Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы рефлекторной теории И. М. Сеченова, И. П. Павлова




УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 11. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ (ПСИХИЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О: биоритмах мозга, стадиях сна, критериях оценки психической деятельности.

ЗНАТЬ: структуры, осуществляющие психическую деятельность; физиологические свойства коры больших полушарий; условные рефлексы, их виды; торможение условных рефлексов; формирование динамического стереотипа; электрические явления в коре больших полушарий; I и II сигнальные системы; типы высшей нервной деятельности; формы психической деятельности; физиологические основы памяти, речи, сознания; формирование сознательного поведения, основы интегративной деятельности ЦНС: память, сон, речь.

УМЕТЬ: использовать медицинскую и анатомическую терминологию; показывать в атласе, на таблицах и муляжах структуры, осуществляющие психическую деятельность.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Кора больших полушарий и подкорковые центры являются высшими отделами центральной нервной системы, за счет которых осуществляются сложнейшие взаимодействия организма с окружающей средой.

Впервые представление о рефлекторной деятельности головного мозга было опубликовано И.П. Сеченовым в 1863 году в его книге «Рефлексы головного мозга».

Идеи И.М. Сеченова в дальнейшем были развиты И.П. Павловым, который все рефлекторные реакции организма разделил на две основные группы: безусловные и условные. Он создал метод экспериментального исследования функций коры больших полушарий у животных – метод условных рефлексов. Это позволило И.П. Павлову разработать учение о высшей нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность обеспечивает поведение человека и животных в окружающей среде и является результатом совместной деятельности коры больших полушарий и подкорковых образований. Высшая нервная деятельность осуществляется за счет двух механизмов: инстинктов и условных рефлексов.

Безусловные рефлексы – врожденные, передающиеся по наследству рефлекторные реакции. Они проявляются при наличии раздражителя без специальных условий (например, слюноотделение, глотание, дыхание и т.д.) и имеют готовые, анатомически сформированные рефлекторные дуги. В осуществлении безусловных рефлексов ведущая роль принадлежит подкорковым ядрам, мозговому стволу, спинному мозгу. Они сохраняются и после удаления коры больших полушарий. Эти рефлексы – видовые реакции, потому что они свойственны всем представителям данного вида. Безусловные рефлексы – относительно постоянные рефлекторные реакции, стереотипные, мало изменчивые, инертные.

Инстинкты – это сложнейшие врожденные цепные безусловно-рефлекторные реакции, которые проявляются главным образом за счет активности подкорковых ядер (бледное ядро и полосатое тело) и ядер промежуточного мозга (зрительные бугры и гипоталамус). Инстинкты одинаковы у животных одного вида, передаются по наследству и связаны с жизненно важными функциями организма – питанием, защитой, размножением (половой, родительский и др. инстинкты).

Условные рефлексы – это индивидуальные, приобретенные рефлекторные реакции, которые вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Они осуществляются главным образом за счет деятельности коры больших полушарий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.