Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркировка товаров




Большинство из своих функций упаковка выполняет с помо­щью маркировки товаров.

Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нане­сенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдель­ных его свойств, доведения до потребителя информации об изгото­вителях (исполнителях), количественных и качественных характе­ристиках товара.

Маркировка содержит основополагающую, коммерческую и по­требительскую товарную информацию.

Основополагающая товарная информация (вид и наименование товара, масса, наименование предприятия-изготовителя, дата вы­пуска, срок хранения или годности) предназначена для идентифи­кации товара.

Коммерческая товарная информация (данные о предприятиях-посредниках, нормативные документы о качестве товаров, ассор­тиментные номера, штриховые коды и т.п.) представляет собой сведения о товаре, дополняющие основополагающую информацию и предназначенные в основном для изготовителей, посредников и продавцов.

Потребительская товарная информация — сведения о товаре, по­казывающие выгоды его применения и предназначенные для созда­ния потребительского предпочтения. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товара: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, надежности, безопасности и т.п. Красочные изображения на товаре и (или) упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потре­бителями и оказывают серьезное влияние на принятие решения о покупке.

К маркировке предъявляются общие для товарной информации и специфические требования.


Общие требования к товарной информации:

«достоверность — правдивость и объективность сведений о това­ре, отсутствие в них дезинформации и субъективизма, вводящих пользователей информации в заблуждение;

* доступность — открытость сведений о товаре для всех пользова­
телей. Это требование предполагает необходимость обеспечения язы­
ковой доступности (информация должна быть на государственном
языке или языке преобладающей части потребителей, для которых
товар предназначен) и понятности (должны использоваться только
общепринятые понятия и термины); обязанность изготовителя и про­
давца предоставлять информацию по первому запросу потребителя;

* достаточность — рациональная информационная насыщенность,
т.е. предоставление исчерпывающих сведений и отсутствие излиш­
ней информации.

Специфические требования к маркировке: четкость текста и иллю­страций, наглядность, однозначность текста, использование несмы­ваемых красителей, разрешенных для применения органами сани­тарии и гигиены.

Различают производственную и торговую маркировку.

Производственная маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку, и (или) другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, яр­лыки, контрольные ленты, таблички, клейма, штампы и т.д.

Этикетка — любая красочная или описательная характеристика товара и его изготовителя, напечатанная в виде штампа, рельефа на единице упаковки, а также на листе-вкладыше или ярлыке, прикре­пленном (прилагаемом) к каждой единице товара. Например, боль­шинство упакованных в производственных условиях продовольст­венных товаров имеют на упаковке этикетку, на которую текст, ри­сунки и другая информация нанесены типографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар (например, маркировка на донышке посуды). Этикетки отличаются значитель­ной информационной емкостью. Кроме текста они часто содержат изображения, символы. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты.

Разновидностью этикеток являются кольеретки, имеющие осо­бую форму и наклеиваемые на горлышко бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом. Кольеретки применяются вместе с основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют и предназначены в основном для эстетического оформления.


Вкладыши — разновидность этикеток, отличающиеся от послед­них направленностью товарной информации. Предназначены для сообщения кратких сведений о товаре и изготовителе. Иногда вкла­дыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь функционального назначения. Тогда они выполняют функцию рекламного листка. Вкладыши наиболее часто применяются для парфюмерно-косметических товаров, лекарствен­ных средств, кондитерских изделий, товаров бытовой химии.

Вкладыши могут содержать:

* указания о необходимости соблюдения определенных мер пре­досторожности при использовании товара (инструкции по эксплуа­тации электротоваров);

» подробные инструкции о том, как потреблять данный товар (ле­карственные препараты) или обеспечивать уход за ним (памятки по уходу за одеждой);

» рецепты по приготовлению отдельных блюд с использованием данного товара (микроволновая печь, электротостер);

» купоны на предоставление скидок при совершении повторных покупок.

Ярлыки — носители маркировки, прикрепляемые к упаковке или товару. Обычно содержат наименование товара, предприятия-изготовителя, его адрес, цену, дату выпуска, а также ряд других идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подвешива­ются к одежде, указываются номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать также товарный знак предприятия-изгото­вителя. Разновидностью ярлыков являются бирки, отличающиеся меньшей информативностью (содержат, как правило, наименование товара и товарный знак либо только наименование предприятия-изготовителя).

Контрольные ленты — носители краткой дублирующей товарной информации, предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, ярлыка или бирки. Особенностью контрольных лент, наиболее часто применяемых для одежды и обуви, является преобладание цифровой и символической информации.

