Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регуляция мочеобразования




Регуляция мочеобразования происходит нервно-гуморальным путем. Нервная система и гормоны регулируют тонус почечных артерий, поддерживая АД, необходимое для фильтрации мочи.

Гуморальная регуляция

Соматотропный и адренокортикотропный гормоны гипофиза повышают диурез. Вазопрессин, антидиуретический гормон снижает мочеобразование, стимулируя реабсорбцию воды в дистальном канальце и начале собирательных трубочек. Гипофункция этого гормона вызывает несахарный диабет.

Альдостерон - гормон коркового слоя надпочечников - способствует реабсорбции натрия и выведению калия в дистальных канальцах. Он тормозит обратное всасывание кальция и магния в проксимальном канальце.

Ренин (фермент) является важным фактором саморегуляции почки и включается при гипотонии.

Нервная регуляция

Вегетативная нервная система регулирует как процессы клубочковой фильтрации, так и канальцевой реабсорбции.

Симпатические нервы почек в основном сосудосуживающие. При их раздражении суживаются как приносящая, так и выносящая артериолы клубочка, снижается клубочковая фильтрация, уменьшается выделение воды и увеличивается выведение натрия с мочой. Если суживаются только выносящие артериолы - диурез увеличивается. Симпатические нервы стимулируют секрецию ренина.

Кора больших полушарий влияет на почки через вегетативные нервы и гипоталамус, где вырабатывается вазопрессин.

D3 секретируется эпителием почечных канальцев и является активной формой витамина D. Он регулирует кальциевый обмен, стимулируя интенсивное всасывание кальция в кишечнике. У детей при недостатке D3 развивается рахит. Процесс преобразования D3 в почках регулируется паратгормоном паращитовидных желез.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Функции почек.

2. Понятие о гомеостазе и внутренней среде организма.

3. Фазы образования мочи.

4. Клубочковая ультрафильтрация, ее анатомо-физиологическое обеспечение.

5. Канальцевая реабсорбция, ее физиологическая роль.

6. Канальцевая секреция и синтез, их физиологическая роль.

7. Образование и состав конечной мочи в норме и патологии.

8. Нервная регуляция работы почек.

9. Гуморальная регуляция работы почек.

Акт мочеиспускания, его сложнорефлекторная регуляция.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Сущность процесса выделения.

2. Выделительные органы и их экскреты.

3. Почки - основной выделительный орган.

4. Топография почек.

5. Фиксирующий аппарат почек.

6. Наружное строение почек.

7. Внутреннее строение почек.

8. Нефрон - структурно-функциональная единица почки.

9. Почки как “барометр” сердечно-сосудистой системы.

10. Строение, функции мочеточников.

11. Строение, функции мочевого пузыря.

12. Строение, функции женского и мужского мочеиспускательного канала.

 

Задание №1. Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Фильтрация первичной мочи происходит в:

A) пирамидах

B) лоханке

C) почечном тельце

D) петле Генле

2. Фильтрация в большинстве клубочков почечного тельца снижается при:

A) снижении АД ниже 80 мм рт.ст.

B) повышении АД выше 190 мм рт.ст.

C) повышении давления в клубочке тельца

D) при повышении уровня вазопрессина

3. Заболевание почек, характеризующееся поражением капиллярных клубочков, называют:

A) гломерулонефрит

B) пиелонефрит

C) нефроз

D) цистит

4. Секреция ренина в почках увеличивается:

A) при уменьшении содержания Nа+

B) при увеличении содержания Nа+

C) при уменьшении содержания К+

D) при увеличении содержания К+

5. Секреция альдостерона усиливается при:

A) гипонатриемии

B) гипернатриемии

C) гиперкалиемии

D) гипокалиемии

6. Реабсорбция в почечных канальцах не регулируется гормонами:

A) адреналином

B) альдостероном

C) окситоцином

D) антидиуретическим гормоном

7. Факторы, определяющие величину периферического сопротивления току крови:

A) просвет артериол

B) работа сердца

C) вязкость крови

D) тонус вен

8. Основные факторы, определяющие величину АД:

A) масса циркулирующей крови

B) работа сердца

C) просвет артериол

D) тонус вен

 

Задание № 2. Заполните таблицу:

Органы выделения

Название органа Название системы органов Экскреты
ПОЧКИ    
ЛЕГКИЕ    
КОЖА    
ЖКТ    

 

Задание № 3. Найти соответствие:

1.Гематурия 2.Пиурия 3.Глюкозурия 4.Протеинурия 5.Изостенурия 6.Никтурия 1) примесь гноя в моче 2) примесь крови в моче 3) ночное выделение мочи 4) выделение мочи, одинаковой по удельному весу во всех порциях 5) появление белка в моче 6) появление сахара в моче

 

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Задание №1: 1-С, 2-А, 3-А, 4-А, 5-А, 6-А,С, 7-A,C, 8-A,B,C.

Задание №2. Органы выделения

Название органа Название системы органов Экскреты
1. ПОЧКИ   Мочевыделительная избытки воды, минеральных солей, продукты обмена белков - мочевина, мочевая кислота, креатинин
2. ЛЕГКИЕ   Дыхательная воду, углекислый газ, летучие ароматические вещества (в пище, питье, лекарствах), продукты неполного окисления жира (ацетон) при диабете
3. КОЖА   Сенсорная система воду, минеральные соли, белковые шлаки
4. ЖКТ   Пищеварительная система твердые шлаки, воду, непереваренные остатки пищи, пигменты

Задание № 3. 1-2; 2-1; 3-6; 6-3; 4-5; 5-4.

 

 

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 21 «ПРОЦЕСС РЕПРОДУКЦИИ»

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О: значении процесса репродукции для сохранения вида, процессе овогенеза и сперматогенеза, месте оплодотворения яйцеклетки, механизме движения яйцеклетки из яичника в матку, процессе опускания яичка в мошонку, мужском и женском половых циклах.

ЗНАТЬ: строение наружных и внутренних мужских и женских половых органов, мужской и женской промежности, процесс оплодотворения.

УМЕТЬ: использовать медицинскую терминологию, показывать на муляжах детали анатомического строения женских и мужских половых органов.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Половые органы имеют общее происхождение и тесные взаимосвязи с мочевыми органами, поэтому их объединяют в мочеполовой аппарат. Так, выводные протоки мужских половых путей открываются в мочеиспускательный канал.

Различают наружные и внутренние мужские и женские половые органы, выполняющие репродуктивные функции (функции размножения). Центральное место принадлежит гонадам, половым железам: мужским (яичкам) и женским (яичникам). Как железы смешанной секреции, они выделяют половые клетки (гаметы) и половые гормоны, определяющие пол человека. Следует помнить, что половые железы мужчин и женщин наряду со свойственными им гормонами вырабатывают и небольшое количество гормонов противоположного пола.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 6579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.