Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преднамеренное и непреднамеренное




В зависимости от целенаправленного характера деятельности восприятие

личности восприятие разделяют

на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нем и волевая активность.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.

В процессе познания человеком окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение. Наблюдение является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Под наблюдением понимается целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность.

Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное или интересующее его.

Дифференцируя предметы восприятия, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы предметы восприятия не ускользнули из поля его деятельности

Систематический характер целенаправленного восприятия дает возможность проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Благодаря включению активного мышления в ход наблюдения главное отделяется от второстепенного, важное от случайного. Мышление помогает четко дифференцировать предметы восприятия. Благодаря наблюдению обеспечивается связь восприятия с мышлением и речью. В наблюдении восприятие, мышление и речь объединяются в единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания человека. Благодаря этому наблюдатель в течение длительного времени может производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических за-

нятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает и структуру, и содержание всех психических процессов.

Нарушение восприятия ПРИ

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми. Видения могут быть подвижными или неподвижными, неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся, как на сцене или в кино (сценоподоб-ные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас, или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение. Галлюцинирующего человека невозможно убедить, что галлюцанаторного образа не существует: «Как же вы не видите, ведь вот стоит собака, шерсть рыжая, вот она, вот...». Предполагают, что галлюцинации возникают при наличии гипнотической парадоксальной фазы работы мозга, при наличии тормозного состояния в коре мозга.

Выделяют псевдогаллюцинации — когда образы проецируются не во внешнее пространство, а во внутреннее: «голоса звучат внутри головы», видения воспринимаются «умственным взором». Псевдогаллюцинации могут быть в любой чувственной сфере: тактильные, вкусовые, зрительные, кинестические, звуковые, но в любом случае они не идентифицируются с реальными предметами, хотя и являются четкими образами, в мельчайших деталях, стойкие и непрерывные. Псевдогаллюцинации возникают спонтанно, независимо от воли человека и не могут быть произвольно изменены или изгнаны из сознания, носят характер «на-вязанности».

Сочетание псевдогаллюцинаций с симптомом отчужденности, «сделанности» («кем-то сделаны») называется синдромом Кандинского: у человека появляется чувство воздействия со стороны. Можно выделить 3 компонента этого синдрома: 1) идеаторный — «сделанность, насильственность мыслей», возникает неприятное чувство «внутренней рас-крытости»; 2) сенсорный — «сделанность ощущений» («насильственно показывают картины...»); 3) моторный — «сделанность движений» («руками, ногами, телом кто-то действует, заставляет странно ходить, что-то делать...»).

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, — главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на эффективные, вербальные (словесные) и парейдолические.

Аффективные (аффект — кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий — насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Очень интересны и показательны парейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени, воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.

Существует группа типичных зрительных иллюзий, которые возникают практически у всех людей в случае определенной структуры расположения зрительных стимулов (например, вертикальные линии кажутся длиннее, чем горизонтальные линии, хотя фактически длина их одинакова).

Возможны нарушения мотивационных компонентов восприятия: когда внутренние конфликты между потребностями человека, «психологическая защита» могут искажать

156

восприятие. Исследования показали, что процесс восприятия одного и того объекта (например, «чернильное пятно некой формы) строится различно в зависимости от того, какие мотивы побуждают деятельность человека.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы виды и функции ощущений?

2. Охарактеризуйте строение и характеристики чувствительности анализаторов.

3. Чем отличается восприятие от ощущения?

4. В чем особенности восприятия времени и пространства?

5. Каковы свойства восприятия?

6. Каково соотношение объективной и субъективной реальности?

7. Что происходит с человеком в ситуации сенсорной деп-ривации?

8. Какие нарушения восприятия встречаются?

9. Разработайте структурно-логическую схему изучаемого материала, сопоставьте логические схемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брунер Д. Психология познания. М., 1977.

2. Годфруа Ж: Что такое психология. М., 1994.

3. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970.

4. Ловиненко А. Д. Психология восприятия. М., 1987.

5. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. М., 1975.

6. Хрестоматия по ощущению и восприятию. МГУ, 1975.

7. Грановская P.M. Элементы практической психологии Л., 1984.

8. Миракян А. И. Константность и полифункциональность восприятия. М., 1992.

9. Психология познавательных процессов. Самара, 1992.

10. Психология и педагогика (под ред. Радугина А. А.). М., 1997.

11. Немое P.M. Психология. М., 1997.

12. Маккена Т. Истые галлюцинации. М., 1996.

13. Цветкова Л. С. Афазия и восприятие. М., 1997.

157




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.