Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликты




Этническое взаимодействие и этнические

i

Закономерности группового взаимодействия объясняют и осо­бенности взаимодействия между этническими сообществами.

Восприятие своей этнической группы в сравнении с други­ми сопровождается сознательным и бессознательным предпоч­тением собственной, — так проявляется феномен этноцентриз­ма. Современные исследователи рассматривают его как прису­щее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной эт­нической группы, выступающей в качестве некоего эталона» (Кон). Эталонным может рассматриваться все что угодно: ре­лигия, язык, литература, пища, одежда, жилища, обычаи, нор­мы поведения и общения и пр.

Позитивной формой межэтнического восприятия и взаимо­действия является сопоставление народов, т. е. принятие и при­знание различий между ними, при объективном анализе дос­тижений и особенностей каждого из народов. В этом случае своя этническая группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, что не исключает кри­тического отношения к деятельности и качествам обеих.

Этнические конфликты могут возникать по разным при­чинам. Они обнажают следующие цели:

социально-экономические, при которых выдвигаются тре­бования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);

культурно-языковые, при которых выдвигаемые требо­вания затрагивают проблемы сохранения или возрожде­ния функций языка и культуры этнической общности;

политические, если участвующие в них этнические мень­шинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);

территориальные, на основе требований изменить гра­ницы, присоединиться к другому — «родственному» с культурно-исторической точки зрения — государству или создать новое независимое государственное образование. (Ямсков, 1997).

В. А. Тишков определяет этнический конфликт «как лю­бую форму гражданского, политического или вооруженного про­тивоборства, в котором стороны мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий». Чаще всего на­пряженность существует между доминантной этнической об­щностью и этническим меньшинством, но она может быть как открытой, проявляющейся в форме конфликтных действий, так и скрытой, тлеющей. В последнем случае она выражается в социальной конкуренции, оценочном сравнении своей и чужой групп в пользу собственной. Пережитые «исторические неспра­ведливости» вызывают у этнических меньшинств, обладающих низким статусом, желание восстановить справедливость, и на протяжении многих лет этническая общность может сплачи­ваться вокруг идеи отмщения.

При социологическом подходе к объяснению причин этни­ческих конфликтов анализируется взаимосвязь стратификации общества с этнической принадлежностью населения. При политологическом подходе «одной из распространенных являет­ся трактовка элит, прежде всего интеллектуальных и полити­ческих, в мобилизации этнических чувств, межэтнической на­пряженности и эскалации ее до уровня открытого конфликта». Чтобы разрешить этнические противодействия, возможно использовать четыре макростратегии:

• применение правовых механизмов;

• переговоры;

• информационный путь, т. е. взаимный обмен информа­цией между группами с соблюдением условий, способ­ствующих изменению ситуации;

• стратегия социально-политического или военного сдер­живания, меры судебно-карательного характера.

Психологическими методами полностью разрешить этни­ческий конфликт не удастся, но тем не менее использование их способно облегчить и ускорить позитивное преодоление кон­фликтных ситуаций.

Мощными силами, противостоящими межэтнической аг­рессии, оказываются такие психологические факторы:

• личное знакомство людей разных наций, поскольку имен­но анонимность облегчает прорывы агрессивности;

• установление эмоциональных связей между людьми че­рез идентификацию, достижение общности чувств;

• воодушевление людей одним идеалом;

• изменение стиля воспитания в обществе, чтобы избежать массового формирования авторитарных личностей, наи­более склонных к проявлениям межэтнической агрессив­ности (вместо строгости и сухости воспитание должно базироваться на естественных, свободных, доброжела­тельных и уважительных взаимоотношениях между ро­дителями и детьми);

• введение надгрупповых целей, имеющих равную привле­кательность для обеих сторон; их достижение требует объединения усилий (например, чтобы улучшить межэт­нические отношения в американских школах, в малень­ких группах школьников, состоящих из представителей различных этнических и расовых общностей, использу­ется метод «головоломки»: материал, задаваемый уче­никам, делится на всех членов группы, т. е. для выпол­нения задания каждый ребенок должен не только выу­чить свою часть, но и, объединившись с другими членами группы, восстановить всю информацию, собрать «го­ловоломку»; так создаются условия для взаимозависи­мости школьников при выполнении общего задания, для установления деловых и дружеских взаимоотношений между представителями этнических общностей.

 

вопрос 135




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.