Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные функции семьи




Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.

Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

Социальные функции семьи

Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

 


Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым является наиболее устойчивым и массовым. Социальный институт семьи играет ведущую роль в развитии человеческого общества, которое имеет семейно-родовую организацию с незапамятных времен. Для общества вопрос о функционировании этих социальных институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной степени зависит воспроизводство населения, стабильность общества. Семья активно участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям навыков, т.е. является одним из факторов, обеспечивающих преемственность, и, следовательно, прогресс в развитии общества.

Семья является барометром, который чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, любое неблагополучие в обществе отражается в семье, как в зеркале. Семья- результат социальных процессов и должна рассматриваться в широком социальном контексте. Большинство женщин в современном обществе занято в общественном производстве, совмещают семейную и профессиональную деятельность, что приводит к изменению семейных ролей, системы семейных отношений, изменению функций семьи.

Наше время предъявляет повышенные требования к человеку, его интеллекту, нравственным качествам, которые начинают формироваться в семье еще задолго до того, как он попадает в систему общественного воспитания. Семья не только передает, но и создает духовные ценности, такие как супружеская и родительская любовь, семейная солидарность, уважение и любовь детей к родителям. Педагоги считают, что от семьи на три четверти зависит, в какую группу попадет подросток – к нормальным людям, к людям с отклоняющимся поведением или к преступникам.

Семья и профессиональная работа – вещи взаи- мосвязанные. У человека, подавленного семейными неладами, падает интерес к работе, производительность труда и качество.

Медики отмечают, что свыше 80% больных психиатрических клиник попадают туда из-за семейно-бытовых, семейно- брачных неурядиц. Лечение, больничные листы, недееспособность людей – большая нагрузка на бюджет страны.

Семья, пожалуй, главное месторождение горя или счастья в нашей жизни. У нее уникальная психологическая основа – союз трех любовей: супружеской, родительской и детской. Можно сделать блестящую профессиональную карьеру, устроить быт и без семьи, вырастить ребенка без мужа, но счастливым человек себя не чувствует. Семья в нашем сложном, динамичном современном мире является тем психологическим убежищем, где человек получает любовь, поддержку, эмоциональную подпитку, стабилизируется физически и духовно.

Большинство людей живет в семьях и им важно понимать, что происходит в семье, в каком направлении она трансформируется, какова взаимосвязь общества и семьи, как она выполняет свои социальные функции.

Понятия «брак» и «семья» – не тождественны. Вступление в половые отношения – чисто физиологическое явление. Оно существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.

Брак – это юридически оформленный союз между двумя и более индивидами разного пола, определяющий права и обязанности супругов. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз между индивидами. Брачные отношения регулируются двумя типами норм – юридическими и культурными.

К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Он определяет юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

В отличие от писаных юридических законов, культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы создаются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования и культуры индивидов.

Кстати сказать, то, что в России с легкой руки журналистов называют гражданским браком, таковым в действительности не является. Гражданский брак– это зарегистрированный в органах ЗАГСа юридический брак. Незарегистрированный брак – это пробный брак, или на юридическом языке – сожительство, которое регулируется не юридическими нормами, а моральными. Естественно, такая форма отношений имеет свои преимущества и недостатки, о которых мы предлагаем вам поговорить на семинаре.

Все социальные нормы формируют некую целостную структуру, организацию жизни, которую социологи называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Брачных отношений на заре человеческой истории не было, они складывались постепенно, пройдя путь от промискуитета (неупорядоченной смены половых партнеров) до полигамии и моногамии. Типологию браков и их характеристику (материал дискуссионный и очень интересный) целесообразно рассмотреть на практическом занятии. ХХ век внес много нового в брачные отношения, породив альтернативные формы брака (гостевой, сепаратный, свингинг, открытый и др.).

Таким образом, брак можно определить как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. Семья формируется, как правило, через брак. Если брак – это институт, регулирующий отношения между полами, то семья – институт, регулирующий отношения между супругами, родителями, детьми, родственниками.

Одного и исчерпывающего определения семьи нет, т.к. семья настолько сложное образование, что нередко разные признаки и критерии берутся в основу дефиниции, например, кровное родство, совместное хозяйство и т.д. А как быть, если в семье нет детей или они усыновлены, т.е. кровного родства нет? Не вдаваясь в детали дискуссии, примем рабочее определение семьи.

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для всех обществ характерно нечто общее. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других видов животных, самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может заменить школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т.е. генеалогию. Никто и ничто помимо семьи не способно обеспечить молодому человеку признанную законом адресность – социальную «прописку» в данном обществе.

Что изучает социология семьи, что интересует социолога в развитии брачно-семейных отношений?

Социология семьи как частная социологическая наука имеет свою особую историю. Если обратиться к дооктябрьскому (1917 г.) периоду, то без большого преувеличения можно констатировать лишь предпосылки формирования социологии семьи в рамках построения многообразных вариантов отечественной «общей» социологии. В период 20-х – середины 30-х гг. ХХ в. борьба исторического материализма с иными теориями и концепциями общественного устройства велась «на фронтах» основополагающих понятий и принципов общественных наук, поэтому до социологии семьи дело просто не дошло. Можно отметить лишь «практические приложения революционной науки» в области семейного законодательства, проблем пролетарской и партийной этики, а также ряд эмпирических социологических исследований, касающихся практики сексуального поведения некоторых социальных групп.

С середины 30-х до середины 60-х гг. обнаружить в советских общественных науках что-либо, напоминающее социологию семьи, практически невозможно. Социология семьи и брака появилась в 60-е гг. Построенная в эти годы в условиях монометодологии исторического материализма советская концепция социологии семьи являлась монотеорией и оставалась таковой до середины 80-гг. Был накоплен значительный запас эмпирических фактов и обобщений, но теоретическое развитие предметной области оказалось куда менее динамичным. В 90-е годы появились первые серьезные теоретические исследования.

В социологии существует два самых общих подхода к семье:

1. Семья как социальный институт: когда семья изучается на макроуровне, т.е. как результат воздействия макросистемы общества и как функциональная реализация задач по репродукции рабочей силы, общественных структур, по формированию стереотипов поведения полов, норм отношений родителей и детей, взрослых и стариков, регулированию сексуального поведения в добрачный и брачный периоды.

Семья рассматривается как подсистема общества, связанная со всеми другими институтами (государством, церковью, армией, образованием и др.). Социальные институты выполняют регулятивные функции, организуют основную деятельность индивида для упорядочения социальной жизни и удовлетворения основных и общественных потребностей.

2. Семья как малая группа, когда она изучается на микроуровне, т.е. как система межличностных отношений (муж – жена; родители – дети; зять – теща). Понимание любви, отношение к адюльтеру (супружеской измене), ролевая структура семьи рассматривается иначе, чем в первом подходе. При рассмотрении её социальной роли в рамках социальных институтов акцент делается на взаимодействии с социальной нормой, при анализе же малой группы на первый план выступает проблема взаимодействия самих ролей, соотношение между ролевым поведением и ролевыми ожиданиями.

Социальная роль в системе института четко задана, фиксирована, деперсонализирована (например, роль матери). В рамках группы она изменчива, персонализирована, трансформируется под влиянием группового взаимодействия и групповых отношений (например, женщина плохо заботиться о ребенке, не выполняет своих материнских функций).

Разумеется, и различия, и тем более противопоставление института и группы во многом относительны, т.к. в самой социальной жизни нет ни «чистых институтов», ни «чистых групп», а есть лишь явления, для которых характерно преобладание той или иной из тенденций. Современная семья постепенно перестает быть эффективно действующим институтом с жесткими нормами, деперсонализированными функциями и четко заданными образцами поведения и переходит к статусу группы взаимодействия с групповыми ценностями и нормами.

