Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Покровная система




Вопросы для повторения и самоконтроля

Заболевания почек и мочевыводящих путей и их профилактика

Пиелонефрит — существует 3 способа попадания инфекции: через лимфу, через кровь, через мочевыводящие пути. Чаще — через кровь (источник — гнойничковые заболевания кожи, заболевания верхних дыхательных путей и легких, кариес зубов, гнойные очаговые инфек­ции).

Симптомы: в моче обнаруживаются лейкоциты и бактерии. Заболевание может начинаться остро: повышается температура, появля­ется озноб, боли в животе, пояснице, частое и болезненное мочеиспус­кание, ночное недержание. Моча становится мутной, в ней появляются хлопья, кровь.

Профилактика: оздоровление окружающей среды и организма ребенка — общеукрепляющие мероприятия, правильный уход, сис­тематическое физическое воспитание с обязательным закаливанием. Соблюдение индивидуального режима дня, рациональное питание, правильно организованное физическое воспитание, щадящее закали­вание детей в период выздоровления после ангины, острого гнойного отита, пневмонии, скарлатины, острых респираторных заболеваний. Профилактические прививки против острых детских инфекций и ост­рых респираторных вирусных инфекций.

Цистит — воспаление мочевого пузыря. Чаще всего вызывается кишечной палочкой и стафилококком, также является осложнением инфекционных заболеваний (например, гриппа). Инфекция распространяется через кровь, лимфу и восходящим путем, то есть из наружных половых органов, в основном у девочек, при наличии механических повреждений мочеточников, мочеиспускательного канала из-за плохого ухода за ребенком.

Симптомы: боли при мочеиспускании, учащенные позывы и наличие гноя в моче. Моча мутная, в ней много лейкоцитов, часто появляется кровь. Жалобы на тяжесть и боль в низу живота (в области мочевого пузыря). Мочеиспускание может быть таким частым, что ребенок не в состоянии удержать мочу.

Лечение: ребенка уложить в постель. Из пищи исключить острое и соленое. Необходимо ликвидировать причину, поддерживающую воспаление.

 

 

1. Расскажите, какие части (отделы) выделяют у почки?

2. Назовите отделы нефрона. Что собой представляет почечное тельце?

3. Расскажите, что вы знаете о строении почечных чашек, лоханки и мочеточника?

4. Назовите фазы образования мочи в почках. Дайте характеристику каждой из этих фаз

5. Перечислите вещества, которые выделяются из крови в мочу в почечных тельцах

6. Что такое первичная моча и вторичная моча? В чём состоит их отличие?

 

Кожа (дерма) — внешний покров тела человека, состоит из несколь­ких слоев ткани. Общий вес кожи приблизительно 2-3 кг. Толщина различна (на мошонке — 0,5 мм, на веках — 4 мм).

 

 

Значение:

■ защита организма от механических повреждений;

■ защита от ультрафиолетовых лучей (пигмент меланин);

■ от проникновения микробов и от высыхания;

■ обеспечивает осязательную, температурную и болевую чувствительность;

■ защита от переохлаждения и перегревания (через кожу человек теряет 85-90 % образующейся в организме энергии);

■ поглощает кислород, выделяет углекислород (1 % общего газообмена);

■ участвует в водном, солевом, углеводном, жировом и витаминном обмене (образуется витамин Д).

1. Надкожица (эпидермис)

Роговой слой эпидермиса; слой живых клеток эпидермиса.

Функции:

защитная;

не пропускает из внешней среды жидкости, газы, твердые частицы, возбудителей инфекций; благодаря физиологическому шелушению рогового слоя и кислой реакции кожа самоочищается.

2. Собственно кожа (дерма)

Рецепторы кожи, производные кожи; кровеносные сосуды; нервы.

 

Функции:

■ защитная;

■ выделение сальных и потовых желез образует кислую среду; при попадании гноеродных микробов в рану на коже образуется мест­ный очаг воспаления;

■ чувствительная;

■ дыхательная;

■ обменная;

■ терморегуляторная: рефлекторное расширение или сужение кровеносных сосудов обеспечивает большее или меньшее поступление тепла к коже; выделение пота.

