Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психогеометрическая типология




Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер — специалист по социально-пси­хологической подготовке управленческих кадров. Психогеомет­рия — система анализа типологии личности на основе наблю­дения за поведением человека и предпочитаемого выбора чело- -веком какой-либо геометрической фигуры (рис. 9).

 

 

Рис. 9. Геометрические фигуры предпочтения

Расположив представленные геометрические фигуры в по­рядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на пер­вое место, можно определить основные доминирующие осо­бенности личности и поведения.

Каковы же основные психологические характеристики по­ведения?

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, вни­мательность к детям, ориентация на факты, пристрастие к пись­менной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть пробле­мы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпели­вость, великолепный политик, остроумие, широкий круг об­щения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, не­определенность, возбужденность, любознательность, позитив­ная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забыв­чивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспор­тным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доб­рожелательность, забота о других, щедрость, способность к со­переживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствитель­ность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, не­решительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к про­шлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечта­тельность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредствен­ность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настро­ения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.

 

вопрос 89

Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)

Термин «комплекс неполноценности» ввел психолог А. Ад­лер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполно­ценности, являющееся неизбежным следствием их физичес­ких размеров и недостатка сил и возможностей.

Сильное чувство неполноценности, или «комплекс непол­ноценности», может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребен­ка расти, «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию, к превосходству, к разви­тию своих способностей.

По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства не­полноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, кото­рая ищет его таким образом.

Каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, слу­жащую сосредоточением его стремлений и достижений. Фор­мирование жизненных целей начинается в детстве как компен­сация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощ­ности в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой про­тив чувства бессилия, мостом между неудовлетворяющим на­стоящим и ярким, совершенным будущим. Они всегда несколь­ко нереалистичны и могут стать невротически преувеличенны­ми, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизнен­ные целя обеспечивают направление и задачи для деятельнос­ти человека. Например, человек, который стремится к превос­ходству-личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели — амбицию, за­висть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты харак­тера не являются врожденными, первичными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека».

Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоцио­нальные проблемы не могут рассматриваться изолированно, — они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизнен­ного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представле­ние человека о мире определяет его поведение (если кто-то по­лагает, что кольцо веревки в углу — это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и фор­мируя различные паттерны по отношению к миру. Адлер под­черкивает, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует свою личность. «Каждый индивиду­ум представляет единство личности и индивидуального фор­мирования этой личности. Индивидуум — к картина, и худож­ник. Он — художник своей собственной личности». Адлер по­лагал, что только посредством сотрудничества с другими, ста­раясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодо­леть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценные вклады в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни. Адлер полагал; «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники — продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они — не способные к сотрудничеству одинокие существа, ко­торые в большей или меньшей степени движутся противопо­ложно остальному миру.

Развитие личности (по Адлеру)

В детстве: чувство неполноценности, беспомощностистиль жизни:

I. Стремление расти, стать лучше, самоутверждение через са­моусовершенствование, развитие способностей, умений. Условия саморазвития:

• заинтересованность в благополучии других;

* социальные интересы;

• сотрудничество с людьми. •

2. Стремление к превосходству за счетунижения и господ­ства над другими (при отсутствии социального интереса).

3, Комплекс неполноценности —формы проявления:

• пассивность, неверие в себя;

• критичность к другим;

• агрессивность, враждебность к другим;

• комплекс превосходства и власти.

Причины закрепления комплекса неполноценности:

• органическая неполноценность, частые болезни ребенка;

• избалованность ребенка;

• отверженность ребенка (нежеланный, нелюбимый ребе­нок), фиксация на неудачах, школьных и жизненных трудностях.

 

вопрос 90

Психологический рост (по Адлеру)

Психологический рост — это прежде всего движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к за­дачам конструктивного овладения средой и социально полез­ного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чув­ство и кооперация, сотрудничество — основные черты здоро­вой личности.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут по­роднить изоляцию, недостаток социального интереса и разви­тие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалис­тической цели личного превосходства. Такими ситуациями яв­ляются: 1) органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказы­вается от взаимодействия с другими из чувства неполноценно­сти и неспособности успешно соревноваться с другими людь­ми. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверхкомпенсировать» первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чув­ства социального интереса и кооперации. Им не хватает уве­ренности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того чтобы кооперироваться с другими, они начи­нают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнару­жил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют; 3) отверженность — третья ситуа­ция, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Не­желательный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Чтобы помочь че­ловеку преодолеть явный или замаскированный «комплекс неполноценности» (в стремлении к личному превосходству, власти замаскирован), важно: 1) попять специфический стиль жизни человека; 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить социальный интерес. Для понимания жизненного стиля, кото­рый образует связное целое, Адлер просил человека рассказать самые ранние воспоминания или наиболее выдающиеся собы­тия его детства, Адлер считал, что основная проблема боль­шинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и нереалистичной целью превос­ходства над всеми другими. Важно, чтобы человек смог по­нять свой жизненный стиль, понял себя — значит, научился видеть ошибки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научился понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о себе вместо заботы о других лежит в боль­шинстве психологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно увести человека от исключительного интереса к себе, перевести его на конструктивную работу с другими в качестве значимого члена общества. Адлер делал это так: «Я говорю пациентам: «Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни од­ной разумной просьбе, с которой к вам обратятся, даже если это потребует затраты некоторого количества вашего времени, энергии или даже денег».

 

ВОПРОС 91

Формирование личности как преодоление чувства неполноценности (Э. Берн)

Своеобразное расширение идеи Адлера о развитии личнос­ти как процессе преодоления исходного чувства неполноценно­сти получили в работах Э. Берна.

