Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивид, личность, индивидуальность




Жизнь и деятельность человека обусловлены единством н взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наслед­ственности, а формируются у них прижизненно, то использу­ют понятие «индивид» — как биологический организм, носи­тель общих генотипических наследственных свойств биологи­ческого вида (индивидами мы рождаемся) и понятие «лич­ность» — как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком обществен­ных форм сознания и поведения, общественно-историческо­го опыта человечества (личностями мы становимся под вли­янием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, вза­имодействия).

Социология рассматривает личность как представителя оп­ределенной социальной группы, как социальный тип, как про­дукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отно­шений, не только испытывает социальные воздействия, но пре­ломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность на­чинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследствен­но-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих со­циальных воздействий. По мере формирования личности внут­ренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных лю­дей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект Деятельности, общения, сознания, самосознания.

Рубинштейн ввел в психологию понятие «субъект». («Глав­ный вопрос психологии — вопрос о субъекте».) В деятельности есть внешние и внутренние условия, тогда внешние условия — это природные и социальные воздействия, а внутренние условия — это субъект. Внешние условия действуют только через внутренние. А внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет, т. е. субъект активен, сам является продуктом своего действия, способен изменить внешние воз­действия.

Поскольку человек живет в трех сферах мира: природа — общество — культура, то можно выделить 3 типа субъекта:

1 — природный субъект — это человек или животное, ко­торое гибко приспосабливается к гибко изменяющимся усло­виям природной среды;

2 — социальный субъект — человек как носитель присво­енных социальных норм, правил, принятых в данном обще­стве;

3 — субъект культуры — субъект самостоятельного и от­ветственного решения жизненных проблем на основе общече­ловеческих нравственных и культурных принципов.

Понятие личности (в широком смысле) включает все три типа субъекта. Личность как субъект деятельности, как внут­реннее условие деятельности, когда любая способность субъекта может повлиять на особенности его деятельности и поведения.

Более узкое понимание личности как совокупности обще­ственных отношений возникает, когда личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Асмолов от­мечает, что в личности можно выделить две субстанции: соци­ально-типическую и индивидуально-уникальную (где уникаль­ность достигается за счет собственной активности, своих мыс­лей, поступков, личной ответственности).

Личность не только целеустремленная, но и самооргани­зующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности слу­жит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь актив­ную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Личность (в узком смысле) — это субъект решения про­блем, выбора, способный самостоятельно и ответственно ре­шать проблемы, это субъект культуры. Личность может про­явиться там, где человек сталкивается с проблемами, конф­ликтами. Человек еще не личность, если не способен самосто­ятельно решать жизненные проблемы и нести за свои решения и поступки ответственность.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «ин­дивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях ха­рактера и темперамента, индивидуальность свою мы доказы­ваем, утверждаем.

Мотивация, темперамент, способности, характер — основ­ные параметры индивидуальности.

Личность характеризуется пятью потенциалами: познава­тельным, ценностным, творческим, коммуникативным и ху­дожественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал опреде­ляется объемом и качеством информации, которой располага­ет личность. Эта информация складывается из знаний о внеш­нем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот по­тенциал включает в себя психологические качества, с которы­ми связана познавательная деятельность человека. Аксиологи­ческий (ценностный) потенциал личности определяется при­обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эсте­тической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеж­дениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, созна­ния личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механиз­мов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении. Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации той или иной сфере (или нескольких сфе­рах) труда, социально-организаторской и критической деятельности. Коммуникативный потенциал личности определяется

мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей. Художественный потенциал личности оп­ределяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее худо­жественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в твор­честве, профессиональном и самодеятельном, и в «потребле­нии* произведений искусства. Таким образом, личность опре­деляется не своим характером, темпераментом и физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3} что и как она созидает; 4) с кем и как она общает­ся; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удов­летворяет, а главное, какова мера ответственности за свои по­ступки, решения, судьбу.

 

ВОПРОС 11




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.