Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности. Адаптированностъ— уровень фактического приспособле­ния человека, уровень его социального статуса и самоощуще­ния — удовлетворенности или неудовлетворенности




Адаптированностъ — уровень фактического приспособле­ния человека, уровень его социального статуса и самоощуще­ния — удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптиро­ван'либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация — всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и! капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).

Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными состовляющими его натуры. И натуре человека выделяют: 1) доминирующий инстинкт; 2) темперамент; 3) конституцию телосложения; 4) доминирующий эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования); 5) половую принадлежность; 6) интеллектуаль ные способности; 7) иерархию потребностей и ценностей, установок, определяющую жизненные цели — и все эти составляюшие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, обусловливают его судьбу. Первой со­ставляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Согласно концепции Гарбузова В. И., можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продол­жения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.

В зависимости от доминирования того или иного инстинк­та вытекает первичная фундаментальная типология индивиду­альности. Каждый человек принадлежит к одному из семи типов: I-«эгофильному», II — «генофильному» (от латин. genus — род), III — «альтруистическому», IV — «исследователь­скому», V — «доминантному», V! — «либертрофильному» (от латин. Libertas — свобода), VII — «дигнитофильному» (от ла­тин. dignitas — достоинство). Приведём краткие личностные ха­рактеристики в рамках вышеприведенной типологии.

1. «Эгофильный тип». С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т. п., нетерпим к боли; на базе этого типа фор­мируется личность с выраженной эгоцентричностыо, тревож­ной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обсто­ятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям.

2. «Генофильный тип». Для него характерна своеобраз­ная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается поня­тием «Мы» (под *Мы» подразумевается семья) вплоть до отри­цания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному— интересам детей, семьи. Эволюционная целесооб­разность наличия данного типа заключается в том, что его но­сители — хранители семьи, генофонда рода, жизни.,;

3. «Альтруистический тип». Для людей этого типа ха­рактерны доброта, эмпатия, заботливость к близким, особенно к пожилым, способны отдать другим последнее, даже необхо­димое ему самому. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному.

4. «Исследовательский тип». У людей этого типа с ран­него детства отмечается любознательность, стремление во всем Юбиратьея до сути, склонность к творчеству. Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватьЛ вает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники! изобретатели, ученые — лица этого типа.

5. «Доминантный тип». С раннего детства наблюдается! стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить! цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная i в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой.

6. «Либертрофильный тип». Уже в колыбели дитя это-1 го типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту! против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. ]

Для людей этого типа характерны стремление к самостоя- ] тельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), тер- ] пимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, пред- ] расположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпи­мости рутины, бюрократизма.

7. «Дипштофильный тип». Уже в раннем детстве че- 3 ловек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсо- ] лютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безог- ] лядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих j прав, непоколебимая позиция «Честь превыше всего». Инстинкт | самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания идут на Голгофу.

Реализация доминирующего инстинкта в жизненном пла- I не, образе жизни, профессии, отношении к себе и другим, а со всем этим и в выборе судьбы, приносит удовлетворенность, гармоничность, адаптированность, здоровье и долголетие. Во­люнтаристское подавление, игнорирование тенденций, выте­кающих из доминирующего инстинкта, или вынужденный выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дис­гармоничности, к дезадаптации и болезни.

 

ВОПРОС 94




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.