Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественный экологический контроль




 

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований Закона «Об охране окружающей природной среды» министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации, трудовых коллективах, общественных объединениях.

Общественный экологический контроль - третий элемент в системе экологического контроля. Его задача - проверка выполнения требований законодательства об охране окружающей природной среды министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. В закрепленной в статье 72 формулировке она во многом совпадает с задачей государственного экологического контроля. Однако правовая основа, органы, формы и порядок ее решения имеют специфику.

Правовую основу общественного экологического контроля составляют:

- Конституция Российской Федерации, закрепившая обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду (статья 67), положение о том, что государство поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию (статья 55), право граждан на объединение (статья 50) и право этих объединений, трудовых коллективов и граждан участвовать в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами (статьи 6, 8);

- земельный, водный, лесной кодексы;

- законы о недрах, об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира; уставы (положения) общественных объединений.

Профессиональные союзы в соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы в высших органах государственной власти, участвуют в разработке законодательных актов по социально-экономическим вопросам, в том числе по вопросам экологической безопасности. Согласно Закону Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. профсоюзы являются одной из двух надлежащих сторон коллективных договоров, в содержание которых в качестве взаимных обязательств работодателей и работников включаются и вопросы экологической безопасности (статьи 11, 13). В 1992 г. впервые в истории России было подписано Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, российскими объединениями профсоюзов и объединениями предпринимателей (работодателей). В нем, в частности, предусмотрено разработать и принять после рассмотрения Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений Государственную программу экологической безопасности.

Под "иными общественными объединениями" следует понимать политические партии, массовые движения, женские, ветеранские, молодежные, детские и подобные им организации, научные, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные, технические и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан. Сюда же можно отнести органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и иные), органы общественной самодеятельности (народные дружины, товарищеские суды и др.); религиозные организации.

Перечисленные общественные объединения могут быть:

а) специальными и сочетающими функции экологического контроля с основной деятельностью;

б) отраслевыми и универсальными, т. е. осуществляющими комплекс природоохранительных мероприятий;

в) федеральными, республиканскими, автономных образований, краевыми, областными и местными. Специальными (и универсальными) объединениями являются общества охраны природы (ООП), дружины по охране природы. К отраслевым органам общественного контроля относятся

- общественные:

- рыбоохрана,

- охотничья,

- лесная,

- санитарная и другие инспекции.

Они осуществляют экологический контроль в соответствии с их полномочиями, предусмотренными статьей 13 Закона РФ «Об охране окружающей среды», а также со своими уставами, другими нормативными актами.

Общественное экологическое движение не сводится к традиционным общественным объединениям - обществам охраны природы, охотников и рыболовов, дружинам по охране природы и т. п. Массовым стало появление новых природоохранных формирований. Они отличаются как организационными принципами (объединения, клубы, общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты), так и направлением деятельности - экологическое, социально-экологическое, эколого-культурное.

Трудовые коллективы осуществляют контрольные функции в области охраны окружающей природной среды в рамках прав, предоставленных им в соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации, статьей 32 Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Граждане участвуют в контроле за охраной окружающей природной среды как через общественные объединения, так и непосредственно через референдумы, реализуя свое право обращаться в государственные органы с письмами, заявлениями, жалобами и в других формах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.