Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая психология. Иерархия потребностей А. Маслоу




Гуманистический подход к пониманию человека проявляется в том, что человек рассматривается как изначально хорошее существо, которому потенциально присущи положитель­ные духовные качества и высшие духовные потребности к самосовершенствованию, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, потребности в красоте, гармонии, истине и т. п.)- Но эти духовные качества и потребности выс­тупают как потенции, которые могут реализоваться в реальной жизни человека, а могут и не реализоваться в случае неблагоп­риятных социальных условий окружения. Но даже если в дан­ный момент у человека положительные духовные качества и потребности не проявляются и он является негодяем или пол­ным ничтожеством, это не значит, что он таким останется на­всегда — все равно остается вероятность того, что высшие ду­ховные качества проявятся в будущем, поскольку они заложе­ны в каждом как потенции. Гуманистическая психология отно­сится к каждому человеку с оптимизмом и верой в его хорошие склонности.

Если фрейдизм изучает невротическую личность, жела­ния, поступки и слова, которые расходятся между собой, суж­дения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни», «Я обычно ис­кренен»), т. е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность, которой чего-то не хватает, то гуманистическая пси­хология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личнос­ти, достигшие вершины личностного развития, вершины «са­моактуализации». Такие «самоактуализирующие» личности, к сожалению, составляют лишь 1—4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени раз­вития.

 

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области иссле­дования мотивации в США, разработал «иерархию потребнос­тей». Она состоит из следующих ступеней: ступень 1 — физи­ологические потребности — это низшие, управляемые органа­ми тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите. Ступень 2 — потребность в на­дежности — стремление к материальной надежности, здоро­вью, обеспечению по старости и т. п. Ступень 3 — социальные потребности. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потреб­ность в общении выражается очень сильно. Ступень 4 — по­требность в уважении, осознании собственного достоинства — здесь идет речь об уважении, пристиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Ступень 5 — потребность в раз­витии личности, в осуществлении самого себя, в самореализа­ции, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации челове­ка: 1) мотивы имеют иерархическую структуру; 2) чем выше! уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию; 3) пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момен­та выполнения низшие потребности перестают быть потребно­стями, т. е. они теряют мотивирующую силу; 4) с повышени­ем потребностей повышается готовность к большей активнос­ти. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые «неврозы существова­ния», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, мак­симально полно реализовать себя, свои способности, он посте­пенно переходит на высшую ступень личностного саморазви­тия.

 

ВОПРОС 109




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.