Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая ситуация — составная часть педагогичес­кого процесса, характеризующая его состояние в определен­ное время и в определенном пространстве




Педагогическое проектирование

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей дея­тельности и прогнозировать ее результаты.

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагоги­ческие ситуации.

Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов),'которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования все­гда существует в рамках какого-либо педагогического процес­са, а через него — в рамках определенной подсистемы.

Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как пра­вило, разрешаются тут же. Проектирование педагогических си­туаций входит в проектирование самого процесса.

Значение педагогических ситуаций огромно. Собственно, через них проявляется педагогический процесс. Эта клеточка концентрирует в себе все достоинства и недостатки педагоги­ческого процесса и педагогической системы в целом. Выража­ясь как конкретные воспитательные отношения, педагогичес­кие ситуации реализуют их возможности.

Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и спо­собы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимо­действие участников педагогической ситуации строится как ре­ализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности.

Педагогические ситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли сти­хийно, разрешаются продуманно, с предварительным проекти­рованием выхода из них.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций — сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была посвящена, имеет много общего. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, при­ближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три эта­па (ступени) проектирования:

 

II этап — проектирование;

III этап — конструирование (рис. 17). Педагогическое моделирование (создание модели) — это

разработка целей (общей идеи) создания педагогических сис­тем, процессов или ситуаций и основных путей их достиже­ния.

Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это дальнейшая детализация созданного проекта, приближа­ющая его для использования в конкретных условиях реаль­ными участниками воспитательных отношений.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического про­ектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы зна­ем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает Свой целевой идеал, т. е. модель своей деятельности сучащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

Следующая ступень проектирования — создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преоб­разования педагогической действительности. Поскольку в пе­дагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий этап проектирования — эт:о конструирование. Кон­струирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конст­руирование учебной и педагогической деятельности — это уже методическая задача.

Формы педагогического проектирования — это докумен­ты, в которых описывается с разной степенью точности со­здание и действие педагогических систем, процессов или си­туаций.

 

вопрос 155




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.