Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самих себя




Типу людей из числа обладателей знания, обманывающих самих тебя обманывающих

Самый невежественный человек

 

Автор книги «Тазкират ас-сами‘» сказал: «Пусть он остерегается того, кто считает себя совершенным и не нуждающимся в шейхах, поскольку это мнение невежественного и незнающего человека, который больше упустил, нежели приобрел. Са‘ид ибн Джубайр сказал: «Человек продолжает оставаться ученым до тех пор, пока продолжает учиться. Если же он перестанет учиться и решит, что больше в этом не нуждается, то он самый невежественный человек».

Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль‘азиз аль-Мани‘ сказал: «Одним из бедствий, постигающих знание, является то, что удовлетворенный собой и уверенный в собственном знании и проницательности человек считает ненужным обращаться к ученым, учиться у них и черпать свет их мыслей».[283]

Также он сказал: «Не подобает искателю знания обманывать самого себя и воображать, что он знает больше своего учителя или (по крайней мере) не меньше его. Ведь это самообман и плутовство шайтана. Аль-Фарра’ сказал: «Один человек сказал мне: «Почему ты постоянно ходишь к аль-Киса’и, когда сам знаешь грамматику не хуже него?». Я возгордился, отправился к нему и стал обсуждать с ним вопросы на равных. И я почувствовал себя птицей, черпающей своим клювом из моря».[284]

 

Автор «Мухтасар минхадж аль-касидин» сказал: «Что касается обладателей знания, обманывающих самих себя, то их можно разделить на несколько групп.

Одна из таких групп: ни в совершенстве овладели религиозными и рационалистическими науками, но пре­небрегли заботой о (делах, совершаемых) органами их собственного тела, не уберегли их от греховных деяний и не обязали к делам послушания. Они обольстились собственным знанием и решили, что заняли достойное место перед Аллахом. Но если бы они рассудили здраво, то осознали бы, что под «‘ильм аль-му‘амалат»[285] понимаются только дела, без которых это знание не имело бы никакого значения. Всевышний Аллах сказал:

Поистине, преуспел тот, кто очищал (свою душу, совершая благочестивые деяния) («Солнце», 9). Но ведь Аллах не сказал: «Поистине, преуспел тот, кто научился очищать (свою душу)». А если шайтан станет «внушать» ему о достоинствах обладателя знания, то пусть вспомнит, что сказано о нечестивом ученом, как, например, слова Всевышнего Аллаха:

(Такой) подобен псу: если бросишься на него, он будет высовывать язык, и если оставишь его в покое, он будет высовывать язык. («Преграды», 176).

…подобнен ослу, несущему книги. («Пятница», 5).

Другая группа: Они в полной мере овладели знанием и совершали открытые (для глаз людей) дела. Но они не проявляли заботу о своих душах и не искоренили в ней такие порочащие человека качества, как гордыня, зависть, лицемерие, стремление к высокому положению и славе. Они приукрасили свои открытые (для глаз людей дела) и пренебрегли своим внутренним миром, забыв слова посланника Аллаха,:

إِنَّ اللَّهَ لا يَنْظُرُ إِلَى صُوَرِكُمْ وَأَمْوَالِكُمْ ، وَلَكِنْ يَنْظُرُ إِلَى قُلُوبِكُمْ وَأَعْمَالِكُمْ

«Поистине, Аллах не смотрит на ваш внешний вид и на ваше богатство, а только смотрит на ваши сердца и поступки».[286]

Они заботились о своих делах, но не позаботились о своих сердцах, а сердце – это главное, поскольку спасется только тот,

за исключением тех, кто придет к Аллаху со здравым сердцем[287] («Поэты», 89).

И они подобны человеку, который посадил (растение), но вместе с ним выросла и сорная трава. Когда ему велели ее вырвать, он принялся ее тащить, хватая за вершки и оставляя корни, которые продолжали набирать сил.

Другая группа: они осознали, что эти скрытые качества человека порочны, но, восторгаясь собой, стали думать, что они свободны от подобных пороков и что Аллах слишком высоко их ценит, чтобы испытывать их подобным образом. Они думают, что таким образом Аллах испытывает только простолюдинов, которые не достигли того уровня знаний, что достигли они. А если в них проявятся признаки гордыни и стремления к главенству, то кто-то из них может сказать: “Это не гордыня, это лишь стремление показать величие религии и достоинство знания назло тем, кто измышляет нововведения (бид‘а).[288] И если я буду надевать худшую одежду, присутствовать на собраниях низших людей, то враги нашей религии станут хулить меня и будут рады моему унижению, а мо¸ унижение есть унижение религии”. Так этот обольщенный человек забывает, что это иблис внушил ему такую недобрую мысль, поскольку пророк, , и его сподвижники (всегда) были скромны.

