Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика способов выхода предприятия на зарубежные рынки




Этапы международного развития фирмы

На пути к иностранным потребителям фирма, как правило, проходит несколько последовательных этапов (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Характеристика этапов выхода на внешние рынки (составлена на основе источника [17, с. 449])

Этапы выхода на внешние рынки Характеристика этапа
   
1. Экспорт Попытка избавиться от излишков продукции, которые не нашли сбыта на внутреннем рынке – в начале этапа. Впоследствии экспорт может стать регулярным. Однако фирма не преследует среднесрочных и долгосрочных целей в отношении зарубежных рынков. Связи с импортерами носят исключительно коммерческий характер
2. Контрактная стадия Фирма стремится заключать более длительные соглашения, чтобы стабилизировать продажу своих товаров за рубежом. Фирма заключает долгосрочные контракты с импортерами или франчайзинговыми дистрибьюторами, а если идет поставка производственных товаров – то с лицензионными производителями
3. Стадия активного участия Эта стадия связана с вложением собственного капитала для контроля над зарубежным партнером или финансирования его расширения. Ведет к образованию коммерческих компаний за рубежом или к совместному владению капиталом
4.Стадия прямых инвестиций в дочернюю компанию с под-контрольным менеджментом Фирме принадлежит 100% уставного капитала зарубежного дочернего предприятия

Окончание табл. 5.2

   
5. Стадия автономной дочерней компании Дочернее предприятие начинает искать пути автономного развития с использованием местных финансовых ресурсов, управленческих кадров, а также собственной программы исследований и разработок. Если материнская фирма имеет много дочерних компаний, она превращается в мультинациональную организацию
6. Стадия образования глобального предприятия Предприятие относится к международному рынку как к единому рыночному пространству, т.е. весь мир рассматривает в качестве своего рынка, и товары, которые продает за рубеж, специально производятся для реализации на мировом рынке

Способы выхода на внешние рынки различаются по формам деятельности, масштабам капиталовложений и степени риска. В экономической литературе приводятся различные группировки способов выхода предприятий за рубеж. Наиболее полной, на наш взгляд, является группировка, представленная П.А. Черномазом [42, c. 86-92]. Все способы он подразделяет на три группы (рис. 5.3):

1) продажа иностранным субъектам рынка готовых товаров, произведенных в своей стране;

2) вхождение на зарубежный рынок на договорных началах без вывоза капитала;

3) зарубежное инвестирование (трансферт капитала).

Первая группа включает прямой и непрямой (опосредованный) экспорт.

Самым дешевым и наименее рискованным способом выхода на внешний рынок является непрямой экспорт. В данном случае предприятие не имеет подразделения, занимающегося зарубежными поставками, то есть непосредственно в международной торговле оно не участвует. Зарубежные поставки рассматриваются на предприятии как обычные поставки на внутренний рынок, а международные операции выполняются другими организациями. Основными вариантами непрямого экспорта являются нерегулярный экспорт через
отечественных оптовиков, торговые компании, экспортно-импортные компании и межфирменная кооперация.

Нерегулярный экспорт через отечественных оптовиков - это самый простой способ выхода на внешние рынки. В данном случае зарубежные поставки рассматриваются наравне с внутренними, когда фирма время от времени экспортирует свои излишки и продает товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы на внутреннем рынке.Так работают, например, крупные магазины, куда приезжают за покупками покупатели из разных стран.

Второй вариант непрямого экспорта — экспорт через торговые компании - состоит в том, что сбыт товаров за рубежом поручается международным торговым компаниям, имеющим свои представительства по всему миру и контролирующим крупные сбытовые сети в таких регионах, как Азия или Африка. Выбор таких компаний необходимо производить так, чтобы не нанести ущерб своему имиджу, не затормозить распространение своей продукции в заинтересованной стране. При этом необходимо учитывать качество их продукции и послепродажное обслуживание, желание заниматься экспортом длительное время.

Основной недостаток такого варианта состоит в том, что торговые компании могут представлять конкурирующие товары и не всегда принимают предлагаемую им продукцию.

