Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самооценка, уровень притязаний и фрустрации. Характер проявляется не только отношением к другим лю­дям, но и к самому себе




Характер проявляется не только отношением к другим лю­дям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем ин­теллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит, скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой само­оценке, т. е. каждому хочется уважать себя. У людей, страда­ющих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими про­явлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетер­пимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпаде­ние ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорыва­ются резким обвинением в чей-либо адрес. Излишне низкая самооценка человека влечет за собой чрезмерную его зависи­мость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприя­тие окружающих, формируется «комплекс неполноценности», поведение «неудачника».

На формирование самоуважения и самооценки влияют мно­гие факторы, действующие уже в раннем детстве — отноше­ние родителей, положение среди сверстников, отношение пе­дагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, чело­век формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подросток овладевает умением само­анализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигну-. тые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит, я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадек­ватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, ко­торый характеризует степень трудности тех целей, к ко­торым стремится человек и достижение которых представ­ляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который чело­век обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязания оказывает влияние дина­мика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязания мо­жет быть адекватным (человек выбирает цели, которые реаль­но может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, за­ниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уро­вень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значи­тельно более высоких) возможен при низкой самооценке (че­ловек не верит в себя, низко оценивает свои способности, воз­можности, чувствует себя «неполноценным»), но также возмо­жен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «пе­ретруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «со­циальную хитрость»). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разо­чарованию, фрустрациям.

Самоуважение — обобщенное отношение личности к са­мой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых ус­пехов и обратно пропорционально уровню притязаний (само­уважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

Фрустрации — специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустра­ция проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя (регрессивная фруст­рация). Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вя­лость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразли­чие, безынициативность — у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формирует­ся невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта че­ловека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет.

 

ВОПРОС 81




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.