Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы сотрудников




Чтобы не совершить ошибки, полезно знать, какой тип характера человека, с которым вы знакомитесь или рабо­таете. Быстро и точно определив психологический тип партнера, вы уже не рискуете нечаянно обидеть его, а по­няв, что он ненадежен, успеете принять меры и остереже­тесь говорить лишнее.

Ломака. Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы их долго обхаживали. При пер­вой встрече ни в коем случае не требуйте от них ответить «да» или «нет» на конкретное предложение. С такими людами лучше встретиться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время, нежели пытаться вытянуть ответ сразу.

Любитель решать все с ходу. В противоположность Ломаке человек этой категории должен непременно при­нять решение к концу встречи. Если вы намерены и даль­ше иметь с ним дело, а от окончательного решения сейчас хотели бы уклониться, сделайте какой-то конкретный шаг, например, скажите: «Я позвоню в понедельник». Чтобы закрыть вопрос так или иначе, ваш партнер может выну­дить вас ответить «да» или «нет», просто чтобы покон­чить с данной темой. Пусть прозвучит и то, что вы смот­рите на дело иначе: «Давайте все-таки не будем ставить сейчас последнюю точку, отложим это еще на пару дней (недель)».

Разведчик. Это тот, кто, прикрываясь вниманием и за­ботой о вас, выуживает какие-то сведения, а сам ничего вза­мен не сообщает, а если и выдает какую-то информацию, она часто оказывается ложной или к делу не относящейся. Факты и мнения, которыми вы с ним делились, он способен использовать против вас как в вашей фирме, так и в конку­рирующей. Остерегайтесь каждого, кто задает слишком много вопросов. Если вы поняли, что не стоит отвечать слишком подробно, просто смените тему разговора.

Наставник. В противоположность Разведчику, Настав­ник действительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Если вам удастся распознать и приве­тить подобного человека в какой-либо деловой ситуации, вы можете извлечь большую пользу для себя, потому что Наставник сведет вас с другими людьми, которые также сумеют помочь вам в данном предприятии. Как же опоз­нать Наставника? Первый признак — слова «а вот я вас научу» или «я вам подскажу», или то, что человек исполь­зует ради вас свои связи, приговаривая что-то вроде: «Да­вайте-ка я вас отведу к такому-то».

Хвастун. Вам придется терпеливо выслушивать рас­сказы обо всех победах и достижениях Хвастуна на лич­ном фронте и профессиональном поприще. Лучше всего дать Хвастуну нахвастаться вволю. А когда он иссякнет, перейдите к делу, которым предстоит заниматься. Чтобы поднять заниженную самооценку Хвастуна, расточайте ему похвалы на протяжении всей встречи, но пусть это не вы­глядит нарочито.

Рассказчик. Ему непременно нужно сообщить вам все мельчайшие подробности того, что произошло с нам на­кануне. Можно просто усесться поудобнее и насладиться повествованием Рассказчика. Проявляйте сочувствие, под­держку, не осуждайте его, однако не теряйте бдительно­сти: ведь в беседе с другими Рассказчик может изложить какие-то личные или служебные подробности из вашей жизни.

Предназначение и привязанность Ударников - это ра­бота, так что вам, вероятно, придется услышать, что они «работают как проклятые». Отнеситесь к этому сочувственно и выразите восхищение их преданностью делу. Только не пытайтесь доискаться причин такого одностороннего взгляда на жизнь, ибо для тех, кто страшится общения с людьми и свободного времени, труд представляет собой скрытую форму защиты.

Человек, вынашивающий скрытые планы. Человек такого типа приглашает вас на деловое свидание под ка­ким-нибудь предлогом. И только если вы будете про­ницательным и внимательным слушателем, вы в какой-то момент догадаетесь, что истинная причина встречи была совсем не той. Например, кто-то из сослуживцев зовет вас отобедать и заодно обсудить отчет, над которым вы рабо­таете. И только когда обед уже в разгаре, вы вдруг пони­маете, что этот скрытый аферист хочет прозондировать почву: дадите ли вы ему рекомендацию, если он замолвит за вас словечко одному своему знакомому агенту по поис­ку руководящих кадров? Когда встречаетесь с подобным типом, важно уметь переключать разговор с подспудной темы на «заявленный» вопрос повестки дня и на протя­жении остатка разговора внимательно следить, чтобы мотив встречи не изменился.

Доморощенный психолог. Этому надо непрерывно ана­лизировать все, что вы ни скажете или ни сделаете. Не подумайте, что это касается вас одного. Тем не менее та­кому человеку нужно подтверждение его домыслов, по­этому подыграйте Доморощенному Психологу, сказав что-нибудь в таком духе: «До чего вы проницательны!» или «Как тонко вы смотрите на вещи! Да из вас бы вышел настоящий психолог!»

Везунчик. Это человек, который уже достиг чего-то та­кого, чего пока не удалось другому участнику (али участ­никам) встречи и теперь испытывает потребность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет. Люди, пересказывающие историю свое­го взлета, хотят во что бы то ни стало поделиться и на­учить других, поэтому вы должны спокойно сидеть и, воз­можно, даже почерпнуть что-то полезное.

Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всегда живет своими и чужими неприятностями. Если, общаясь с подобным субъектом, будете выглядеть излишне бод­рым и довольным, это может привести его в настоящую ярость, поэтому терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник.

Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Из­бегайте сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для[встречи оденьтесь строго, ни в коем случае ничего I вызывающего. Точно так же старайтесь не употреблять! каких бы то ни было выражений с сексуальным подтекстом, слов и фраз, связанных с половой сферой, и наме­ков на какие-то личные моменты, иначе ваш собеседник решит, что вы одобряете его манеру поведения. Придя на встречу с вами, он уже готов говорить на излюбленную тему. А ваша обязанность исключить эту тему из повестки дня. Нейтрализуйте ситуацию и не отвлекайтесь от рабочих вопросов.