Табличка — пластина или диск с нанесенной на нее текстовой или графической информацией. Прикрепляется обычно к электро­бытовым товарам, содержит товарный знак предприятия-изготови­теля, наименование изделия, номер и другую идентифицирующую информацию.

Клейма и штампы — носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на това-


ры и упаковку с помощью специальных приспособлений установ­ленной формы. Клеймение и штампование как способ маркировки применяются для отдельных продовольственных (яйца, мясо и мя­сопродукты, консервы и т.д.) и непродовольственных (меха, ткани, ювелирные изделия) товаров.

Торговая маркировка — текст, условные обозначения или рису­нок, наносимые на ценники, товарные или кассовые чеки. Данная информация в основном характеризует продавца, а не товар. Благо­даря идентифицирующей функции торговая маркировка служит ос­нованием для предъявления претензий продавцу в случае нанесения ущерба покупателю и выявления дефицитов товаров в процессе их эксплуатации.

Маркировка обычно включает три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки. Эти состав­ные элементы различаются удельным весом (текст — 50—100 %, ри­сунок — 0—50 %, информационные знаки — 0-30 %) в общей струк­туре маркировки, степенью доступности товарной информации, широтой распространения и выполняемыми функциями.

Текст как форма информации — наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировки. Для него харак­терна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст выполняет в основном ин­формационную и идентифицирующую функции. При осуществле­нии экспортно-импортных операций необходимо учитывать, что текст маркировки должен быть на языке страны покупателя. Поэто­му во многих странах текст маркировки пишется как минимум на четырех, а иногда — на шести языках. Это облегчает производителю решение ряда проблем, поскольку один и тот же товар может быть рассчитан на экспорт в разные страны.

Рисунок — в наибольшей степени присущ производственной маркировке. В качестве элемента маркировки он отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции. Следует отметить, что рисунок не всегда присутствует на маркировке.

Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характер­ны в основном для производственной маркировки, в торговой они встречаются реже. Особенностями ИЗ являются краткость изобра­жения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной насыщенности, выразительности, узнаваемости и наглядности.

ИЗ включают: товарные знаки; знаки наименования мест про­исхождения товара; знаки соответствия; знаки качества; компонент-


ные, размерные, эксплуатационные, манипуляционные, предупре­дительные, экологические знаки; штриховые коды

Сущность, особенности и правовая защита товарных знаков подробно рассмотрены нами в параграфе 6.4.

Знаки наименования мест происхождения товара включают на­звания страны, населенного пункта, местности или другого геогра­фического объекта, используемые для обозначения товара, особые свойства которого определяются исключительно (или главным об­разом) характерными для данного географического объекта природ­ными условиями или людскими факторами либо и тем и другим од­новременно.

Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, содержащее название географического объекта, но во­шедшее во всеобщее употребление как обозначение товара опреде­ленного вида, не связанное с местом его изготовления (например, масло «Вологодское», сыр «Костромской», настойка «Беловежская», хлеб «Нарочанский» и т.п.).

Знаки страны происхождения товара подразделяются на между­народные и национальные. Международные применяются во внеш­неторговой практике, содержат одну или несколько букв и цифро­вой код. Наряду с ними или взамен их могут применяться нацио­нальные знаки страны происхождения товара. Например, «Made in Belarus» («Сделано в Беларуси»), «Made m Rusland» («Сделано в Рос­сии») и т.д. Национальный знак может иметь символику с изобра­жением национального флага. Другие знаки мест происхождения товара (населенного пункта, местности, исторического названия географического объекта) общепринятой символики не имеют, но достаточно часто служат одновременно и товарным знаком (напри­мер, вино «Букет Кубани»).

Знаки соответствия в зависимости от сферы применения под­разделяются на национальные и транснациональные.

Национальный знак соответствия подтверждает соответствие товара требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, ут­верждается и регистрируется национальным органом по стандарти­зации и сертификации. Используется при маркировке только тех товаров, которые сертифицированы в установленном порядке. При­меры национальных знаков соответствия представлены на рис. 6.4.

Транснациональные знаки соответствия подтверждают соответ­ствие товаров требованиям регионального стандарта. Они применя­ются в странах определенного региона на основе гармонизированных


Рис. 6.4. Национальные знаки соответствия:

а — Республика Беларусь, б — Российская Федерация, в — Германия, г — Франция; д — Великобритания; е — Польша

стандартов и взаимного признания результатов сертификации. При­меры транснациональных знаков соответствия представлены на рис. 6.5.