Семья и брак изучаются как целостное социальное явление:

Во-первых, с точки зрения их общности с другими социальными явлениями. Рассматривается вопрос о том, какие типы социальных отношений характерны для брака и семьи, как связана семья с иными областями социальной жизни.

Во-вторых, с точки зрения ее специфики – анализ особенностей брака и семьи и их социальных функций. Здесь социология семьи теснее всего соприкасается с другими науками, изучающими те или иные стороны брачно-семейных отношений, поэтому возможно некоторое совпадение проблематики.

В-третьих, с точки зрения тенденций, закономерностей и перспектив ее развития выявляется прогностическая функция социологии.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Эти функции не остаются неизменными, вместе с развитием института семьи они меняются. Под социальными функциями понимаются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья, т.е. деятельность, имеющая определенные социальные последствия.

1. Регулирование сексуальных отношений: упорядочивает сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких обстоятельствах должны вступать в половые отношения.

2. Репродуктивная функция (воспроизводство населения): через семью налажена система замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.

3. Социализация: родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, контролируют действия, закладывают основы владения устной и письменной речью.

4. Забота и защита: семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в период взросления. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение: узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которому относится родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

6. Хозяйственно-экономическая: приготовление пищи, уборка помещений, покупка продуктов, т.е. ведение домашнего хозяйства, организация быта семьи.

Важным является вопрос о том, как современная российская семья выполняет свои социальные функций.

Молодая семья начинается с организации семейного хозяйства: приобретения мебели, бытовой техники, обустройства дома. Существует несколько вариантов распределения семейных ролей. Среди них:

· патриархальный: жена занимается домашним хозяйством, муж – «ходит на мамонта», т.е. обеспечивает семью материально;

· эгалитарный: равное распределение обязанностей;

· ситуативный: нет четкого распределения,

Учитывая, что современная российская семья является нуклеарной, т.е. двухпоколенной, рассчитывать, что взрослые неработающие члены семьи будут заниматься хозяйством, не приходится. Материальное положение российских семей не позволяет нанимать прислугу, домашних работниц.

Хозяйственно-экономическая функция семьи исследуется по следующим параметрам:

· затраты времени на домашнюю работу;

· распределение обязанностей между членами семьи;

· использование семьей общественной службы быта.

Социологические исследования показывают, что участие супругов в домашней работе происходит на традиционных началах, большая часть приходится на долю жены, муж оказывает только помощь. Объем помощи различен и зависит:

– от характера отношений между супругами;

– от культурно-нравственных установок мужа (выходцы из села, например, помогают своим женам меньше, чем люди, воспитанные в городской культуре);

– от возраста женщины (чем старше работающая женщина, тем меньшую помощь оказывает ей муж – такова тенденция, зафиксированная в большинстве развитых стран);

– от образования и квалификации женщины: чем они выше, тем большую помощь оказывают ей члены семьи, но не потому, что они осознают ее занятость, гордятся ею. Просто домашнее хозяйство таких женщин лучше оснащено бытовой техникой, и если мужа трудно «приставить к корыту», то к современной бытовой технике вполне возможно.

Серьезные перемены отмечаются в позиции женщин: все меньшее число женщин считает, что мужей не следует обременять домашней работой.

Есть теории, с помощью которых пытаются объяснить несимметричное распределение домашней работы особенностями психики мужчины и женщины, генетической памятью и пр. Эту проблему уместнее обсудить на семинаре, используя знания по гендерной социологии и феминизму.

Ориентироваться на передачу хозяйственно-экономической функции от семьи к службе быта российская семья не может, т.к. эти структуры находятся в зачаточном состоянии, качество работы невысокое, а стоимость услуг растет очень быстро.

Таким образом, хозяйственно-экономическая функция семьи не обусловлена самой сущностью семейно-брачных отношений, семья просто вынуждена ее выполнять, и если бы объем хозяйственной деятельности семьи сократился, то это пошло бы на пользу семье, супружеским отношениям, воспитанию детей.

Рассмотрим основную функцию семьи – репродуктивную. Специфика социологического изучения рождаемости заключается в том, что социологи не просто фиксируют число рождений, как демографы, а изучают репродуктивное поведение семей и индивидов.

Репродуктивное поведение – система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье, а также вне брака.

Репродуктивное поведение, как всякое человеческое поведение, определяется, с одной стороны, физиологическими возможностями человека (сколько он может иметь детей), с другой стороны, системой социального контроля, определяющего, сколько детей будет рожать женщина и через какой интервал времени. Среднее фактическое число детей в российской семье оказывается существенно ниже возможного.

Следует подчеркнуть, что ни потребность в детях, ни условия жизни не определяют результаты репродуктивного поведения. Эти результаты – итог взаимодействия данных элементов в системе диспозиций личности, которая определяет ситуацию как благоприятную или неблагоприятную для удовлетворения потребности в детях. Если преобладает ориентация на семейные ценности, то и не очень хорошие жилищные условия не препятствуют рождению ребенка. Когда, напротив, преобладают ориентации на внесемейные ценности (образование, профессиональная карьера и т.д.), а ориентация на семью и ее ценности слабы, то даже «хорошие» условия жизни могут быть оценены как неблагоприятные для рождения детей.

Потребность в детях – внутренний регулятор репродуктивного поведения, ведущая и специфическая потребность человека. Одновременно она – часть общей системы потребностей личности, ее концентрированное выражение, наряду с такими, как потребность в браке, семье, творчестве, самореализации, свободном времени.

Как социальная потребность высшего уровня потребность в детях не связана прямо и непосредственно с потребностями низших уровней (органическими, сексуальными, потребностью в самосохранении), это не биологическая, а социально-психологическая и социальная категория, поэтому не существует никаких границ ее ослабления.

В социологическом изучении рождаемости и репродуктивного поведения обычно используются идеальное, желаемое и ожидаемое число детей в семье; иногда используется также число детей, планировавшееся в момент вступления в брак.

Если репродуктивная потребность характеризует количественную определенность потребности в детях, то репродуктивные мотивы раскрывают ее содержание, сущность, качественную сторону.

Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности.

Репродуктивные мотивы можно подразделить на:

· психологические, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это достигаются какие - либо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности. Они отражают не общественную, а исключительно личную заинтересованность в рождении определенного числа детей.

· социальные, которые побуждают к рождению определенного числа детей в пределах социокультурных норм детности (в крупных городах, например, часто оценивается негативно);

· экономические, которые побуждают к рождению детей, т.к. через это событие достигаются определенные экономические цели, выгоды. По сути – это психологические феномены, мотивы, экономическими их делает содержание;

Соотношение в структуре репродуктивной мотивации экономических, социальных и психологических мотивов не остается неизменным от эпохи к эпохе. Общая тенденция: постепенно ослабевают или даже сходят «на-нет» экономические и социальные мотивы рождения нескольких детей в семье, а на первый план выходят психологические, внутренние мотивы.

Трансформация репродуктивного поведения в современном обществе связана с изменением норм детности. В доиндустриальную эпоху чем больше было детей в семье, тем это было экономически выгоднее. Удлинение периода детства, рост расходов на воспитание и образование ребенка способствовали переходу от многодетности к малодетности семьи. Современное репродуктивное поведение характеризуется:

· отделением репродуктивного поведения от сексуального;

· свободой принятия решений в области репродукции;

· изменением потребности в детях, которая ослабевает в результате конкуренции с другими потребностями;

· изменением структуры репродуктивных мотивов в сторону преобладания социально - психологических;

· формированием в отдельных социальных группах установки на контрацепцию как альтернативу прерыванию беременности.

Формируется большое разнообразие результатов репродуктивного поведения в разных социальных группах, но в России четко выделяется ведущая репродуктивная тенденция: рождаемость резко упала (коэффициент рождаемости вместо необходимого 2,2 – 2,6 составляет 1,2), что привело к депопуляции. Более подробно об этом шла речь в теме «Социально-демографическая структура общества».

Роль семьи не сводится к роли «биологической фабрики». Ребенок становится ценностью для общества, когда он превращается в личность в процессе социализации, одним из институтов которой является семья. Там, где дети воспитываются вне семьи, гораздо больше опасность запоздалого и одностороннего развития. Дело в том, что воспитание детей в семье идет на благоприятном эмоциональном фоне, на фоне любви родителей к детям и ответных чувств детей к родителям. Кроме того, в семье представлены различные подструктуры: половые, возрастные, профессиональные, что способствует постепенному и поэтапному приобщению ребенка к миру. Детский дом, например, полностью заменив семью в уходе за детьми, в их материальном обеспечении, не сумеет заменить ее в отношении интеллектуального, эмоционального воздействия.

Не надо быть педагогом, чтобы увидеть, что современная российская семья не выполняет, или не в полной мере выполняет функцию социализации. Растет внебрачная рождаемость, воспитание детей в неполных семьях имеет свою специфику и определенные социальные последствия. Большое количество детей «передается» на воспитание государству.

 

3. Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

Нынешний социально-политический и экономический кризис находит отражение в трансформациях, которые претерпевает семья, испытывающая несоответствие между возросшими требованиями людей к новому качеству их семейной жизни и общественными реалиями. Рассмотрим основные социальные проблемы современной российской семьи.

Материальное положение большинства семей не позволяет обеспечивать высокое качество жизни: заработная плата, жилищные условия, доступность домашней техники и пр. Развитие частного сектора породило острую проблему гарантии прав работающим женщинам по беременности и родам.

Государственная политика помощи семье не является сбалансированной: незначительный размер социальных пособий на детей, сужение сети детских учреждений, дороговизна их услуг, не всегда соответствующая качеству работы, состояние службы охраны материнства и детства, особенно на селе. Даже осознавая первоочередность решения данных проблем, общество объективно не в состоянии это сделать.

Низкая культура межличностных отношений превратила современную семью в своеобразный полигон для всех видов насилия – от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического, когда убить можно и не «распуская рук». Российская статистика преступлений весьма несовершенна, но и на основании ее можно утверждать, что российская семья конца ХХ – начала ХХI вв. – самая агрессивная в истории России. Дети, престарелые родители, инвалиды, женщины, не способные защитить себя, составляют ежегодно более одной трети всех убитых на почве конфликтов в семейных отношениях. Только согласно официальным данным, каждый четвертый мужчина в семье избивает жену. В то же время возросло число самосудов – расправ женщин и стариков с семейными тиранами. Семья, как ни печально, стала очагом безнадзорности, распространения наркомании и пьянства, проституции и сексуальных извращений. Главная социальная причина роста насилия в российской семье – бедность и нищета. Россия значительно отстает от развитых стран по разнообразию сил, задействованных для ослабления семейных конфликтов. У нас так и нет закона о насилии в семье, который Государственная Дума отклонила, т.к. реализация такого закона потребовала бы дополнительных затрат. Различных служб, центров, клиник для разрешения семейных конфликтов мало – все, как всегда, упирается в финансы.

Проблема абортов стала не только медицинской, но и социальной. По числу абортов Россия занимает первое место в мире: на каждого родившегося ребенка приходится три аборта (больше, чем в странах с миллиардным населением). Низкая общая и сексуальная культура общества сформировала «наплевательское» отношение к здоровью женщин.