Третий вариант непрямого экспорта реализуется, когда фирма обращается к экспортно-импортной компании в своей стране. Такая компания представляет группу не конкурирующих между собой фирм.

Преимущество этого варианта непрямого экспорта заключается в более тесных связях между фирмой и экспортно-импортной компанией. Фирма без привлечения инвестиций получает доступ к сбытовой сети и пользуется компетентной поддержкой.

Следует отметить, что практика непрямого экспорта наиболее распространена среди фирм, только начинающих свою экспортную деятельность. Во-первых, она требует минимальных капиталовложений, во-вторых, она связана с меньшим риском.


 

 


Рис. 5.3. Способы выхода на зарубежные рынки


Непрямой экспорт позволяет предприятию легко, без привлечения значительных трудовых и финансовых ресурсов, реализовать возможности, открывающиеся на международном рынке. Однако уровень вовлеченности в международную торговлю при этом низкий, и предприятие не приобретает международного опыта и не работает на долгосрочную перспективу.

При прямом экспорте предприятие в значительно большей степени вовлечено во внешнеэкономическую деятельность. В этом случае оно само управляет функцией экспорта, не поручая ее кому-либо. Такая ситуация требует создания на предприятии подразделения, ответственного за международную работу, которое должно заниматься анализом зарубежных рынков, товародвижением, определением цен.

Фирма, занимающаяся экспортом, обычно нуждается в контрактах на зарубежном рынке. Выделяют несколько подходов к установлению контрактов на внешнем рынке:

использовать своих зарубежных представителей, направляемых для подготовки рынка;

заключать соглашения с местными агентами, которые будут заниматься поиском клиентов, осуществлять контакты и вести переговоры от имени экспортера (так, французская фирма «Верлинд» — производитель подъемных механизмов (лебедки, мостовые краны) представлена в 73 странах местными агентами (местными строителями и местными промышленными торговцами), которые проходят обучение во Франции;

обратиться к местным торговым фирмам, которые будут покупать товары у изготовителя, и перепродавать их на местном рынке на эксклюзивных или неэксклюзивных условиях;

создать торговый филиал за рубежом, что позволит обеспечить лучший контроль за операциями. Такой торговый филиал может быть создан и при участии местной фирмы для того, чтобы воспользоваться ее связями, знаниями культуры, местных обычаев.

Следует отметить, что выходу на внешний рынок должны предшествовать сравнительные маркетинговые исследования внутреннего и внешнего рынка. Планируя экспорт товаров, надо помнить, что право рыночной торговли в зарубежной страненеявляется естественным, а регулируется правительством данной страны.

Экспорт товаров на внешний рынок возможен только при наличии экспортной лицензии. В Украине она выдается Министерством внешнеэкономических связей и торговли. Существует три вида экспортных лицензий: генеральная, разовая и открытая.

По генеральной лицензии экспортер получаетоткрытоеразрешение на экспортные (импортные) операции по определенному товару с определенной страной (группой стран) на протяжении периода действия режима лицензирования по этому товару. По ним экспортируется основная масса товаров.

Разовая лицензия — это разовое разрешение, имеющее именной характер, которое выдается конкретным субъектам для осуществления каждой отдельной операции внешнеэкономической деятельности и на период не менее того, который является необходимым для осуществления экспортной операции.

Открытая лицензия - это разрешение на экспорт (импорт) товара на протяжении определенного периода (но не менее одного месяца) с определением его общего объема.

В настоящее время, наряду с экспортом товаров, широкое распространение получила международная торговля новыми технологиями.

На украинском рынке наблюдается большое разнообразие форм взаимодействия экспортеров с местными торговыми партнерами. Эту стратегию используют зарубежные компании, экспортирующие бытовую технику, строительные материалы, фотоаппараты.

