова как средства формирования человеческой души, сила словесного воздействия на эмоции и волю человека.

Профессиональные учителя красноречия, софисты поставили словесное воздействие на небывалую высоту, отразив его поистине высокий статус. Софисты не только построили первую теорию словесного воздействия, но и воплощали ее в своей риторико-педагогической деятельности, гордились своим умением обучать средствам словесного воздействия, риторическому мастерству.

Риторическая концепция Цицерона как авторитета ораторского гения Рима оказала особое влияние на становление и судьбу риторики нового времени и на европейском Западе, и в России. Идеалом совершенного оратора считался тот, который своим словом учит слушателей, доставляет удовольствие и производит на них сильное впечатление. Учить – обязанность оратора, доставлять удовольствие – честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление – необходимо.

Особое место в трудах Квинтилиана занимает проблема воспитания оратора в школе красноречия, даны принципы организации работы.

Памятники литературы Древней Руси позволяют судить о статусе слова в духовном мире человека, о месте словесного мастерства в жизни общества. Античное наследие взаимодействует с христианскими нравственными заповедями. Возникший на основе этих традиций древнерусский риторический идеал отличается гармонической уравновешенностью и определенностью.

Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика еще Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась хорошей риторической подготовкой. Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях», которое легло в основу первых русских учебников по теории красноречия.

«Риторика» митрополита Макария переписывалась и изучалась в течение всего XVII столетия, и до петровского времени это был основной учебник риторики в России. Макария рассматривает не только основные виды речей – научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные речи при решении государственных дел), показующий (хвалебные), но и особо говорит о ее трех родах – смиренном (обиходная), высоком (образная) и мерном (письменная и деловая).

«Риторика» М.И. Усачева и риторические сочинения Ф. Прокоповича получили широкое распространение в духовных академиях и церковных школах и сводились, в основном, к решению трех главных задач – «научити», «усладити» и «возбудити».

Первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т. е. оратории и поэзии, сочиненная в пользу «любящих словесные науки» был написан «отцом российского красноречия» М.В. Ломоносовым. Он определяет риторику как науку о письменной и устной речи; это свод правил, предлагалось использовать в тех произведениях, в которых затрагивались преимущественно государственные, общественные и религиозно-философские темы. В своем труде он выделяет собственно риторику, т. е. учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов; ораторию, сочинению речей в прозе; поэзию, наставление к поэтическим произведениям.

«Риторика» Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в XVIII в., но и в последующие годы. В нем автор уделяет особое внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.

Интересна и своеобразна развитая В.Г. Белинским риторика детской книги, в которой изложены главные требования критика – соответствие содержания и формы детской литературы возрасту ребенка; основной критерий «годности» книги – то, что она должна быть интересна и взрослому, но составлена и написана так, чтобы легко была воспринята ребенком. Белинский разрабатывает свою риторику учебной книги, очерчивает собственный педагогико-риторический идеал.

Н.И. Пирогов в своей концепции рассматривал эффективность педагогической речи, им сформулированы следующие принципы: изложение предмета должно соответствовать его характеру; личности и степени развития школьника и самого учителя. Кроме того, им особо выделена одна из областей педагогической риторики – педагогическая эвристика, теория и мастерство речи в процессе изучения учебной дисциплины.

К.Д. Ушинский представлял воспитание речевой культуры учителя в соответствии с национально-культурным эстетико-риторическим образцом. Именно в его работах даны конкретные рекомендации по педагогической эвристике, и соображения об использовании слова в нравственном воспитании личности.

Ораторское искусство неразрывно связано с обществом и его развитием. В процессе формирования казахских родов и племен из различных слоев населения выделялись отдельные личности, склонные к углубленному мышлению, импровизации, обладавшие даром красноречия. С их именами, овеянными легендами, связаны этапы развития казахского ораторского искуссства.

Жырау аулие Коркыт – создатель первого смычкового инструмента (кобыза), одаренный музыкант, поэт – импровизатор, мудрый советник ханов, полководцев-батыров, шаман-провидец, защитник простого народа, противопоставил смерти свое искусство.

Майкы внес большой вклад в единение раздробленных казахских родов, создания первого ханства во главе с Алашой. Он оставил после себя образцы красноречия, назиданий, мудрых изречений.

По народным легендам Аяз был ханским визирем, затем провозглашен ханом, прославился как мудрый общественный деятель, глава целого народа. Сохранились мудрые и крылатые изречения Аяза, назидания, подтверждающие красноречивость, афористичность и метафоричность его высказываний.

Следующий период развития казахского ораторского искусства связан с именами Асанкайгы и Жеренше шешена. Образцами подлинно ораторской речи являются широко бытующие в народе меткие красочные оценки, характеристики и изречения.