Обострилась проблема устойчивости семейно-брачных отношений. Развод – это способ прекращения брака при жизни супругов. Свобода развода налагает на супругов величайшую ответственность за судьбу семьи. Еще Монтескье заметил, что ничто так не содействует взаимной привязанности, как возможность развода: мужчина и женщина легко переносят тяготы семейной жизни, ибо знают, что могут покончить с ними. Право развода на то и дается, чтобы им не пользоваться. А если и пользоваться, то только в самом крайнем случае, когда исчерпаны все и всякие возможности сохранить семью.

Роль развода оценивается аналитиками неоднозначно. Нередко его интерпретируют как трагедию, свидетельство дезорганизации семьи, обращая внимание исключительно на негативные последствия, особенно для детей. Другая группа исследователей рассматривает развод как важный компонент современной семейной системы, который способствует предотвращению перманентного конфликта в обстоятельствах совместного проживания двух взрослых людей. Баланс факторов, провоцирующих рост числа разводов, и, наоборот, противодействующих ему, подсчитать непросто. Но в мировой практике проявляется одна очень сильная корреляция: между модернизацией матримониального поведения и частотой официальных разводов. Самый большой рост разводов наблюдается как раз там, где уже явно проявилась современная матримониальная модель – в Швеции, Дании, Голландии. В этих странах устанавливаются эгалитарные отношения между полами, демонстрируется высокая эффективность контроля рождаемости, регистрируется широкое распространение ювенильного (неполовозрелого) сожительства. Синтетический индекс разводов достиг здесь 45 на 100 браков. Напротив, в странах, где сохраняются традиционные представления о семье (Ирландия, Италия, Греция), синтетический индекс невысок – 10 на 100 браков, несмотря на то, что законодательство о разводе стало либеральным.

Предпосылками для поддержания высокого уровня разводимости являются:

· свобода расторжения брака, зафиксированная в правовых нормах;

· относительная экономическая независимость женщин;

· существование брачного рынка и возможностей создать другую семью;

· увеличение продолжительности брака, которая за сто лет в среднем удвоилась. Пара, вступившая в брак в 1870 г., жила вместе в среднем 23,4 года, в 1900 г. – 28,2, в 1930 г. – 36, в 1970 г. и до настоящего времени – уже 42 – 43 гг., если брак не распался раньше.[31] Столь продолжительный брак увеличил вероятность возникновения более частых и качественно иных конфликтов;

· сокращение браков, заключенных по религиозному обряду;

· рост урбанизации, региональной мобильности

· перемены в роли женщин;

· дальнейшая «индивидуализация» жизненной концепции.

Развод стал массовым явлением в мире и в России, которая по этому показателю занимает второе место в мире, после США: распадается каждая третья, в крупных городах – более половины семей. Некоторые ученые считают эти цифры завышенными, а методику подсчета числа распавшихся пар некорректной, т.к. учитывается количество заключенных браков в год и количество разводов, но сопоставляются цифры за разные годы. Если исходить из более корректных посылок, то ситуация выглядит менее драматичной: каждая четвертая супружеская пара имеет шансы дожить до серебряной свадьбы.

Подводя итоги наших рассуждений, акцентируем главную мысль: развитие брака и семьи имеет социальный характер. Развитие общества от доиндустриального общества к индустриальному и постиндустриальному трансформировало социальные институты брака и семьи. Обобщим отличительные черты традиционных и современных моделей семьи:

1. Для «традиционализма», фамилизма характерен родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над выгодами и экономической эффективностью, тогда как в современной семье родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида.

2. Аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, где все взрослые работают дома, и не за плату, а на себя. Современная модель семьи связана с разделением дома и работы, происходит переход от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию, семейное производство не исчезает совсем, но перестает быть главным, ведущим элементом экономики. В урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо гигиенических и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты (прачечные, химчистка и др.).

3. В традиционной семье сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца, на стадии индустриализации осуществляется внесемейная мобильность детей.

4. Система «семьецентризма» уступает место системе «эгоцентризма». Система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах долг, семейная ответственность, ценность детей как вклада в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере «модернизации» становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений.