Люди появляются на свет беспомощными и полностью за­висящими от своего окружения. Но ряд людей, назовем их Выигрывающие, успешно осуществляют переход от полной беспомощности к независимости, а другой тип людей, условно назовем их Проигрывающие (Неудачники, Лягушки), с опре­деленного момента своей жизни начинают избегать ответствен­ности за собственную жизнь, приучаются манипулировать со­бой и другими, они жалеют себя и перекладывают ответствен­ность за свою неудовлетворительную жизнь на других: обви­нение других и оправдание себя — их типичное состояние. Про­игрывающие редко живут в настоящем, они либо живут в про­шлом, сокрушаясь: «Если бы только...» («Если бы только я женился на ком-нибудь другом», «Если бы только я родился богатым», «Если бы только я имел другую работу...»), либо ждут волшебного спасения в будущем («Когда я разбогатею. ..», «Когда я кончу школу...», «Когда представится новая работа...») или боятся будущих несчастий («Что если я сломаю ногу...», «Что если меня не примут в институт,..», «А вдруг я потеряю работу...», «А вдруг я допущу ошибку...»). Они занимают го­лову мыслями, не относящимися к делу в данный момент, поэтому неудивительно, что эффективное использование их спо­собностей в реальной жизни затруднено, и они сами провоци­руют все новые и новые неудачи. Большую часть своего време­ни Лягушки играют роли, притворяясь, манипулируя, они рас­ходуют энергию на сохранение масок, часто пряча свое истин­ное лицо. Проигрывающие пытаются манипулировать други­ми так, чтобы те поступали в соответствии с их ожиданиями. Силы Проигрывающих также часто направлены на то, чтобы жить, следуя ожиданиям других, уступая другим, выступая в качестве Жертвы. Но, впрочем, Преследователь, Насильник, Нападающий — это просто другой полюс тех же Проигрываю­щих, но стремящихся замаскировать свое чувство неполноцен­ности повышенной агрессивностью, жестокостью, «крутостью», У детей лет в 7—8 лет развивается представление о своей ценности и ценности других, складываются психологические позиции. В основном позиции бывают: я — хороший, я — пло­хой, другие — хорошие, другие — плохие. Но личностная ком­бинация этих позиций уже формирует четыре типа судеб: Пер­вая позиция; Я — хороший, другие — хорошие — психологи­чески здоровая позиция, человек верит в себя и людей, призна­ет значимость себя и значимость других, способен конструк­тивно решать свои проблемы, являясь Победителем. Такой человек чувствует: «Жизнь стоит того, чтобы жить!»

Вторая позиция (и вторая судьба): Я — плохой, другие —-хорошие — позиция людей, чувствующих свое бессилие по срав­нению с другими, чувствующих свою неполноценность и бес­смысленность существования. Эта позиция приводит их к от­далению от людей, депрессии, неврозам, а в крайних случа­ях — к самоубийству. Некоторые из этих «неудачников» пыта­ются компенсировать внутреннее чувство неполноценности упорной погоней за успехами в карьере, спорте, сексе, бизнесе, но каждый достигнутый успех лишь на время приглушает чув­ство неполноценности, а затем оно обостряется с новой силой. Человек с такой жизненной позицией часто чувствует: «Моя жизнь немного стоит»,

Третья позиция возникает тогда, когда ребенок слышал и сам испытал больше плохого, чем хорошего, от родителей или других людей: много обид, несправедливости и трудных жиз­ненных ситуаций приучают его оценивать других как плохих, при этом надеяться остается только на самого себя, значит: «Я — хороший, а другие — плохие». А поскольку другие — пло­хие, то человек может либо страдать от них (позиция «Жерт­вы»), либо готов унижать, оскорблять, даже убивать других (позиция «Преследователя») и считать, что «Чужая жизнь не­много стоит».

 

ВОПРОС 92

Типы людей и «локус контроля»

Одна из важнейших характеристик личности — степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ним события. Впервые методы исследования этой характеристики разработаны в 60-х гг. в США. Наиболее известной является шкала «локуса контроля» Д. Роттера. Эта шкала основана на положениях: люди различаются между со­бой по тому где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответствен­но два типа людей:

1)Экстерналы — когда человек полагает, что происходя­
щие с ним события являются результатом внешних сил,
случая, обстоятельств, других людей и т. п.

2)Интерналы - когда человек интерпретирует значимые
события как результат собственных усилий. Интерналы
считают, что большинство важных событий их жизни
было результатом их собственных действий и чувствуют
свою собственную ответственность за эти события и за
то, как складывается их жизнь в целом. Они считают,
что добились сами всего хорошего, что было и есть в их
жизни и что они способны с успехом достигать своих
целей и в будущем. Но они берут на себя ответственность и за все отрицательные события, склонны обви­нять себя в неудачах, неприятностях, страданиях. Такие
люди считают свои действия важным фактором органи­зации собственного производства, в складывающихся
отношениях в коллективе, в своих продвижениях. Интервал считает себя ответственным за события семейной
жизни, в семейных проблемах обвиняет не супруга, а
прежде всего самого себя, стремится изменить себя. Та­
кой человек считает себя в силах контролировать свои
неформальные отношения с другими людьми, вызывать
к себе уважение, симпатию, активно формировать свой
круг общения. Интервал считает себя во многом ответственным и за свое здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий, а не от врачей. Таким образом, интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя. Люди-экстерналы, напротив чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от низ ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они — «пешки» в этой жизни, и даже свои успехи, достижения и радости приписывают внешним обстоятельствам, ве­зению, счастливой судьбе или помощи других людей Человек-интернал чаще в жизни «победитель», экстернал — -побежденный», у них различные жизненные сце­нарии, различное отношение к себе и другим людям.

 

ВОПРОС 93




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.