Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты экологического права




 

К объектам экологического права относятся: окружающая природная среда, природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы, экологические права человека. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» в ст. 4 предусматривает, что все охраняемые данным законом объекты земной природы подразделяются на три категории: интегрированные, дифференцированные, особо охраняемые.

К интегрированным экологическим объектам относится окружающая природная среда, которая складывается из понятий природы и окружающей человека среды (рис. 15.1).

Для всех охраняемых государством объектов земной природы нормы экологического законодательства создаются с учетом:

- влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье человека;

- объективной способности эффективного правового вмешательства в природоохранные, ресурсосберегающие процессы. К дифференцированным экологическим объектам относятся отдельные природные объекты: земля, недра, воды, леса, нелесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты, природные ресурсы и природные комплексы. В природных комплексах на одной территории функционируют несколько природных объектов и ресурсов. И хотя вся природная среда это не что иное, как один сплошной природный комплекс, тем не менее Закон выделяет его в самостоятельный объект экологической защиты, имея в виду не любое соединение природных объектов, а лишь особо охраняемые территории: природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники живой и неживой природы, лесопарки, типичные или редкие ландшафты. Все основные объекты природы относятся к особо охраняемым.

Земельный фонд России составляет 1 707 млн га, при этом 56,3 % составляют земли лесного фонда, 37,7 % — сельского фонда, 3 % — населенных пунктов, 1,2 % - природоохранного, оздоровительного и историко-культурного назначения, 1 % - водного фонда и 0,8 % -промышленного, транспортного, оборонного и иного несельскохозяйственного назначения. Основополагающим актом по охране земельного фонда является Земельный кодекс (с изменениями, внесенными Указом Президента от 24 декабря 1993 г.), принятый в 1991 г.

Воды в законодательстве определяются как ограниченный природный ресурс, содержащийся в океанах, морях, реках, озерах, ледниках, подземных источниках и т. д. Охрана их регулируется Водным кодексом, принятым в 1995 г.

 

 

Рис. 15.1. Схемы экологических объектов

Леса - природные системы, состоящие из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников), а также включающие животных и микроорганизмы, которые биологически связаны в своем развитии и влияют друг на друга и на внешнюю среду. Они выполняют многообразные экологические, культурно-оздоровительные и экономические функции: почвозащитные, климатообразующие, водоохранные, рекреационные, лечебные, эстетические, поставляют древесину, техническое сырье, служат кормовыми угодьями и т. п.

Охрана лесов регулируется Лесным кодексом, принятым в 1997 г.

Атмосферный воздух - это, по существу, среда, которая окружает человека. Все положения Закона в полной мере относятся к воздуху, что исключает потребность в специальном законе о воздухе.

Животный мир — все живые организмы от низших до высших форм. Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.) предусматривает пять основных требований: сохранение видового разнообразия, охрану среды обитания и условий размножения, сохранение целостности сообществ, рациональное использование и регулирование численности.

Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя до глубин, доступных для геологического изучения, освоения и добычи полезных ископаемых. Регулирует отношения по использованию и охране недр Закон «О недрах», принятый в 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными 3 марта 1995 г.). В охране недр много сложных и нерешенных проблем: захоронение токсичных и радиоактивных отходов, истощение драгоценного природного сырья, утилизация отвалов пород и др.

Природные ресурсы - то, что человек извлекает для своего потребления. По отношению к ним используется термин «рациональное природопользование». Ресурсы делят на исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые. В одном природном объекте может быть сосредоточено несколько видов природных ресурсов. Например, лес — совокупность многих ресурсов: древесины, смол, другого технического сырья, животных и растительных пищевых продуктов, кислорода и др. Поэтому рациональное использование природных ресурсов помогает и охране природных объектов в целом.

К особо охраняемым объектам относятся экологические права человека. В отличие от природных объектов, охраняемых экологическим законодательством, в данном случае предметом (объектом) охраны выступает не сам человек, а его экологические права и интересы:

- право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природною среду;

— право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного антропогенным влиянием на человека.

Эти естественные права каждого человека, возникающие с момента его рождения и прекращающиеся со смертью, предусмотрены ст. 42 Конституции и ст. 2 Закона «Об охране окружающей природной среды».

Помимо национального законодательства, защита прав человека обеспечивается и нормами международного права:

- Всемирной декларацией прав человека (1948 г.);

- Стокгольмской Декларацией, принятой на конференции ООН по окружающей среде (1972 г.);

- Международной конференцией ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (1992 г.);

- Конвенцией ООН об изменении климата, принятой на Международной конференции в Рио-де-Жанейро (1993 г.) и др.

Деградация окружающей природной среды сказывается прежде всего на состоянии здоровья человека и его генетического фонда. Более 20 % территории России находится в критическом состоянии, поскольку представляет собой зоны экологического бедствия. В настоящее время более 70 млн человек дышат воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами (в 5 раз и более превышающими нормы предельно допустимых концентраций). Сокращается рождаемость и продолжительность жизни (Россия по продолжительности жизни занимает 45-е место в мире), увеличивается смертность населения, дети рождаются с психическими либо генетическими отклонениями. По данным В.В. Петрова (1995 г.), у 45 % призывников выявлены нарушения психики, у 50 % населения бывшего СССР здоровье ослаблено, из них 50 млн человек либо хронически больны, либо физически неполноценны, каждая четвертая мать не может родить здорового ребенка по генетическим обстоятельствам, каждый четвертый мужчина - импотент. Все эти данные о состоянии природы и здоровья человека свидетельствуют о том, насколько неразрывна связь между разрушением экологических систем природы и отрицательными изменениями в состоянии здоровья настоящего и будущих поколений людей.

Правовыми, политическими и экономическими причинами экологического кризиса являются:

- монополия государственной собственности на природные ресурсы, средства производства, исключающая какие-либо экономические стимулы для охраны окружающей среды;

- нерациональное, а порой преступное расходование денежных средств на нужды, не связанные с ростом благосостояния народа и улучшением окружающей природной среды (ведение войн и связанные с ними колоссальные военные расходы, ядерные испытания и т. п.);

- несовершенство промышленных технологий и погоня за сверхприбылями в ущерб окружающей природной среде;

- несовершенство и низкая эффективность законодательных механизмов защиты интересов, связанных с охраной окружающей природной среды, а иногда и явное нежелание применить предусмотренную законом ответственность за экологические правонарушения;

— экологический нигилизм и низкая экологическая культура граждан.

Проблеме экологического воспитания и образования посвящен раздел II (ст. 73-77) Закона «Об охране окружающей природной среды». Так, в ст. 73 говорится о том, что для повышения экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания, профессионального обучения специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации по системе послевузовского образования с использованием при этом средств массовой информации.

В настоящее время основы экологических знаний обеспечиваются обязательным их преподаванием во всех дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях. Кроме того, ст. 75 требует, чтобы руководители министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений, а также иные должностные лица, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека, имели обязательную экологическую подготовку. Лица, не имеющие такой подготовки, не должны допускаться к выполнению подобной работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 4135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.