Рис. 6.5. Транснациональные знаки соответствия: а — знак Европейского комитета по стандартизации, б — знак Европей­ской электротехнической комиссии; в — знак соответствия Европей­ским нормам стран — членов ЕС

В отличие от знаков соответствия знаки качества (рис. 6.6) могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертифика­ции (например, союзами предпринимателей и т.д.).

Компонентные знаки информируют потребителей о применяе­мых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или не свойственных) товару. Наиболее часто применяются знаки, обо­значаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом. Подобные знаки, используемые как альтернативное обозначение


Рис. 6.6. Знаки качества:

а — знак качества сельскохозяйственной продукции (Германия); б — знак президентской награды (США); в — знак премии короля Фредери­ка IX (Дания); г — знак королевской награды (Великобритания)

сложных химических названий пищевых продуктов, рекомендова­ны к применению Международной цифровой системой кодифика­ции пищевых добавок — INS (International Numbering System). В со­ответствии с указанной системой все пищевые добавки в зависимо­сти от технологических функций разделены на функциональные классы (например, Е100 — Е182 — красители, применяемые для ок­раски некоторых пищевых продуктов; Е200 и далее — консерванты, используемые для продления сроков хранения пищевых продуктов).

Кроме идентификации пищевых добавок компонентные знаки применяются для маркировки и других товаров, в частности лако­красочных и моющих средств. Например, маркировка краски М-11 означает: М — масляная; 1 — для наружных работ; 1 — на натураль­ной олифе. Слово «Био» или буква F либо Р в сочетании с названи­ем моющего средства указывают на то, что в его составе присутству­ют энзимы, способствующие удалению белковых загрязнений.

Размерные знаки предназначены для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественные характери­стики товара. В основном используются единицы измерения Меж­дународной системы единиц физических величин (СИ), однако встречается использование и национальных единиц (фут, дюйм, ун­ция и др.). Наиболее часто для обозначения массы нетто применя­ется размерный знак е (от англ, exactly, нем. exart — точно, ровно, одинаково), объема — знак V. К данным условным обозначениям добавляется фактическая величина массы или объема в принятых единицах измерения. Например, надпись 400 ge обозначает, что масса нетто равна 400 г.

Эксплуатационные знаки предоставляют потребителю информа­цию о правилах эксплуатации, ухода, монтажа и наладки товаров. Наносятся на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольную ленту или непосредственно на товар. Наиболее распространенными


являются международные символы ухода (стирки, отбеливания, хи­мической чистки и сушки) за текстильными изделиями. Разновид­ность эксплуатационных знаков — знаки управления на технически сложных электробытовых товарах (утюгах, стиральных машинах, холодильниках, телевизорах, аудио- и видеоаппаратуре).

Манипуляционные знаки информируют о способах обращения с товарами (рис. 6.7). Наносятся в основном на транспортную тару. Однако отдельные из них используются и на потребительской упа­ковке. Так, знак «открывать здесь»» (рис. 6.7, г) наносят на коробки с соками, молочными продуктами, стиральными порошками и т.п.

Рис. 6.7. Манипуляционные знаки:

а — верх, не кантовать; б — осторожно, хрупкое; в — крюками не брать;

г — открывать здесь; д — боится сырости; е — боится нагрева; ж —

герметичная упаковка; з — не штабелировать

Предупредительные знаки предназначены для обеспечения безо­пасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации по­тенциально опасных товаров: они предупреждают об опасности или предписывают меры по ее предотвращению. К опасным товарам от­носятся: взрывчатые, огнеопасные, ядовитые, едкие (разъедающие), инфекционные, радиоактивные вещества, окислители, а также вред­ные вещества, оказывающие воздействие (канцерогенное, мутагенное и т.п.) на организм человека. Среди потребительских товаров наиболь­шее количество опасных веществ содержат товары бытовой химии. Для них предупредительная маркировка является обязательной.

Предупредительные знаки сигнализируют о следующих призна­ках опасности: Е — взрывоопасно, О — окисляющая способность,


F — огнеопасно, Т — токсично, С — едко, X — раздражающее дей­ствие. Они дополняются символами изображения опасности (рис. 6.8) и сигнальными словами, выполненными черным цветом на оранже­вом или желтом фоне: ОПАСНОСТЬ (DANGER) — для привлечения внимания к большой степени риска при обращении с товаром; ОСТОРОЖНО (WARNING) — для привлечения внимания к средней степени риска при обращении с товаром; БЕРЕГИСЬ (CAUTION) — для привлечения внимания к потенциальной угрозе риска при обра­щении с товаром; ВНИМАНИЕ (NOTICE) — для предупреждения.

