Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный вневедомственный финансовый контроль




Виды, формы и методы финансового контроля

Для осуществления финансового контроля в Республике Беларусь создана и действует многообразная система органов. Необходимость такого многообразия объясняется сложностью и широтой финансовой деятельности государства, огромным количеством участников этой деятельности, а также много­гранностью ее сфер.

Финансовый контроль по органам, его осуществляющим, подразделяется на государственный вневедомственный, ве­домственный и независимый финансовый контроль.


осуществляется специально уполномоченными органами от имени государства на объектах, не находящихся в подчинении контролирующего органа. В систему специальных контроли­рующих органов, осуществляющих данный вид, входят:

- Комитет государственного контроля, его департамент
финансовых расследований и территориальные органы;

- Министерство по налогам и сборам и его органы на местах;

- Министерство финансов и его органы на местах;

- Национальный банк и банки второго уровня;

- органы управления государственными внебюджетными
фондами;

- таможенные органы.

Комитет государственного контроля является органом, создание которого предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (ст. 129-131).

Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определены в Законе от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» '.

Контрольные полномочия Комитета государственного контроля и его территориальных органов распространяются на государственные органы, банки, страховые организации, иные юридические лица, индивидуальных предпринимателей.

Методами работы Комитета государственного контроля являются ревизии и проверки.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Комитет государственного контроля направляет материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотре­ния и принятия по ним необходимых мер.

Комитету государственного контроля и его территориаль­ным органам предоставлены полномочия по применению эко­номических санкций и мер административного воздействия (ст. 18-21 указанного Закона).

Важная роль в контроле за соблюдением законодатель­ства о налогах и предпринимательстве принадлежит Мини-

1 НРПА. 2000. № 18. 2/144; 2004. № 189. 2/1089. 704


стерству по налогам и сборам, в структуру которого входят департамент по контролю за производством и оборотом алко­гольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Мини­стерства по налогам и сборам, управления, отделы, а также инспекции по областям и г. Минску, районам, городам, райо­нам в городах.

Полномочия государственных налоговых органов и их дол­жностных лиц в области финансового контроля установлены Об­щей частью Налогового кодекса Республики Беларусь, Законом от 2 февраля 1994 г. «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» ' и постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 15922, утвердившим Положение о Министерстве по налогам и сборам.

Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Значитель­ное место в деятельности Минфина занимают контрольные полно­мочия, закрепленные в Положении о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 3.

Финансовый контроль возложен на департаменты, глав­ные управления, отделы и другие подразделения Минфина, а также на специально созданное в его структуре Главное конт­рольно-ревизионное управление (ГКРУ).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 846 4 создана система органов госу­дарственного казначейства, в которую вошли Главное госу­дарственное казначейство Минфина и территориальные органы государственного казначейства.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 7. Ст. 94; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 28. Ст. 485; НРПА. 2003. № 8. 2/932; 2/933.

2НРПА. 2001. № 106. 5/9345; 2003. № 32. 5/12118; 2004. № 142. 5/14786.

3НРПА. 2001. № 105. 5/9328, № 117. 5/9544; 2002 № 143. 5/11674; 2003. № 26. 5/12024, № 128 5/13369; 2004. № 53. 5/13967.

4 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993. № 35.
23 Зак 2388 705


Система органов государственного казначейства осуществ­ляет контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь.

Несмотря на то что банковская система Республики Бела­русь не относится к специальным контролирующим органам, однако контрольно-надзорные полномочия Национального банка Республики Беларусь и иных банков занимают достаточ­но большой удельный вес в деятельности банковской системы.

Согласно ст. 34 Банковского кодекса Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанков­ских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею, про­водит постоянный контроль за соблюдением ими банковского законодательства.

Для выполнения указанной функции Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выяв­ленных нарушений и применяет предусмотренные законода­тельством Республики Беларусь санкции к нарушителям.

Контрольно-надзорные полномочия Национального банка Республики Беларусь распространяются на коммерческие бан­ки и небанковские кредитно-финансовые организации.

На органы управления государственными внебюджетны­ми фондами также возложена функция контроля. Фонд соци­альной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет контроль за пра­вильным расходованием средств, своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов и согласно действу­ющему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов.