5. Происходит переход от расширенной семейно-родственной системы, состоящей из 3-х поколений, с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых – родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида.

6. Переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

7. Переход от «закрытой» к «открытой» системе» выбора супруга: личный выбор партнера, независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты (хотя и с сохранением имущественных интересов, закрепляемых брачным контрактом).

8. Переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный период (предупреждение и прерывание беременности). Устраняется необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни: исчезает ранняя и сплошная брачность, репродуктивная активность на протяжении всей жизни, традиции пожизненного брака.

Интегральным выражением всех перечисленных семейных изменений является переход от стабильной системы многодетности семьи на протяжении всей письменной истории к эре исчезновения многодетности (вплоть до массовой однодетности). В настоящее время нет никаких биологических и стихийных социальных «защитных механизмов», останавливающих эти тенденции на каком-то безопасном для общества уровне.

В результате трансформации брачно-семейных отношений основным типом стала конъюгальная, т.е. супружеская семья, изменения в структуре которой фиксируются данными статистики и социологических исследований:

· массовая нуклеаризация семьи, увеличение доли престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей;

· снижение брачности и увеличение числа нерегистрируемых сожительств и удельного веса незаконнорожденных детей в этих сожительствах, увеличение доли матерей-одиночек (материнство вне брака); рост доли «осколочных» семей с одним родителем и детьми;

· распространение повторных браков мужчин и в меньшей степени женщин и соответственно семей, где один из родителей не является кровным и воспитывает «чужого» ребенка;

· увеличение доли семей смешанного типа, где есть дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов;

· массовая малодетность и однодетность семьи без каких-либо помех в реализации потребности в детях.

Происходящие изменения оцениваются учеными в понятиях «дезорганизация», «крах» и «кризис семьи», которые связаны с различием в степени невыполнения основных функций, рассматриваются как различные формы неблагополучия в общественном устройстве жизни. Если под дезорганизацией понимать прекращение деторождения, неспособность родителей содержать детей, а также выращивание правонарушителей и преступников, то тогда следует говорить о полном крахе семьи, как социального института. Кризис семьи состоит в том, что в ее функциях возникают дисфункции, сбои. Ценностный конфликт общества и личности по поводу рождения и социализации детей (семьецентризм – эгоцентризм) также называют кризисом семьи.

Справедливости ради следует сказать, что не все ученые являются пессимистами. Есть точка зрения, что вне – или антисемейные формы жизни людей следует поощрять и приветствовать, так как «рассасывание» семьи, построенной на закрепощении женщин и детей – это благо для общества. Считают, что термин «семья» не применим в сложившейся ситуации. Например, при переписи населения в статистике уже используется понятие «домохозяйство». Другая часть оптимистов вообще считает, что кризис семьи есть, но он является не показателем гибели, отмирания семьи, а процессом становления нового типа семьи.

Все точки зрения имеют право на существование, но они все-таки не объясняют проблему до конца. Очевидно это связано со сложной системой отношений между человеком и обществом. Человек в семейной сфере стремится к тому, что ему хочется, а не к тому, что является общественно полезным или что не имеет отрицательных последствий глобального характера.


Вопросы для самоконтроля.

1. Почему усилился интерес к проблемам брака и семьи?

2. Брак и семья – это одно и то же?

3. Как изменились функция семьи, чем современная семья отличается от традиционной?

4. Как Вы относитесь к идее гибели семьи? Обоснуйте свою точку зрения.

Литература

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебное пособие для вузов. М.,1998.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1997.

3. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI в. М., 2000.

4. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России//Социс.2002, № 6.

5. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХI в. (социологические проблемы). С-Петербург, 1999.

6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. С-Петербург, 1998.

7. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества//Социс. 2003. № 7.

8. Рейнхард Зидер. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец 18 – 20 вв). М.,1997.


ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 7067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.