3. Подкожная жировая клетчатка

Функции:

■ защитная;

■ смягчает толчки и удары;

■ термоизоляционная;

■ запасающая: создает жировой запас организма.

Производные кожи:

Железы кожи (потовые, сальные) — выводные протоки открываются в волосяной мешочек, смазывая волосы и кожу.

Функции:

Потовые — служат для выделения веществ и поддержания посто­янной температуры тела. Их функция усиливается при болезнях почек. (У человека приблизительно 2 млн потовых желез, каждая длиной 3 мм, ежедневно выделяется 0,7 л пота, в тропической зоне — 4 л.)

Сальные — кожное сало смачивает волосы и кожу, придавая ей эластичность, предохраняя от высыхания и смачивания.

Молочные железы — являются измененными потовыми железами. Состоят из 15-25 железистых долек, в которых вырабатывается молоко для питания ребенка первого года жизни.

Волосы — состоят из корня (в толще кожи) и стержня (над поверх­ностью кожи).

Функции: служат как теплоизолятор (на голове); предохраняют от пыли глаза (ресницы, брови).

Цветом обязаны наличию пигмента, потеря которого и проникновение внутрь стержня пузырьков воздуха придают седой оттенок волосам.

Ресницы и брови растут на первом году жизни. К 3-5 годам достигают своего максимума.

Волосы головы растут со скоростью 0,35 мм в сутки (12,8 см в год). При достижении определенной длины рост волос прекращается. Каждый волос живет 3 (у мужчин) — 10 (у женщин) лет, а затем об­новляются. Ежедневно у взрослого выпадает от 15 до 100 волосков, а у ребенка — 90. Между третьим и четвертым месяцем внутриутробной жизни голова и тело зародыша покрыты коротким пушком, выпадаю­щим перед рождением ребенка.

Ногти — находятся в ногтевом ложе и плотно сращены с кожей. В этом месте кожа имеет обилие кровеносных сосудов и нервных окон­чаний, которые обеспечивают чувствительность и питание ногтя.

Функции: защищают фаланги пальцев, служат опорой для мягких тканей.

Средняя длина у взрослых 1,5 см, толщина 0,75 мм на руках и 1 мм на ногах. Корень ногтя, спрятанный под кожей, составляет 30 % от общей длины ногтя. Растут со скоростью 0,15 мм в сутки (обновляются на руках каждые 3 месяца, на ногах — 4,5 месяца).

Уход состоит в очистке их и подногтевых пространств от грязи, подстригании (в подногтевых пространствах скапливается грязь, могут быть яйца глистов).

Список литературы

 

Основная литература

1. Ананьева Л. В., Бартельс В. И. Основы медицинских знаний: учебное пособие для студентов не медицинских специальностей. М.: Альфа, 2001..

2. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста / А.О. Дробинская-М.: «Владос», 2003

3. Дробинская А.О. Основы педагогики и гигиены детей раннего и дошкольного возраста / А.О. Дробинская-М.: «Сфера», 2007

4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985.

5. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1997.

6. Сапин М. Р., Сивоглазов В. Н. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004.

7. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физио­логия и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990.

 

Дополнительная литература

1. Буянов В. М. Первая медицинская помощь: для медицинских училищ. М.: Медицина, 1994.

2. Липченко В. Я., Самусев Р. П. Атлас анатомии человека. М.: Альянс-В, 2008.

3. Мазурин А. В., Запруднов А. М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми. М.: Медицина, 1994.

4. Резанова Е. А., Антонова И. П., Резанов А. А. Биология человека в таблицах и схемах (анатомия, физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии). М.: Издат-Школа, 2004.

5. Скурихин И. М., ШатерниковВ.А. Как правильно питаться. М.: Агропромиздат, 1986.

6. Смирнова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение 1998.

7. Справочник по диетологии / под ред. А. А. Покровского, М. А. Самсонова. М.: Медицина, 2001.

8. Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я., Алферова И. Н. Основы медицинских знаний. М.: Просвещение, 1986.

9. Фомин Н. А. Физиология человека. М.: Просвещение; Владос, 2005.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.