Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непритязание на то, о чем нет знания




Не имеется достоверного знания

Отказ от притязаний на то, о чем

 

Ибн Хазм сказал: «Кто хочет быть справедливым, пусть представит себя на месте своего соперника, и тогда он увидит свою несправедливость».[216]

Ибн ‘Аббас и Зайд ибн Сабит разошлись во мнениях относительно завершения хаджа женщиной, у которой началась менструация. Зайд сказал: «Она не покинет хадж до тех пор, пока не завершит его тавафом (обходом Ка‘бы)». Ибн ‘Аббас сказал: «Если она совершила таваф аль-ифада (обход Ка‘бы в день заклания жертвы), то может покинуть хадж, при этом она не должна совершать прощальный таваф». Зайд возразил ему, и в ответ Ибн ‘Аббас сказал: «Спроси своих жен, Умму Салим и ее подруг». Зайд отправился к ним, спросил их, а затем вернулся, смеясь, и сказал: «Правильно так, как сказал ты».[217]

Абдуррахман ибн Махди сказал: «Я рассказал ‘Убайдуллаху ибн аль-Хасану аль-Кади хадис. Тогда он был кадием и он высказал мне по поводу него свои воз­ражения. (Затем однажды) я зашел к нему, когда у него за двумя накрытыми столами сидели люди, и он сказал мне: «Тот хадис оказался именно таким, как сказал ты, и я покорно признаю свою ошибку».

 

 

Ибн ‘Абдульбарр сказал: «Наибольшим позором для человека является его притязание на то, о чем он не ведает. Ученые всегда осуждали подобное, как осуждают и сейчас, высказываясь стихами и прозой. Так, например:

Кто припишет себе то, чего не имеет,

Ложь откроется в день испытания.

И в учебе подобен он скакуну,

Что приходит последним на скачках.

Искатель знания, определи для себя границы в пределах того, что знаешь, и не переступай их, претендуя на то, о чем не ведаешь. В хадисе говорится:

الْمُتَشَبِّعُ بِمَا لَمْ يُعْطَ كَلابِسِ ثَوْبَيْ زُورٍ

«Заявляющий о получении того, чего на самом деле ему не давали, подобен человеку, одевшему две чужие одежды».[218]

Аййуба спросили о чем-то, и он ответил: «Мне об этом ничего не известно». Тогда его попросили: «Скажи свое мнение об этом». Он сказал: «У меня нет мнения на этот счет».

Имама Ахмада спросили о каком-то хадисе, и он ответил: «Спросите знатоков малоизвестных хадисов (асхаб аль-гариб), поскольку я боюсь говорить о словах посланника Аллаха, , основываясь на предположениях, и тем самым ошибиться».

К имаму Малику пришел человек и сказал: “О Абу Абдуллах! Я пришел к тебе, пройдя расстояние, равное шести месяцам пути. Люди моего города поручили мне задать тебе один вопрос”. Имам Малик сказал: “Так задавай”. Этот человек задал ему свой вопрос, на что Малик ответил: “Я не знаю ответа на него”. Человек растерялся и сказал: “А что я скажу жителям своего города, когда вернусь к ним?”. Малик ответил: “Скажешь им: “Малик сказал: “Я не знаю!”.

«Кто стремится к тому, что принесет ему пользу в этом мире и в мире вечном, тот не станет совать свой нос в то, чего не знает и о чем не ведает. А если кто будет беспокоиться о том, что скажут о нем люди в этом мире, являющимся лишь беглой тенью и мимолетной иллюзией, то пусть подумает о своем разоблачении на виду у всех в день, когда Аллах соберет людей, и он станет днем горя (для обитателей ада) и днем счастья (для обитателей рая). Это день собрания людей. Это день присутствия (всех обитателей земли и небес)».[219]

Когда о чем-то на собрании говорю,

Слова пределов знания моего не преступают.

Я никогда не говорю о том, чего не знаю,

А коли знания не хватит, то молчу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.