КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия дидактики
Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения. Рассмотрим базовые понятия дидактики. Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией. Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать и «получить», они могут «получиться» только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений у него не появляется. Следовательно, отношение «педагог — ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик — приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знаний и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи: • стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; • организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; в развитие мышления, памяти, творческих способностей; • совершенствование учебных умений и навыков; • выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты: • постановка целей учебной работы; • формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом; • определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися; • организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом; • придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера; • регулирование и контроль учебной деятельности учащихся; • оценивание результатов деятельности учащихся. Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:
• осознание целей и задач обучения; • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение; • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; • самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность; • самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности. Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина): 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить); 4) преподаватель (II); 5) учащийся (У). Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.). Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру. ЦЕЛЬ -» ПРИНЦИПЫ ->• СОДЕРЖАНИЕ -* МЕТОДЫ ->■ СРЕДСТВА -> ФОРМЫ. Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание — это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования — тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств. Методы — это действия педагога и учащегося, посредством которого передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Динамичность педагогического процесса достигается в результате взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксация увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический процесс включает еще более сложную структуру — психологическую: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления. Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры: 1) познавательные процессы, 2) мотивация учения, 3) напряжение. Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели. Процесс управления состоит из следующих компонентов: • постановка цели; • информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся); • формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся;
• проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм); • реализация проекта; • контроль за ходом выполнения; • корректировка; • подведение итогов. Можно сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом: 1. Развивающее и воспитывающее обучение. 2. Научность и доступность, посильная трудность. 3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя. 4. Наглядность и развитие теоретического мышления. 5. Системность и систематичность обучения. 6. Переход от обучения к самообразованию. 7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности. 8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся. 9. Положительный эмоциональный фон обучения. 10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся. 11. Гуманизация и гуманитаризация обучения. 12. Компьютеризация обучения. 13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей. 14. Инновативность обучения. Наиболее важными дидактическими принципами являются следующие: в обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность; • обучение должно характеризоваться проблемностью; • обучение должно быть наглядным; • обучение должно быть активным и сознательным; • обучение должно быть доступным; • обучение должно быть систематическим и последовательным; • в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся. В 60—70-е годы Л. В. Занков сформулировал новые дидактические принципы: • обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности; • в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала; • преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями. В дидактике высшей школы выделяются принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в высшей школе: обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И. И. Кобыляцкий); профессиональная направленность (А. В. Барабанщиков); профессиональная мобильность (Ю. В. Киселев, В. А. Лисицын, и др.); проблемность (Т. В. Кудрявцев); эмоциональность и мажорность всего процесса обучения (Р. А. Низамов, Ф. И. Нау-менко). В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые синтезировали бы все существующие принципы: • ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста; • соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий); • оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе; • рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов; • соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности. Важным элементом современного высшего образования является методологическая подготовка. Развитие науки и практики достигли такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому ему лучше усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным количеством информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать в ряде областей. Здесь встает задача наиболее экономного отбора научных знаний по всем предметам обучения в вузе. Но этого недостаточно. Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способность решать различные задачи. В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы (в отличие от школьных), такие, например, как: • обучение тому, что необходимо в практической работе после вуза; • учет возрастных, социально-психологических и индивидуальных особенностей студентов; • профессиональная направленность обучения и воспитания; • органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |