Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия экстериоризации и стратегия проблематизапии




Для того чтобы описать (и организовать) развитие, необхо­дим и обратный процесс — экстериоризация (перенесение психического содержания изнутри вовне). Ситуация зкстериоризации — ситуация коммуникации, когда возникает необхо­димость раскрытия свернутой мысли (чувства и т. п.), струк­турирования ее для того, чтобы мысль была понята. Процессы понимания как раз и организуют экстериоризацию, слушаю­щий задает определенные требования к высказываемым мыс­лям, суждениям.

Процесс экстерисризацииэто объективизация мысли (т. е. представление мысли в форме социально воспроизво­димой структуры, таким образом, мысль становится не только моим достоянием, но и достоянием других).

Мысль объективируется и становится доступной для реф­лексии и критики (сначала со стороны другого, а затем и со стороны самого субъекта). Это та же самая мысль, только из­меняющая свою форму (а в ходе критики и содержание).

Итак, экстериоризация является не только механизмом раз­вития, но и началом мышления. Мышление возникает в ком­муникации и в своем развитом виде имитирует структуру ком­муникации (диалогизм мышления).

Цикл развития и состоит в последовательности интериоризации и экстериоризации (усвоения чего-то и последующего выражения, исследования, критики и т. п. этого «чего-то»), Стратегия проблематизации и рефлексии Важнейшей педагогической задачей является конструиро­вание особых базовых деятельностей, проблемных ситуаций в их функционировании и организации рефлексии. И такой путь обучения часто оказывается единственным, поскольку много­му нельзя обучить прямо.

В проблемной ситуации привычные способы действий не позволяют решить задачу, в результате осознается необходи­мость рефлексии, осмысления неудач. Рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений, в ходе чего сознается, что используемые средства не соответствуют задаче, фор­мируется критическое отношение к собственным средствам, затем к условиям задачи применяется более широкий круг средств, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуи­тивное решение (на неосознаваемом уровне) данной проблемы (т. е. находится решение в принципе), а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решения.Процессы осознания присутствуют в условиях каждой про­блемной ситуации, и сознательное постижение проблемы толь­ко и открывает ее для последующего мышления.

В этом смысле осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, то реф­лексия, напротив, членит это целое (например, ищет причи­ну затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности). Таким образом, осознание является условием рефлексии и мышления, поскольку оно дает понимание ситуа­ции в целом.

Когда человек входит в проблемную ситуацию и затем в рефлексивное ее исследование, появляется новый навык, но­вая способность, причем объективно необходимая, а не как нечто случайным образом заданное к выполнению или усвое­нию. Наконец, развитие рефлексивных навыков значительно повышает общий интеллектуальный и личностный уровень человека. Обучение и развитие осуществляется через прак­тическую деятельность; затруднения, фиксируемые через проблемные ситуации; акты осознавания затруднений и про­блемных ситуаций; последующую рефлексию, критику дей­ствий; проектирование новых действий и реализацию (вы­полнение) их. Только так организованное обучение обеспечи­вает развитие сознания обучаемого, развитие творческого мышления.

 

 

ВОПРОС 146




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.