КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные формы контроля экологической регламентации
Важным направлением экологической регламентации является контроль за соблюдением установленных нормативов. Рассмотрим некоторые организационные формы экологического контроля, используемые в процессе управления экоразвитием и экологизацией производства. Экологическая аттестация и паспортизация предназначены для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности - предприятий и территориально-производственны комплексов. Экологический паспорт предприятия содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства. Паспорт разрабатывается с целью учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и сравнительного анализа вклада различных производственных процессов в общую природоемкость. Кроме краткой технико-экономической характеристики и сведений, относящихся к размещению и производственной структуре предприятия, в паспорт вносится информация об исходных данных для расчета материальных балансов, нормативы ресурсопотребления, уровни энергоемкости, технологические балансы отдельных производственных циклов, инвентаризация источников эмиссии и образующихся отходов. Экологический паспорт территории представляет собою сводную характеристику природных комплексов, социально-демографической структуры и хозяйства территории с позиций соизмерения природного и производственного потенциала. Обычно паспорт рассчитан на территорию административного района, но может быть использован и для других территориальных образований. Вариант экологического паспорта территории, разработанный НИИ охраны природы и заповедного дела (1990), предусматривает фиксацию 2,5 тысяч различных показателей по таким разделам:
§ общие сведения о территории (административное положение и деление, население, населенные пункты, землеустройство); § природные условия (географическая характеристика, геологическое строение, ландшафты, климат, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный покров, животный мир); § хозяйственная структура и экономическая характеристика (специализация хозяйства, промышленность, энергетика и теплоснабжение, добывающая промышленность, транспорт и коммуникации, водное хозяйство, коммунальное хозяйство, сельское и лесное хозяйство, охотничье и рыбное хозяйство; состояние основных фондов); § загрязнение природной среды (воздушного бассейна, почв, природных вод, сельхозпродукции; заболеваемость населения, животных и растений в результате загрязнения среды); § охрана природных комплексов (охраняемые территории - заповедники и заказники, генофонд, зоны рекреации). К паспорту прилагается картографическая информация и составляется общая экологическая карта территории. В конце документа приводится заключение об экологической ситуации, т.е. по существу экологическая аттестация территории. К сожалению, в разработанных к настоящему времени формах экологических паспортов отводится место почти исключительно первичной информации и не предусмотрены такие обобщающие характеристики, как продукционный и самовосстановительный потенциал природных систем, самоочищающая способность экотопов, экологическая техноемкость территорий, соизмерение природных и производственных потенциалов. Методология и практика экологической паспортизации нуждаются в совершенствовании.
Рис. 8.7. Структура банка зколого-экономической информации в системе управления эколого-экономической системой Организация баз эколого-экономической информации. Материалы экологических паспортов территорий и расположенных а них различных хозяйственных объектов вместе с текущими данными мониторинга и отчетными статистическими сведениями образуют большой массив информации, которая должна быть определенным образом организована. Одной из форм такой организации может быть региональный (территориальный) банк эколого-экономической информации (БЭЭИ) - комплекс средств для унифицированного сбора, централизованной обработки и многоцелевого использования данных о состоянии всех структур и объектов природопользования.
Сложность взаимосвязей, межотраслевой и междисциплинарный характер информации требуют тщательной проработки содержания и структуры БЭЭИ. На рис, 8.7 представлена принципиальная схема информационных потоков, необходимых для оценки текущей экологической ситуации и формирования на этой основе тактики управления. Выделены следующие функциональные блоки: § блок данных о техногенных потоках, основу которых составляют результаты экологической паспортизации источников загрязнения на территории; § блок сведений о природном потенциале территории, содержащий количественное описание природных условий, оценку факторов самоочищения, а также групп биологических индикаторов; § блок нормативов, содержащий совокупность экологических, технологических, санитарно-гигиенических нормативов, а также нормативов размещения загрязняющих производств; § блок моделей и прикладных программ, обеспечивающих оценку экологической сбалансированности экономического объекта и выбор варианта коррекции эколого-экономической системы. Примером того, как используется такая организация информации при контроле качества окружающей среды, может служить схема 8.7. Если для данного территориально-производственного комплекса определены предельно допустимая техногенная нагрузка, суммарные и дифференцированные по источникам ПДВ и ПДС, то контур регулирования оказывается достаточно простым: главная обратная связь для принятия решений определяется оценкой эмиссии. Если же используются временно согласованные нормативы, то задача усложняется, и для принятия решений относительно большее значение приобретает оценка экономического ущерба.
