Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Орган. Системы органов. Аппараты органов




Орган – это часть тела, имеющая определенную форму, расположение, строение и функции. Каждый орган образован разными ткани, причем, одна из них является основной, а остальные – вспомогательными. Паренхима – это основная, функциональная ткань органа, а строма – его опорная ткань. Например, для мозга основная ткань - нервная, для скелетной мышцы – мышечная. Вспомогательные функции в каждом органе выполняют: эпителий, выстилая слизистые оболочки пищеварительных, дыхательных и мочеполовых органов; соединительная ткань осуществляет опорную, трофическую функции, формирует строму органов; мышечная ткань участвует в образовании стенок сосудов и полых органов.

Внутренние органы бывают паренхиматозными, сплошными (печень, поджелудочная железа и др.) и трубчатыми, полыми (желудок, трахея и др.). Морфофункциональными единицами органов называются микроскопические образования, осуществляющие основные функции этих органов (в почках – нефрон, в нервной системе – нейрон, в печени – долька, в легких – ацинус).

Различают системы органов и аппараты органов. Система органов – это комплекс органов, имеющих единую функцию, общие происхождение и план строения. В каждой системе есть и трубчатые, и паренхиматозные органы.

В организме человека различают следующие системы органов:

· пищеварительная – объединяет органы, осуществляющие потребность есть и пить;

· дыхательная – включает органы, осуществляющие потребность дышать;

· сердечно-сосудистая, включает сердце и сосуды, осуществляющие потребность в кровообращении;

· мочевыделительная – объединяет органы, осуществляющие потребность выделять из организма продукты метаболизма;

· репродуктивная – объединяет органы, осуществляющие потребность в продолжении рода;

· система регуляции – объединяет нервную, сенсорную системы и эндокринный аппарат, которые обеспечивают с помощью сердечно-сосудистой системы потребность в регуляции функций организма и связи организма с внешней средой.

Аппарат органов - это комплекс органов, связанных общей функцией, но имеющих разное строение и происхождение (опорно-двигательный, эндокринный, мочеполовой).

Внутренние органы, внутренности, лежат в полостях – грудной, брюшной, полости малого таза. Подвижные внутренние органы покрыты серозными оболочками, уменьшающими трение. Они расположены в серозных полостях – парных плевры и яичка (у мужчин) и непарных перикарда и брюшины. Серозные оболочки - это плевра, перикард, брюшина, серозная оболочка яичка (у мужчин). Они гладкие, блестящие, влажные, покрыты однослойным плоским эпителием, под которым находится тонкий слой рыхлой волокнистой соединительной ткани, богатой сосудами. Серозные оболочки имеют два листка – висцеральный (внутренностный), срастающийся с поверхностью органа, и париетальный (пристеночный) листок, срастающийся со стенками серозной полости. Узкая, щелевидная серозная полость образуется между листками оболочки и содержит немного серозной жидкости, по составу близкой к плазме крови.

Кроме серозных оболочек, в организме имеются слизистые и синовиальные оболочки. Слизистые оболочки выстилают стенки трубчатых органов - пищеварительных, дыхательных, мочеполовых, содержат много слизистых желез. Слизь обеспечивает вязкость поверхности оболочки. Синовиальные оболочки выстилают полости суставов. Синовиальная жидкость смазывает, увлажняет суставные поверхности, уменьшая трение.

Комплекс систем и аппаратов органов образует целостный организм человека, в котором все части взаимосвязаны. Важнейшими являются нервная, сердечно-сосудистая системы и эндокринный аппарат.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Строение, состав, функции клетки.

2. Понятие о ткани, основные виды тканей.

3. Особенности строения, расположения и функции эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной ткани.

4. Понятие об органе, системе органов, аппаратах органов.

5. Понятие о серозных полостях тела человека. Строение, расположение серозных, слизистых и синовиальных оболочек.