Омар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, когда прибыл в аш-Шам, перед ним возникла переправа вброд. Он слез с верблюда, снял свою обувь, взял ее в руки и вошел в воду, тогда как у него был верблюд. И Абу ‘Убайда сказал ему: “Сегодня ты совершил невиданное дело среди обитателей земли”. Омар ударил себя в грудь и сказал: “О-о! Если бы кто-нибудь другой, а не ты сказал это, о Абу ‘Убайда! Вы были самыми жалкими и униженными людьми, и возвеличил вас Аллах, (послав к вам) Своего посланника. И какими бы путями, помимо пути его посланника, вы ни стремились добиться величия, унизит вас Аллах.

Поэтому удивительно, что тщеславный человек стремится добиться величия в этом мире, приобретая дорогую одежду, горячих скакунов и т.п. А когда к нему закрадывается мысль о том, что он делает все это напоказ (рийа), он говорит: “Тем самым я хочу только показать свое знание и свои дела, чтобы люди последовали за мной и пришли в религию”. И если бы это было его целью, то он радовался бы тому, что люди последовали за другим так же, как если бы они последовали за ним. Ведь кто желает людям благо, тот всегда радуется их благочестию, кто бы ни стал для них причиной этого.

А также когда кто-нибудь из них наносит визиты султану, заискивает перед ним, прославляет его, выказывает перед ним свою покорность и говорит: «Я делаю это только для того, чтобы заступиться за кого-нибудь из мусульман или отвратить от него беду», то Аллах знает, что представься кому-нибудь из его друзей случай быть принятым у султана, он будет это тяжело переживать.

Самообольщение некоторых из них доходит до того, что они начинают добывать деньги запретным путем и говорят: «Эти деньги ничьи, они (предназначены) для блага мусульман, а ты один из их имамов» И подобными рассуждениями обманывают самих себя.

Другая группа: они в полной мере овладели знанием, очистили свои тела, (отстранившись от греховных дел), украсили их добрыми деяниями, освободили сердца от зависти, гордыни, лицемерия и т.п. Но в тайные уголки души закрались скрытые козни шайтана и интриги собственной души, которые они не распознали и оставили без внимания. И ты можешь видеть, как кто-то из них и день, и ночь усердно собирает знание, упорядочивает его и оттачивает, полагая, что к этому его толкает стремление показать (величие) религии Всевышнего Аллаха. Но, быть может, к этому его толкает стремление к славе и известности. И, пожалуй, его труды не лишены самовосхваления, которое либо явно выражается в его долгих притязаниях, либо скрывается в его нападках на других, совершаемых им, чтобы показать, что он лучше и более знающ, чем они. Эти и подобные скрытые пороки могут заметить в себе только проницательные и сильные люди, на что не могут даже надеяться такие слабые люди, как мы. Но, по крайней мере, человек должен знать свои недостатки и стремиться их исправить. Кого радуют его добрые качества и огорчают дурные, от того еще можно чего-то ожидать, чего нельзя сказать о том, кто восхваляет самого себя и думает, что он один из избранных.

Это самообольщение тех, кто приобрел важные знания. А что можно сказать о людях, которые удовлетворяются знаниями, не столь необходимыми для них, оставляя без внимания то, что (действительно) важно?!

Среди них есть такие, которые ограничились лишь изучением науки о вынесении решений по судебным разбирательствам и тяжбам, во всех мелочах усвоили (законы) отношений людей в вопросах благоустройства жизни. И, быть может, они упустили явные дела и совершали некоторые грехи: распространяли сплетни, устремляли взор на недозволенное, ходили в места, куда ходить непозволительно. Они не оберегали свои сердца от зависти, гордыни и от всякого пагубного влияния. Эти люди обманываются дважды: первый раз в своих делах, а второй – в своих знаниях.

И они подобны больному, который выучил рецепт лекарства и занялся его повторением и обучением. Нет, они больше похожи на больного плевритом, который перед смертью берется изучать, как лечить послеменструальное кровотечение, многократно это повторяя. Это предел самообольщения.

Причиной его самообольщения является то, что он слышал о почитании (людьми) науки фикх (мусульманского права), не понимая того, что «фикх»[289] – это познание Всевышнего Аллаха и его качеств, вселяющих страх, и качеств, вселяющих надежду, чтобы сердце убоялось Аллаха и всегда оставалось благочестивым.

Всевышний Аллах сказал:

…и не следует всем верующим выступать (в поход. Лучше,) если бы выступала часть (людей) из другой их группы, (а оставшиеся) стремились бы к постижению религии и увещевали людей, когда те вернутся к ним, чтобы они остерегались (дурного). («Покаяние», 122). В этом аяте говорится об изучении религии вообще, а не имеется в виду наука фикх (мусульманское право)…

Такие люди подобны тем, кто во время хаджа занимался лишь изучением мастерства шить бурдюки и обувь, что, безусловно, необходимо. Однако от хаджа ему не достанется никакого удела.

Среди них есть такие, кто ограничился только изучением науки о конфликтах, их интересуют только методы ведения спора, навязывания своего мнения, убеждения и попирания истины с целью одержать победу. Они наихудшие из тех, о ком мы упоминали ранее, а все тонкости ведения споров в фикхе являются нововведением (бид‘а), о чем раньше не знали предшественники…

В хадисе же передается:

مَا ضَلَّ قَوْمٌ بَعْدَ هُدًى كَانُوا عَلَيْهِ إِلاَّ أُوتُوا الْجَدَلَ

«Люди (всегда) сбивались с правильного пути после (того, как становились на него), только из-за споров (, в которые они пускались) » [290].

Другая группа: они занялись чтением проповедей, и самым высоким по своему положению среди них является тот, кто говорит о нравственных качествах и свойствах души: страхе, надежде, терпении, благодарности, уповании (на Аллаха), умеренности в мирских благах (зухд), глубоком убеждении (йакин), искренности. Они полагают, что, говоря об этих качествах, которых в них самих нет, они являются их обладателями. Они призывают людей к Аллаху, а сами убегают от Него. Они самые обольстившиеся люди.

Среди них есть такие, которые отклоняется в своих проповедях от того, что должны говорить, блуждая и измышляя речи, выходящие за рамки шариата и пределы разумного, стремясь к чему-то необычному.

Среди них есть такие, кто в качестве примера цитируют стихи, посвященные любви и разлуке, желая сделать свои собрания более шумными и привлечь на них больше людей, пусть даже пришедших не с благими намерениями. Такие ученые – шайтаны среди людей.

Другая группа: они все свое время посвятили изучению хадисов, собиранию различных версий их передачи и составлению мало известных громких иснадов. (И, быть может,) кто-нибудь из них вознамерится объехать всю страну и встретиться с шейхами, чтобы затем сказать: «Я передаю (хадис) со слов такого-то, я встречался с таким-то, и ни у кого нет такого иснада, как у меня».

Другая группа: Они занялись изучением грамматики и стихов, решив, что являются учеными своего народа, и всю свою жизнь посвятили постижению тонкостей языка и грамматики. Но если бы они поразмыслили, то поняли бы, что тот, кто теряет свои годы, изучая арабский язык, подобен тому, кто теряет время, изучая турецкий язык. Ведь арабский язык отличается от турецкого только тем, что это язык шариата, и достаточно будет изучить лишь две науки, связанные с ним: гариб аль-Кур’ан (редкие и мало понятные слова в Коране) и гариб аль-хадис (редкие и мало понятные слова в хадисах). Из грамматики же достаточно лишь того знания, которое поможет избежать ошибок в языке.

Что же касается глубокого изучения того, что не знает предела, то это отвлекает от более полезных и нужных занятий. В качестве примера можно упомянуть человека, который всю жизнь растратил на то, чтобы научиться правильному чтению и произношению Корана и ограничился лишь только этим. Это есть самообольщение, поскольку буквы имеют целью передавать значение, они лишь средство и инструмент. Ведь человек, который должен выпить саканджабин (подкисленный уксусом мед), чтобы вывести из организма желчь, но тратит время на украшение бокала, из которого он собирается пить, просто обольщается. И счастлив тот, кто из всякого знания взял лишь действительно необходимое ему и не более, кто, проявив усердие, воплотил это в делах и очистил себя от недостатков. В этом вся суть.

Другая группа: Их самообольщение велико. Они прибегли к хитрости, чтобы попирать права, решив, что это им поможет. Но это лишь их самообольщение. И если даже человеку удастся убедить свою жену и она оправдает его в том, что он не выполняет своих обязанностей по отношению к ней, то он (все равно) не найдет оправдания перед Всевышним Аллахом.[291]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.