Рис. 6.8. Предупредительные знаки:

а — взрывоопасно: беречь от ударов, трения, искр, тепла; б — окисли­тель: избегать контакта с огнеопасными веществами, способствует горе­нию; в — токсично; г — раздражитель; д — огнеопасно; е — едкое вещество: возможность раздражения дыхательных путей, кожного по­крова, слизистых оболочек глаз

Экологические знаки предназначены для обеспечения потребите­лей достоверной информацией об экологической чистоте приобре­таемых товаров или экологически безопасных способах их эксплуа­тации, использования или утилизации.

Экологические знаки подразделяются на следующие подгруппы: 1. Знаки, обозначающие степень экологического благополучия товара или его упаковки (рис. 6.9), к которым относятся, например, «Голубой ангел» (Германия), «Белый лебедь» (Скандинавские стра­ны), «Экознак» (Япония). Основой единой экомаркировки в соот­ветствии с требованиями ЕС является знак, представленный на рис. 6.9, г. Он может быть выполнен в двух цветах (зеленый и голу­бой), а также белым цветом на черном фоне, и наоборот.


Рис. 6.9. Знаки экологического благополучия товара или упаковки:

а — «Голубой ангел»; б — «Белый лебедь»; в — «Экознак»;

г — экологический знак ЕС

К этой подгруппе можно также отнести знаки рисайклинга, олицетворяющие замкнутый цикл «создание — применение — ути­лизация» для бумажной, стеклянной, полимерной упаковки и това­ров, изготовленных из вторичного сырья, а также поддающихся по­вторному использованию (рис. 6.10). Наиболее узнаваемым и рас­пространенным из этой серии знаков является немецкий знак «Зеленая точка» (рис. 6.10, а).

Рис. 6.10. Экологические знаки рисайклинга:

а — знак «Зеленая точка»; б — знак ЕС: повторное или многократное использование; в — знак ЕС: подлежит вторичной переработке («петля Мебиуса»); г — знак ЕС: упаковка частично или полностью произведе­на из вторичных ресурсов с указанием их процентного содержания

2. Знаки, призывающие к сбережению окружающей среды
(рис. 6.11), чаще всего встречаются на упаковке потребительских то­
варов. Их смысл сводится к призыву не сорить, поддерживать чис­
тоту и сдавать использованные изделия на вторичную переработку.

3. Знаки, информирующие об опасности для окружающей сре­
ды (рис. 6.12).

Штриховые коды — знаки, содержащие закодированную в виде цифр и штрихов информацию о товаре и предназначенные для ав­томатизированной ее идентификации и учета. Они наносятся на товар или его упаковку полиграфическим способом или в виде самоклея­щихся этикеток, ярлыков и т.д. Принцип штрихового кодирования




Рис. 6.11. Экологические знаки, призывающие к сбережению окружающей среды

Рис. 6.12. Знаки, информирующие об опасности для окружающей среды:

а — специальный знак для обозначения веществ, представляющих

опасность для морской фауны и флоры при перевозке по воде, б— знак

«Опасно для окружающей среды»

состоит в замене букв и цифр последовательностью черных и свет­лых полос различной толщины (штрихов и пробелов). Коды считы­ваются с помощью сканирующего устройства, которое расшифро­вывает их и передает информацию в компьютерную базу данных.

Несмотря на разнообразие систем штрихового кодирования (в мире их существует около 50), наибольшее распространение по­лучила разработанная Европейской ассоциацией товарной нумера­ции система EAN (англ. European Article Numbering). Ее достоинст­во заключается в универсальности и возможности применения для маркировки практически любого товара.

Для потребительской упаковки используются коды EAN-13 и EAN-8. Каждый из них имеет свою структуру и позволяет кодиро­вать информацию в определенном объеме (табл. 6.1).

Код страны (префикс) устанавливается централизованно Евро­пейской ассоциацией товарной нумерации (EAN International). Они в основном двузначные (например, Великобритания — 50, Да­ния — 57, Финляндия — 64, Норвегия — 70, Швейцария — 76, Ис­пания — 84), но могут быть и трехзначные (Германия — 400—440, Россия — 460—469, Беларусь — 481, Польша — 590, Китай — 690) — в этом случае уменьшается на один знак код изготовителя.

Код предприятия-изготовителя присваивает национальный орган, представляющий интересы страны в EAN (Ассоциация ЮНИСКАН — в России, Торгово-промышленная палата — в Беларуси).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.