В отдельных случаях экспорт товаров может оказаться затрудненным или даже невозможным. Причинами, которые побуждают фирму начать производство за рубежом на договорных началах без вывоза капитала и на основе трансферта капитала, могут быть большие транспортные расходы, таможенные тарифы или ограничения на импорт (квоты), а также привилегии для местных производителей. В пользу такого решения могут влиять и другие факторы, например, размер и привлекательности рынка, благоприятный уровень производственных издержек, близость к покупателям, льготы, предоставляемые властями, и др.

Выход на зарубежный рынок на договорных началах без вывоза капитала представляет собой международную кооперацию, при которой границы пересекают продукты творческой деятельности, знания, опыт, объединяемые понятием «ноу-хау». В данную группу входят три вида международной деятельности: лицензирование, управленческий контракт и подрядное производство.

Лицензионное соглашение — это способ производить за рубежом без прямых инвестиций. В данном случае лицензиар заключает на зарубежном рынке соглашение с лицензиатом о передаче права на использование производственного процесса, товарного знака (договор франчайзинга), патента, торгового «ноу-хау». Фирма-покупатель (лицензиат) выплачивает начальную сумму и роялти. При этом лицензиар получает выход на внешний рынок с минимальным риском, а лицензиату не приходится начинать с нуля, так как он сразу получает производственный опыт, хорошо известный товар или имя. Данный способ выхода на внешние рынки используют такие известные фирмы, как «Гербер» (производство продуктов для детского питания), «Ив Роше», «Кока-Кола», «МакДональдс», и др.

Так, например, французская компания по производству косметики «Ив Роше» объединяет 1 500 франчайзиво Франции и 1 000 за рубежом.

Главный недостаток лицензирования состоит в том, что фирма-лицензиар располагает меньшим контролем над лицензиатом, чем над своим вновь созданным предприятием. Имеется также риск того, что если лицензиат преуспеет, прибыли достанутся ему, а по окончании срока контракта фирма может обнаружить, что создала себе конкурента, и рынок для нее будет потерян.

Так, 30 лет назад японская корпорация Ito Yokado приобрела у американцев лицензию на открытие в Японии магазинов Seven-Eleven, которые занимают нишу между частными лавками и супермаркетами. На сегодняшний день гиганту Ito Yokado принадлежит 10 571 магазин в Японии (данные на 31.10.04), 53 магазина на Гавайях, магазины в Китае, а с 1991 года компания Ito Yokado контролирует материнскую компанию Seven-Eleven в США.

Контракт на производство также является одним из способов производства на зарубежном рынке без вывоза капитала. В данном случае изделия производятся за границей местным изготовителем, действующим по контракту с фирмой, осуществляющей контроль за маркетингом и коммерческой деятельностью через свой зарубежный торговый филиал. Такая договорная форма позволяет фирме обойтись без инвестиций в производство, без транспортных и таможенных расходов, используя местную рабочую силу. При этом она избегает обязанности по найму рабочей силы в недостаточно известной среде. Однако фирма теряет часть прибыли, получаемой при производстве продукции, издержки которого могут быть очень низкими, если заработная плата на зарубежном рынке ниже. Недостатками зарубежного производства по контракту являются: трудности поиска совместного партнера; преодоление технологических, управленческих, языковых и других барьеров, имеющих место в разных странах; осложнение контроля за качеством продукции. Возникает также риск передачи производственного «ноу-хау» иностранной фирме, которая впоследствии можетстать конкурентом. Этот риск снижается, если главными факторами конкурентоспособности являются имидж марки и маркетинговое «ноу-хау».

Данный способ выхода за рубеж использует компания Hilton для организации отельного бизнеса в разных частях света.

Подрядное производство заключается в том, что зарубежное предприятие принимает на себя обязательства изготавливать на собственных мощностях продукцию, приобретение которой гарантируется отечественной фирмой в соответствии с заключенным соглашением. Разновидностью подрядного производства являются операции с давальческим сырьем, когда заключается договор о поставке отечественных сырья, материалов или полуфабрикатов за рубеж для дальнейшей переработки, а затем реимпорта в качестве готовой продукции. Такой способ целесообразно использовать при дефиците собственных мощностей, когда зарубежное производство обходится с меньшими затратами, а также когда имеются значительные препятствия для экспорта товаров в данную страну. Недостатки данного способа такие же, как и предыдущего. В то же время подрядное производство дает возможность быстро организовать деятельность с невысоким риском и перспективой выкупа предприятия.

