Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Типы государств




Система государственных органов и разделение властей

 

В широком смысле государственный механизм отождествляется с понятием аппарат государства, в узком смысле государственный механизм понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства, систему государственных органов, собственно механизм государства. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках. В широком смысле государственный механизм охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным механизмом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы: т.е. организация, структура, функции, задачи, цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством, действуют от имени государства (в рамках нормативно-правовых и правоприменительных актов) в пределах установленной для них компетенции.

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа. На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство. Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций – экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т.д. Они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Компетенция, цели и задачи государственного органа зависят от того какое место в системе разделения властей он занимают, являются ли он законодательным, исполнительным или судебным органом.

Разделение властей является «нормой жизни» современного государства и важнейшим принципом организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят в далекое прошлое. Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Д. Локка. В частности Д. Локк констатировал: «Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и правительства». Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены.

Но наиболее фундаментально концепцию разделения властей развил французский юрист и политический мыслитель Ш. Монтескье. У него теория разделения властей получила наиболее законченный и аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная цель разделения властей – устранить злоупотребления государственной властью. При этом он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из властей – законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства взаимного сдерживания властей. Разделение и взаимное сдерживание властей служат главным условием политической свободы в обществе. Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти. Органы государственной власти, будучи самостоятельными, осуществляют государственную власть скоординировано, сообща для достижения общей цели государства.

Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной. Во всех странах при нормальной ситуации существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм отличается несомненной спецификой и многочисленными особенностями. Причем, чем выше степень демократизма, тем больше можно наблюдать специфичного и особенного. Деспотии все одинаковы, как бы ни тщились тираны подчеркнуть свою самобытность. Демократии всегда разнообразны и многообразны, будучи едины по своим основополагающим принципам и духу. Конкретное претворение в жизнь принципа разделения властей зависит от воздействия многочисленных факторов. Среди них можно отметить такие, как исторические особенности становления и эволюции государства, уровень социально-экономического развития, естественно-географические условия существования, этнокультурные особенности и многие другие. Еще одно важное значение имеет расстановка политических сил в стране.

Первым государством, конституционно закрепившим принцип разделения властей были США (1787 г.), следующими данный принцип стали закреплять в своих Основных законах европейские государства.

В России принцип разделения властей, как основа государственной власти и системы властеотношений, получил свое конституционное закрепление лишь в 1993 г. В ст. 10 Конституции РФ провозглашено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что следует понимать под механизмом государства?

2. Какие принципы лежат в основе организации и деятельности государственного механизма?

3. Назовите основные признаки государственного органа и проведите классификацию государственных органов?

 

 

1. Понятие типа государства и значение типологии государств.

2. Поиск объективных критериев классификации государств.

3. Формационный подход к типологии государств.

4. Цивилизационный принцип типологии государств

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.