Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мысленный эксперимент




 

Одной из наиболее очевидных форм проявления деятель­ности воображения в науке является мысленный эксперимент. К мысленному эксперименту обращался еще Аристотель, до­казывая невозможность пустоты в природе, т. е. используя мысленный эксперимент, чтобы отвергнуть существование тех или иных явлений. Широкое применение мысленного экспе­римента начинается, видимо, с Галилея. Во всяком случае, Э. Мах в своей «Механике» полагает, что именно Галилей пер­вым дал достаточное методологическое указание на мыслен­ный эксперимент как на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент.

Мысленный эксперимент не сводим к оперированию поня­тиями, но представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационально­го познания.

Мысленный эксперимент — это вид познавательной дея­тельности, строящийся по типу реального эксперимента и при­нимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном пункте проявляется здесь деятельность воображения, что и дает осно­вание называть данную процедуру воображаемым эксперимен­том.

Мысленный эксперимент — деятельность, осуществляемая в идеальном плане, способствующая появлению у познающего субъекта новых эвристических возможностей как в логико-по­нятийном, так и в чувственно-образном отображении действи­тельности. Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Субъект может произвести, например, косвенную проверку истинности знания, не прибегая к реальному экспериментированию там, где это затруднительно или невозможно. Кроме того, мыслен­ный эксперимент позволяет исследовать ситуации, нереализу­емые практически, хотя и принципиально возможные.

Поскольку мысленный эксперимент протекает в идеальном плане, особую роль в обеспечении реальной значимости его результатов играет корректность форм мысленной деятельнос­ти. При этом очевидно, что мысленное экспериментирование подчиняется логическим законам. Нарушение логики в опери­ровании образами в мысленном эксперименте ведет к его раз­рушению. В мысленном эксперименте активность развертыва­ется в идеальном плане, и специфическими основаниями объек­тивности в данном случае являются логическая корректность оперирования с образами, с одной стороны, и активность вооб­ражения — с другой. Причем решающая роль, как и должно быть в эксперименте, принадлежит здесь «чувственной» сторо­не, т. е. воображению.

Мысленный эксперимент, таким образом, отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей, так сказать, идеальностью, а с другой — присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций.

Так с помощью воображения, достаточно жестко направля­емого логикой, Галилей представляет ситуацию, в которой при­чины, мешающие свободному движению тела, полностью уст­ранены. Тем самым он преступает грань реально возможного, но зато со всей возможной очевидностью демонстрирует осу­ществимость инерциального движения — тело будет сохранять свое движение бесконечно долго.

Продуктивная мощь воображения представила здесь си­туацию, невозможную с точки зрения аристотелевской физи­ки. И Галилей отдавал себе отчет в том, что аристотелевской физике противостоит воображаемый результат мысленного эксперимента — тело, продолжающее движение в отсутствии движущих его сил, есть нечто невозможное с точки зрения физики.

Таким образом, именно логическая оппозиция конкуриру­ющих теорий образует контекст, в котором вполне допустимы­ми оказываются недопустимые (с какой-либо из конкурирую­щих позиций) предположения и «сумасшедшие* гипотезы. Короче, допустимым оказывается воображение во всех смыс­лах этого слова.

 

ВОПРОС 42




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.