Задание №1. Выберите одно правильное утверждение:

1. Ферменты по химическому составу являются:

A) белками

B) углеводами

C) жирами

D) минеральными веществами

2. Органоидами, ответственными за синтез белков в клетке, являются:

A) митохондрии

B) рибосомы

C) клеточный центр

D) лизосомы

3. Морфофункциональной единицей нервной ткани является:

A) нейрон

B) нефрон

C) ацинус

D) долька

4. Высокоэнергетическим фосфорным соединением, содержащимся в клетках организма человека, является:

A) АТФ

B) гликоген

C) крахмал

D) глюкоза

5. Единицей наследственности является:

A) ген

B) дезоксирибонуклеиновая кислота

C) рибонуклеиновая кислота

D) геном

6. В митозе участвуют следующие органоиды:

A) клеточный центр

B) митохондрии

C) лизосомы

D) аппарат Гольджи

7. Клетки организма человека (кроме половых) должны содержать:

A) 23 хромосомы

B) 46 хромосом

C) 30 хромосом

D) 20 хромосом

8. Органеллы, обеспечивающие сокращение мышечных клеток, называются:

A) митохондрии

B) миофибриллы

C) рибосомы

D) клеточный центр

9. Аминокислоты – это составные части:

A) белков

B) углеводов

C) жиров

D) витаминов

10. Углеводный запас животной клетки представлен:

A) гликогеном

B) крахмалом

C) жировой клетчаткой

D) нуклеопротеидами

 

Тестовое задание № 2. Найти соответствие:

Тест 1.

Клетка Функции
1.Ядро 2.Оболочка 3.Митохондрии 4.Комплекс Гольджи 5.Эндоплазматическая сеть 6.Клеточный центр 7.Лизосомы 8.Пероксисомы 1) принимает участие в делении клетки 2) защищает клетку, обладает избирательной проницаемостью, рецепторными и электрическими свойствами 3) энергетические функции клетки, образование АТФ 4) переваривание питательных веществ 5) транспорт веществ, их химическая обработка и секреция продуктов необходимых клетке 6) синтез белка в рибосомах. Депо ионов кальция 7) регулирует функции клетки 8) синтез ферментов, метаболизм чужеродных веществ

 

Тест2.

Ткани: Функции:
1.Эпителий 2.Соединительная 3.Мышечная 4.Нервная 1) регуляция всех функций организма. Связь с внешней средой 2) сократимость, возбудимость, проводимость 3) пластическая, трофическая, опорная 4) покровная. Образует железы

Тест 3.

Системы органов: Функции:
1.Пищеварительная 2.Дыхательная 3.Сердечно-сосудистая 4.Мочевыделительная 5.Репродуктивная 6.Система регуляции 1) объединяет нервную, сенсорную системы и эндокринный аппарат, которые обеспечивают потребность в регуляции функции организма и связи с внешней средой 2) объединяет органы, осуществляющие потребность выделять из организма продукты метаболизма 3) объединяет органы, осуществляющие потребность в продолжении рода 4) включает органы, осуществляющие потребность дышать 5) объединяет органы, осуществляющие потребность есть и пить 6) включает сердце и сосуды, осуществляющие потребность в кровообращении

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ. Задание № 1:1-А, 2-В, 3-А, 4-А, 5-А, 6-А, 7-А, 8-В, 9-А, 10-А.

Задание № 2. Тест 1: 1-7; 2-2; 3-3; 4-5; 5-6; 6-1; 7-4; 8-8; Тест 2: 1-4; 2-3; 3-2; 4-1. Тест 3: 1-5; 2-4; 3-6; 4-2; 5-3; 6-1.

 

 

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 3. ПРОЦЕСС ДВИЖЕНИЯ: костИ и их соединения

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О: содержании понятия «процесс движения» и структурах, его осуществляющих; разновидностях движений; принципе рычага в движениях суставов; амплитуде движений в суставах; потребности двигаться и ее роли в удовлетворении других потребностей человека; возрастных особенностях опорно-двигательного аппарата; пассивной и активной части опорно-двигательного аппарата.

ЗНАТЬ: виды, форму костей; строение кости как органа; рост костей в длину и толщину; виды соединений костей; классификацию суставов.

УМЕТЬ: пальпировать основные кости, указать их местоположение на скелете; пользоваться анатомическими терминами

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 5179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.