Способы выхода за рубеж, характеризующиеся трансфертом капитала, различают по формам инвестирования (совместное или полное владение) и по особенностям производственного процесса, переносимого за рубеж (сборочное или полномасштабное производство).

Сборочный завод представляет компромисс между прямым экспортом и полномасштабным зарубежным производством. В этом случае детали, узлы и части, изготовленные в стране размещения предприятия, отсылаются в другую страну для сборки в готовые изделия. Данный способ позволяет избежать больших транспортных расходов и воспользоваться более низкими таможенными пошлинами на импорт сборочных деталей и узлов. Кроме этого фирма применяет местную, зачастую более дешевую рабочую силу, что облегчает ей внедрение на рынок другой страны. Такой способ широко применяется при развертывании деятельности крупных корпораций в развивающихся странах. В Украине подобную практику применяют производители компьютерной техники (фирмы «Спецвузавтоматика», «МКС» и др.)

Совместное владение предполагает объединение с иностранной компанией капиталов, производства и маркетинга. Иногда такой способ является единственно возможным путем для фирмы иметь свое производство на зарубежном рынке, так как иностранное правительство оговаривает допуск на рынок своей страны только в такой форме. Совместные предприятия особенно привлекательны для стран, которые проводят политику сохранения национальных богатств.

Совместные предприятия могут создаваться двумя путями. Во-первых, путем покупки зарубежным инвестором доли собственности действующего предприятия, пакета его акций. Во-вторых, путем учреждения заинтересованными сторонами новой предпринимательской организации.

Если сравнить совместное предпринимательство с другими формами осуществления внешнеэкономической деятельности, то можно выделить следующие его преимущества: оно предполагает наиболее глубокое в технологическом и наиболее полное в организационном плане международное сотрудничество. Такое взаимодействие распространяется на все фазы производственного цикла «наука — технология — производство — сбыт» и охватывает наиболее широкий набор методов маркетинга: от разработки самой концепции производственно-хозяйственной деятельности, отдельных товарно-номенклатурных групп и даже единиц до практической реализации замыслов вплоть до стадии продажи товаров (услуг) и послепродажного обслуживания.

Преимущества совместного предпринимательства состоят также в том, что местный партнер обеспечивает экспортеру знание местного рынка и его методов, что значительно снижает риск вхождения на рынок данной страны.

Основной проблемой, с которой сталкиваются совместные предприятия (СП) при выходе на рынок, — совместное управление. Партнеры отличаются различием культур, традиций бизнеса, уровнем знаний местных условий, и на этой почве возможны конфликты.

Кроме того, партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложений, маркетинга и т.п. Например, многие американские фирмы стремятся использовать полученную прибыль для повторного инвестирования на расширение дела, а местные фирмы, с которыми они сотрудничают, зачастую предпочитают изымать эти поступления из оборота. Американские фирмы отводят большую роль маркетингу, местные вкладчики нередко полагаются только на организацию сбыта.

В настоящее время образование совместных предприятий является основной формой выхода на внешний рынок. По этой форме создано около 90% зарубежных филиалов японских корпораций, 70 % французских, около 40 % американских и английских компаний.

Стратегия проникновения на рынок путем создания совместных предприятий активно реализуется в Украине. Среди известных СП можно выделить такие, как«АвтоЗАЗ-ДЭУ»,«Интер-Сплав» (г. Свердловск Луганской обл.),«Алкатель-Украина» (г.Харьков), «Харьковсибинвест» и др.

Полное владение является наиболее дорогостоящим способом выхода на зарубежные рынки. При этом фирма самостоятельно занимается производством товара и маркетингом без участия каких-либо партнеров либо путем покупки существующего предприятия, либо создавая совершенно новое предприятие (по украинскому законодательству это предприятие со 100 % иностранной инвестиции). Следует отметить, что в некоторых странах такую форму инвестиций одобряют и предоставляют экономические льготы таким предприятиям, в других — предпочитают создание совместных предприятий.

При достаточно большом объеме зарубежного рынка данный способ дает явные выгоды предприятию. Во-первых, предприятие может сэкономить средства за счет более дешевой рабочей силы или более дешевого сырья, за счет сокращения транспортных расходов, а в некоторых случаях за счет льгот, предоставляемых государствами зарубежным вкладчикам. Во-вторых, создавая рабочие места, предприятие обеспечивает себе в стране партнера более благоприятный образ. В-третьих, у предприятия устанавливаются более глубокие отношения с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами, что позволяет лучше адаптировать свои товары к местной маркетинговой среде. В-четвертых, предприятие сохраняет полный контроль над своими инвестициями и может разрабатывать такие политические установки в области производства и маркетинга, которые будут отвечать его долговременным задачам в международном масштабе.

Полномасштабное производство отличается самой высокой степенью вовлеченности в международный бизнес и представляет собой перенос за рубеж всех необходимых этапов производственного цикла с целью получения готовых изделий.

Как правило, крупные компании не выбирают какой-либо один метод выхода на зарубежный рынок, а одновременно используют их сочетание. Так, например, компания-гигант GE только в такой стране как Мексика практикует 4 способа выхода на зарубежный целевой рынок: собственные дочерние компании – промышленное электрооборудование; совместные предприятия – электробытовые приборы; маркетинговая дочерняя компания – организация дистрибьюции товаров, импортируемых из США; лицензионные соглашения – производство электровозов и осветительных приборов.

Основные способы выхода на зарубежные рынки, применяемые известными японскими компаниями, представлены в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Способы вхождения на зарубежные рынки известных японских компаний [26, с. 592-593]

Компания Способ вхождения
Toyota Строительство новых предприятий по всему миру. Политика диверсификации, приобретение акций в секторах электроники, телекоммуникаций, роботизированного производства, аэрокосмической отрасли
Matsushita Покупка зарубежных компаний, производящих программные продукты. Строительство новых зарубежных заводов
Hitachi Распространение производства по всему миру. Покупка зарубежных компаний, располагающих глобальными сетями продаж и дистрибьюции в сфере производства компьютеров и коммуникаций
Toshiba Строительство новых заводов по всему миру. Покупка иностранных компаний, которые имеют сильные позиции в производстве компьютерных интегральных схем, медицинского оборудования, керамики, устройств сверхпроводимости в сфере телекоммуникаций
Nippon Oil Становление глобальной нефтяной компании путем покупки открытых нефтяных месторождений по всему миру или покупки нефтяных компаний, которые располагают большими нефтяными резервами

Выбор способа выхода на зарубежные рынки зависит, во-первых, от масштаба предприятия, во-вторых, от размера инвестиций, связанных с выходом на внешний рынок, в том числе и на проведение исследования внешних рынков, в-третьих, от величины возможных потерь, связанных с риском вхождения на рынки зарубежных стран. Как показывает анализ поведения фирм, переход на международный уровень — это процесс, состоящий, как правило, из множества этапов. Обычно фирма начинает с непрямого экспорта. Если результат положительный, то она продолжает заниматься прямым экспортом и, наконец, производством за рубежом. Каждый последующий этап требует принятия на себя большего объема обязательств, больших затрат и большего риска, но предполагает и более высокие прибыли. Таким образом, принимая решение о форме присутствия на зарубежном рынке, фирма должна соизмерить свои затраты с предполагаемой величиной прибыли по каждому из возможных вариантов.

Следует также отметить, что малые и средние фирмы обычно придерживаются стратегии экспорта, так как он требует внесения минимальных изменений в товарный ассортимент фирмы, ее структуру, капитальные затраты и программу деятельности. Крупные фирмы могут выбирать более рисковые способы выхода на внешние рынки, предполагающие высокие прибыли.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.