Расцвет казахского ораторского искусства приходится на XVIII в., когда возросло значение биев и народных предводителей, сплотивших и возглавивших силы, способные противостоять захватчикам. Выступления ораторов способствовали пробуждению степи, избавлению ее от многовекового азиатского застоя. Наряду с именами известных батыров Кабанбая, Богенбая, Жанибека, сыгравших огромную роль в борьбе против иноземных захватчиков, широко прославились имена Толе би, Айтеке би, Казыбека би, известных и влиятельнейших биев своей эпохи, в совершенстве владеющих искусством слова.

Следующий период развития казахского ораторского искусства приходится на XIX – и начало XX в., когда в результате присоединения Казахстана к России происходит процесс ликвидации ханской власти. Национально-освободительное движение выдвинуло таких своих героев, народных батыров и ораторов, как И. Тайманов, Бекболат би, А. Иманов, Т. Рыскулов и другие.

Основные умения и навыки: устанавливать связь риторических идей с общественно-политическим строем, характеризовать своеобразие каждого периода развития риторической мысли в Казахстане.

Тема 3

Риторика общая и педагогическая: законы и направления взаимодействия

Примерный план работы над темой

1. Законы риторики и гармония речевого события.

2. Взаимосвязь законов риторики.

3. Риторические средства и принципы их выполнения.

Методические особенности работы над темой

Педагогическая риторика предполагает необходимость внешней, эксплицитной выраженности структуры речи как целого, и осведомленность в ней всех участников общения, четкую локализацию каждого момента разговора.

Наиболее полно следует рассмотреть наиболее общие законы современной риторики:

1. Закон гармонизирующего диалога, предполагающего и определяющего три наиболее частных по отношению к нему, но все же достаточно высоких по уровню обобщенности закона, посредством которых он также реализуется.

2. Закон хронотопической ориентации адресата – организация речи таким образом, чтобы получатель видел ее конечную цель.

3. Закон эмоциональности речи.

4. Закон удовольствия (гедонистический).

Основные умения и навыки: анализировать законы и принципы общей и педагогической риторики, реализации их в практике.

Тема 4

Преподавание как творческое взаимодействие педагога и ученика

Примерный план работы над темой

1. Особенности речевого общения педагога и ученика в процессе обучения.

2. Риторика и техника преподавания учителя.

Методические особенности работы над темой

Главным аспектом коммуникативного (речевого) поведения педагога является его способность к социальному воображению, т. е. постановке себя на место учащегося.

План урока, примеры, проблемность, поисково-творческий характер – дидактика творческого взаимодействия, основанная на риторически грамотных акцентах творческой деятельности как педагога, так и ученика. Это предполагает внимание на предметы и явления через создание опорных схем, клипов, эскизов, сценариев, самих уроков. Ученик не поймет сказки, если сам не научится сочинять ее – хотя бы в рамках примитивных схем. Он не освоит физического закона, если при помощи фантазии не представит себе ситуацию из жизни, где он применим. Если создать ситуацию сказочности (особенности ритмико-интонационного характера речи учителя, ее темп, нетрадиционный тембр, образность, переданное голосом изумление), – ученик не только проникнет в мир волшебства, но и сам испытает стремление создать что-то свое.

Риторическое мастерство учителя не в манере говорить (она у каждого из них своя), а в способе творить, приводить примеры, воздействовать словом не только на слух, но и на воображение, формирующее специфическое внутреннее видение предмета, удерживающее его в сознании и памяти ученика. Педагог по химии, ярко и эмоционально рассказывая о строении воды, может предложить ребятам сочинить сказку о встрече атомов водорода и кислорода, историк – создать модель средневекового замка, придумать легенды, с ним связанные. Учитель литературы дает задание рассказать произведение А.П. Чехова «Хамелеон» с помощью пантомимы, и ребята начинают понимать то, что до этого не казалось им смешным. Но всему этому способствует не только предметно-методическая, но и риторическая подготовка, ведь необходимо организовать подачу творческого задания так, чтобы учащиеся чувствовали необходимость в его выполнении, а не попытку заинтересовать предметом.

Основные умения и навыки: знать сущность коммуникативного акта, особенности процесса речевого общения, уметь рассматривать процесс преподавания как творческого взаимодействия педагога и учащихся, видеть специфические особенности преподаваемой дисциплины в риторическом развитии учащихся.

Тема 5

Методика работы над речью, особенности ее воспроизведения

Примерный план работы над темой

1. Подготовка речи. Определение темы, вида, целевой установки речи, ее названия.

2. Композиционно-логическое расположение частей речи.

3. Введение, начало речи, его функции и структура.

4. Главная часть речи. Виды связи в главной части речи.

5. Заключение, его функция и структура.

Методические особенности работы над темой

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. Д. Карнеги прав, утверждая, что «многие ораторы совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.