Контроль за своевременной уплатой плательщиками нало­га на добавленную стоимость, акцизов, таможенной пошлины и других видов таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь осуществляют таможенные органы.

Ведомственный финансовый контроль проводится силами самого ведомства. В министерствах, государственных комите-


тах и других центральных органах управления образуются самостоятельные контрольно-ревизионные подразделения (уп­равления, отделы).

Контроль проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях, находящихся в административной (ведомствен­ной) подчиненности от контролирующего органа, в целях обеспечения соблюдения подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями требований законодательства в области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, сохранности и эффективности ис­пользования переданного предприятиям на правах владения, пользования и распоряжения имущества, целевого и эффектив­ного использования средств, выделяемых из государственного бюджета, по всем направлениям и видам расходов.

Правовую базу данного вида контроля составляют: Указ Пре­зидента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» ' и по­становление Совета Министров от 9 января 2002 г. № 22 «О неко­торых вопросах осуществления ведомственного контроля» 2, которым утверждено Положение о ведомственном контроле за фи­нансово-хозяйственной деятельностью организаций.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой про­верку производственной и хозяйственной деятельности пред­приятия в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некото­рыми другими экономическими службами самого хозяйствую­щего субъекта

Основным звеном в системе внутрихозяйственного контро­ля является главный бухгалтер. Его полномочия в области финансового контроля урегулированы в Законе Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. в редакции от 25 июня 2001 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» 3.

Независимый финансовый контроль - это контроль, осуще­ствляемый независимой организацией от своего имени на объек­тах, не находящихся в подчинении контролирующего органа.

1 НРПА. 2000. № 52. 1/1312; 2002. № 15. 1/3449; 2004. № 26. 1/5311.

2 НРПА. 2002. № 8. 5/9753.

3 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 34.
Ст. 566; НРПА. 2001. № 63. 2/785, 2004. № 77. 2/1027.


Независимый финансовый контроль является новым видом контроля, который появился в связи с развитием в республике рыночных отношений, международных экономических связей, ук­реплением разнообразных форм собственности, банковского и страхового дела. Осуществляется он системой аудита и регулиру­ется Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. в редак­ции от 18 декабря 2002 г. «Об аудиторской деятельности» '.

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательс­кая деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других до­кументов организаций, их обособленных подразделений, ин­дивидуальных предпринимателей (аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности и соответствии совершенных финансо­вых (хозяйственных) операций законодательству.

Под формой финансового контроля понимают отдельные стороны проявления содержания и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контрольных действий выделяют три основные формы финансового контро­ля - предварительный, текущий и последующий.

Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка. Все вопросы, касающиеся проведения ре­визий и проверок, регулируются Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка при­менения экономических санкций» 2, утвердившим Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяй­ственной деятельности и применения экономических санкций.

Проверка (ревизия) проводится на основании предписания руководителя контролирующего органа или его заместителя. На проведение каждой проверки (ревизии) выдается предписа-


2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 35. Ст. 573; НРПА. 2003. № 2. 2/913.

1/788; 2001. № 117. 1/3286; 2003. № 127. 1/5083;

1 НРПА. 1999. № 89 2004. № 86. 1/5546.


пие, в котором указываются: наименование контролирующего органа, проводящего проверку, и субъекта предпринимательс­кой деятельности, в отношении которого проводится проверка (ревизия); фамилия, имя, отчество проверяющего, его долж­ность (состав ревизионной группы), тема проверки (ревизии) и срок ее проведения.

Срок проведения проверки (ревизии) определяется в при­казе (распоряжении) о ее проведении исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностей проверяемого субъекта. Общий срок проведения проверки (ревизии) не дол­жен превышать 30 рабочих дней. Этот срок может быть прод­лен руководителем органа, назначившего ревизию, или его заместителем.

По результатам ревизии (проверки) финансово-хозяй­ственной деятельности, а также в случае выявления серьезных нарушений законодательства составляют акт. Результаты ре­визий, в ходе которых не установлено нарушений, оформля­ются справкой.

Наличие большого количества контролирующих органов потребовало со стороны государства принятия мер, направ­ленных на координацию их деятельности при проведении про­верок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций. С этой целью Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 образован Совет по ко­ординации контрольной деятельности и утверждено Положе­ние об этом Совете.


Глава 42




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.