Принятие решений не ограничивается лишь мерами воздействия на технологические процессы или средства очистки, которые должны уменьшить интенсивность и опасность эмиссии. Возможны и другие варианты: перемещение и перераспределение мощности источников, замена технологии, увеличение санитарно-защитной зоны, создание экологического барьера, отселение людей из зоны активного влияния источника и т.п. Процедура ОВОС. В соответствии с существующими правилами любая предпроектная и проектная документация, связанная с какими-либо хозяйственными начинаниями, освоением новых территорий, размещением производств, проектированием, строительством и реконструкцией хозяйственных и гражданских объектов, должна содержать раздел «Охрана окружающей среды» и в нем - обязательный подраздел ОВОС - материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности. ОВОС - это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта; структурированный процесс учета экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии. ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориальных особенностей и интересов населения. ОВОС организуется и обеспечивается заказчиком проекта с привлечением компетентных организации и специалистов. Во многих случаях для проведения ОВОС нужны специальные инженерно-экологические изыскания. В ходе ОВОС должны быть рассмотрены: § цель и необходимость предлагаемого хозяйственного начинания, проекта, вида предполагаемой деятельности и способы их осуществления; соответствие целям регионального экоразвития; § реальные альтернативы с проработкой вариантов на уровне технико-экономических обоснований, включая нулевой вариант, т.е. отказ от хозяйственного начинания, проекта; § состояние окружающей среды и техногенной насыщенности территории на данный момент в предполагаемом районе размещения, включая варианты размещения;
§ виды, характер и степень воздействия на окружающую среду и совокупность реципиентов предполагаемых объектов в условиях освоения, строительства, при пусковом и регламентном режимах эксплуатации и при аварийных ситуациях; специальная оценка аварийности; вариантная проработка оценок экологического риска; § изменение состояния среды при условии осуществления рассматриваемых вариантов и составление вариантных прогнозов состояния природного комплекса; оценка возможных остаточных воздействий, долговременные экологические, социальные и экономические последствия; § возможности предупреждения и уменьшения вредных воздействий на окружающую среду и здоровье населения; возможности и средства ослабления последствий. Общим итогом ОВОС является официальное «Заявление о воздействии на окружающую среду» (аналог в зарубежных процедурах ОВОС называется «Заявлением об экологических последствиях»). Заявление выступает как самостоятельный документ, предназначенный для органов, принимающих решения о судьбе проектов. В нем выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, осуществление которых: не представляет никакой угрозы для здоровья людей с учетом отдаленных последствий; не связано с производством экологически опасной продукции; не приведет к критическим изменениям в природной среде в период строительства, эксплуатации и ликвидации объекта. Результаты ОВОС вместе с заявлением об экологических последствиях являются важнейшими документами, рассматриваемыми при экологической экспертизе. Экологическая экспертиза - это специальное изучение хозяйственных и технических проектов, объектов и процессов с целью обоснованного заключения об их соответствии экологическим требованиям, нормам и регламентам. В соответствии с Законом РФ об охране окружающей природной среды «государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности» (ст. 35-2). Экологическая экспертиза выполняет функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов. Закон РФ «Об экологической экспертизе» (1995) закрепил эту область контроля и надзора за природоохранными органами. Объектами экологической экспертизы являются: § все виды предплановой и предпроектной документации по развитию и размещению производительных сил; § технико-экономические обоснования (расчеты) и проекты строительства, реконструкции, расширения, перепрофилирования, технического перевооружения и ликвидации объектов; § документация по созданию новой техники, технологии и выпуску новых видов продукции - материалов и изделий; § проекты нормативно-правовой, инструктивно-методической и технической документации, регламентирующей различные аспекты природопользования; § материалы, характеризующие экологическую ситуацию, формирующуюся под влиянием хозяйственной деятельности; § сами хозяйственные объекты в процессе строительства, пуска и режимной эксплуатации в порядке надзора за соблюдением требований экспертизы и соответствия ОВОС. Важным требованием к экологической экспертизе является ее независимость, подчинение только законам, нормам, стандартам и объективным экологическим требованиям. Заключение экологической экспертизы является юридическим документом, «эксперты несут ответственность за представленные выводы. Повторная экспертиза проводится лишь в том случае, когда строго и объективно доказана серьезная ошибка экспертов. Эти высокие требования пока еще не реализованы в российской практике управления природопользованием.
ГЛАВА IX. Экологизация экономики
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |