Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие мышления в персоногенезе. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению




Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышлениярасширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышлениярас­крытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и плани­рования.

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная фор­ма психического отражения, устанавливающая связи и отно­шения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно та­ким является ребенок Виктор, выросший в джунглях и описан­ный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышле­ния развиваются у человека в онтогенезе при воздействии средычеловеческого общества.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. По­началу оно в большой степени определяется развитием мани­пулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объек­том, на который оно направлено и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения об­щественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные ступе­ни интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления — наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце пер­вого — начале второго года жизни, еще до овладения им ак­тивной речью.

Примитивная чувственная абстракция, при которой ребе­нок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и при­чудливые классификации.

В своем становлении мышление проходит две стадии: до-понятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда оно имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большин­ство суждений — суждения по сходству, или суждения по ана­логии, поскольку в этот период в мышлении главную роль иг­рает память. Самая ранняя форма доказательства — пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь, наглядными примерами.

Центральной особенностью допонятийного мышления яв­ляется эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эго­центризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особеннос­ти детской логики, как 1) нечувствительность к противоречи­ям; 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем); 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее). «Кам­ни тяжелее, чем лед: лед легче воды, а камни идут ко дну», — рассуждает 5-летний мальчик. Для характеристики таких умо­заключений В. Штерн ввел термин «трансдукция» — умозак­лючение, переходящее от одного частного случая к другому, минуя общее', 4) отсутствие представления о сохранении коли­чества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формаль­ные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Вы­готский выделял 5 этапов в переходе к формированию поня­тий. Первый — ребенку 2—3 года — проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие — это синкре­тизм детского мышления. На II этапе — дети используют эле­менты объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары — возникает цепочка попарного сходства. III этап проявляется в 6—8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характери­зующие эту группу. И, наконец, у подростков 9—12 лет появ­ляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейс­кого опыта и не подкреплены научными данными. Совершен­ные понятия формируются на V этапе, в юношеском возрасте 14—18 лет, когда использование теоретических положений по­зволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышле­ние развивается от конкретных образов к совершенным поня­тиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отража­ет сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4—6 лет. Связь мышления с практи­ческими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случа­ев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и на­глядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у млад­ших школьников мыслительные операции еще связаны с кон­кретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школь­ники овладевают уже и некоторыми более сложными форма­ми умозаключений, осознают силу логической необходимос­ти. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у них развивается — сначала в простейших формах — словесно-логическое мышление, т. е. мышление в формеабстрактных понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

В среднем и старшем школьных возрастах школьникам становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их пе­реноса и применения в различных новых ситуациях. Соверша­ется переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятий­ному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется зако­номерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая ста­дия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а со­храняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышле­ние, характерное для дошкольников, у школьников приобрета­ет новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических за­дач. Словесно-образное мышление также поднимается на бо­лее высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

 

вопрос 30




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.