Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период до распада СССР. Период Великой Отечественной войны




Период Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны в нашей стране было переработано около 30 млн. т нефти, 2,6 млн. т нефтепродуктов было поставлено из США. Полученное горючее помогло в 1942 - начале 1943 гг. изменить ход войны в благоприятную для нашей страны сторону. А в 1944-1945 гг. - обеспечило возможность проведения мощных наступательных операций Красной Армии. Большую роль в снабжении войск горючим сыграли трубопроводы.

Немецко-фашистские войска блокировали Ленинград с осени 1941 г., перерезав все железные и шоссейные дороги. Запасы горючего на блокированной территории быстро истощались. Поэтому была организована их доставка в Ленинград летом - на баржах по Ладожскому озеру, а зимой - по льду на автомашинах. Все это делалось под постоянными налетами вражеских самолетов.

Весной 1942 г. в снабжении войск Ленинградского фронта горючим сложилось угрожающее положение: лед на «дороге жизни» подтаял и перестал выдерживать автомобили, в то же время навигация еще не была открыта. Поэтому было принято решение соединить восточный и западный берега Ладоги подводным бензопроводом.

Несмотря на чрезвычайность ситуации, строительство трубопровода велось по всем правилам. В невероятно короткий срок -2 недели - был выполнен и утвержден проект. Параллельно был начат и к 5 мая закончен завоз труб диаметром 100 мм и с толщиной стенки 7-8 мм, предназначавшихся в мирное время для насосной эксплуатации скважин. Трубы с помощью муфт соединялись в плети, покрывались антикоррозионной битумной изоляцией и после укладки подвергались гидравлическим испытаниям с помощью керосина. 17 июня 1942 (менее, чем через 50 дней после начала строительства) бензопровод вступил в эксплуатацию. Его общая длина составила 29 км, из низ 21 км - по дну озера на глубине 35 м. Каждые сутки по бензопроводу, который просуществовал два с половиной года, в осажденный город поступало до 660 т горючего.

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом в 1943 г, всего за 8 месяцев был построен керосинопровод Астрахань-Саратов диаметром 250 мм и протяженностью 655 км. Поскольку «лишнего» металла в стране не было, для этого была полностью демонтирована вторая нитка нефтепровода Баку-Батуми.

В ходе Великой Отечественной войны для снабжения войск горючим применялись и сборно-разборные полевые трубопроводы.

Строительство нефтепродуктопроводов после войны началось в первой половине 50-х годов - был введен в эксплуатацию продуктопровод Уфа-Омск (первая нитка) диаметром 350 мм, протяженностью 1177 км. По нему светлые нефтепродукты с Башкирских НПЗ стали подаваться в районы Урала и Сибири.

В 1957 г. введена в эксплуатацию первая нитка нефтепродук-топровода Уфа-Новосибирск диаметром 377...529 мм, протяженностью 1869 км с 16-ю перекачивающими станциями, а в 1959 г. - построена вторая нитка трубопровода Уфа-Омск диаметром 530 мм и протяженностью 1083 км. Затем были введены в эксплуатацию продуктопроводы Уфа-Калтасы и Ишимбай-Уфа. В 1963 г. начата перекачка по нефтепродуктопроводу Куйбышев-Брянск диаметром 530 мм и протяженностью 748 км.

В 1976...1980 гг. продолжалось строительство мощных систем трубопроводного транспорта различных продуктов. Всего за эти годы было построено 3,5 тыс. км магистральных трубопроводов. Среди них нефтепродуктопроводы Уфа-Западное направление, Грозный-Ростов-на-Дону, продуктопровод широкой фракции легких углеводородов Тобольск-Южный Балык, этиленопровод Нижнекамск-Казань, амми-акопровод Тольятти-Одесса, конденсатопровод Оренбург-Салават и другие.

До начала 80-х годов развитие сети нефтепродуктопроводов в нашей стране осуществлялось относительно медленно. За год сооружалось 400...800 км линейной части и в среднем 3 перекачивающие станции. Всего имелось 22 пункта налива, через которые осуществлялась перевалка моторного топлива на железнодорожный транспорт.

Начиная с 1980 г. начался новый этап в развитии нефтепро-дуктопроводного транспорта - интенсивное строительство разветвленной сети трубопроводов. Если в 1975 г. доля отводов в общей протяженности сети составляла 5,8 %, то в 1985 г. - 10,6 %, а в 1990 г. - 20,4 %. Это привело к тому, что средний диаметр нефтепро-дуктопроводов уменьшился с 416 мм сначала до 391 мм, а затем до 359 мм. Число же нефтебаз, подключенных отводами к магистральным нефтепродуктопроводам, в этот период возросло с 64 в 1975 г. до 168 в 1985 г. и далее до 317 в 1990 г.

В период с 1981 по 1985 гг. прирост сети продуктопроводов составил 5,8 тыс. км продуктопроводов. В их числе нефтепродуктоп-роводы Синеглазово-Свердловск, Новки-Рязань-Тула-Орел, Никольское-Воронеж, Воронеж-Белгород, Травники-Кустанай-Аман-карагай, Пенза-Саранск и другие.

Указанные особенности развития сети отечественных нефте-продуктопроводов существенно изменили ее структуру. Действующая широтная магистральная нефтепродуктопроводная система, проходящая от Уфы на восток до Новосибирска и на запад до Вентспилса, Бреста и Ужгорода, оставаясь основным каркасом сети, пополнилась целым рядом линий меридионального направления. Это позволило создать в отдельных районах закольцованные системы нефтепродук-топроводов, повысив надежность нефтепродуктообеспечения.

Сведения о динамике изменения протяженности нефтепро-дуктопроводов в послевоенный период приведены в табл. 13.1.

Таблица 13.1

Динамика изменения протяженности нефтепродуктопроводов в послевоенные годы

Год                
Протяженность МНПП, тыс. км 1,5 3,1 4,3 6,5 7,6 9,0 10,3 16,4



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.