Манипулятор. Внимательно следите за этим челове­ком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Сохра­няйте спокойный и приветливый тон, ведь вы проникли в его немудреную тактику.

Человек не рождается Манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, что­бы избегать неприятностей и добиваться желаемого, при­чем развивает он эту способность бессознательно. Сокрытие своих истинных эмоций — таков удел Мани­пулятора. Основную свою задачу Манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление». Например, реакция Манипулятора, которому не удалось продвинуться по службе или получить прибавку к жало­ванью, столь милую его сердцу. Придя домой, он умудря­ется переложить половину вины на своего давно умерше­го родителя, который его тиранил, на свою жену, которая плохо приготовила ему завтрак именно в то утро, или на кого-либо еще. Он может напиться или заболеть, обер­нуться подобострастным приставалой, стать мрачным, про­должить пассивную забастовку против себя, человечества, своего глупого шефа. Он даже может хлопнуть дверью и, выйдя из игры, оставить другу свое место. Наряду с пот­ребностью управлять Манипулятор испытывает потреб­ность в руководстве свыше.

Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы.

Слишком часто Манипулятор использует психологические концепции в качестве рациональных объяснений для свое­го неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.

Манипулятор — это личность, вставшая на путь само­уничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей». Поскольку же такой Манипулятор в какой-то мере живет в каждом из нас, давайте посмотрим, не можем ли мы его выделить более отчетливо. Имеется несколько основных типов Манипу­лятора.

Можно выделить четыре основных манипулятивных системы.

  1. Активный Манипулятор пытается управлять дру­гими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое обще­ственное положение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Он играет «попирающего» и достигает удов­летворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворении от чувства их бессилия. Он применяет технику учреждения прав и обязанностей, табелей рангов и т. д., дергая людьми как марионетками.
  2. Пассивный Манипулятор являет собой противо­положность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному Манипулятору. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрыва­ет из себя «попираемого». В то же время пассивный ма­нипулятор выигрывает посредством поражения. Позволяя активному Манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает «попирающего» своей вялостью и пассивностью.
  3. Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, по­скольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Для него жизнь — это битва, где все остальные люди —это соперники или враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «попирающего» и «попираемо­го» и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным Манипулятором.
  4. Четвертая (основная) форма манипулятивной систе­мы — это система безразличной манипуляции. Манипуля­тор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пы­таясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: «Мне наплевать». Он относится к другому человеку как к неживой кукле. Его методы также то пассивны, то активны, иногда он играет «Скуку», иногда «Сварливую пилу», «Мученика» или «Беспомощного». Его секрет, безусловно, в том, что ему вовсе не наплевать, ина­че бы он не продолжал свои манипуляции. Подобные отно­шения нередко существуют между мужьями и женами. Примером тому служит игра в «угрозу развода», когда Манипулятор надеется подчинить себе партнера, а вовсе не разойтись с ним. Поскольку Манипулятор ведет себя с дру­гими как с неодушевленным предметом, такое безразличное отношение исподволь взращивает качество неодушевлен­ности в нем самом. Вот почему называют его отношение к окружающим самоуничтожающим.

Рассмотрев различные системы манипуляции, мы при­ходим к выводу, что все они зиждутся на одной философии: Манипулятор относится сам к себе и другим людям как к неодушевленным предметам. Манипулятор никог­да не бывает самим собой, он даже не может расслабить­ся, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежащую роль.

Стиль жизни Манипулятора включает четыре основ­ных характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

Философия жизни Актуализатора отмечена четырьмя противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой и доверием. Все мы манипуляторы, но вместо того, чтобы отвер­гать наше манипулятивное поведение, нам следует попробо­вать превратить его в актуализационное. Для этого ни­чего не нужно отбрасывать.

Актуализатор понимает ценность своей неповторимос­ти. Каждый человек обязан «... знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было никого подобного ему, ибо если бы это было не так, не было бы нужды в нем. Каждый отдельный человек - нечто новое в мире и при­зван осуществить здесь свою особенность...» (В. Франкл). Манипулятор - это многогранная личность с антаго­нистическими противоположностями, Актуализатор - это многогранная личность со взаимодополняющими проти­воположностями. На схеме актуализированная личность представлена как комбинация четырех взаимодополняющих потенциалов, обычно развивающихся из прежних манипулятивных потенциалов. Из Диктатора развивается Ру­ководитель (1). Руководитель скорее ведет, нежели дик­тует. Дополняющей противоположностью Руководителю является Сочувствующий (2). Сочувствующий не только говорит, но и слушает и осознает свою слабость. Он требу­ет заботы, однако признает человеческое свойство оши­баться. Актуализатор интегрирует как свою способность руководить, так и сочувствовать.

Из Вычислителя развивается Внимательный (3). Вмес­то того чтобы использовать или эксплуатировать, Актуа­лизатор уважает себя и других в качестве людей, а не вещей. Дополняющей стороной Внимательного является Признательный (4). Признательный не просто зависит от других людей, но дает высокую оценку различным видам мастерства, которыми они обладают. Он относится с ува­жением к точкам зрения, отличным от его собственной, и не испытывает потребности в том, чтобы другие думали так же, как он. Актуализатор интегрирует как свое уваже­ние, так и высокую оценку.

Из Хулигана развивается Напористый (5). Напористый рад стоящему противнику, он прям и откровенен, он не жесток и не стремится доминировать подобно Хулигану. Взаимодополняющей противоположностью Напористому служит Заботливый (6). Заботливый - это не раболепный Славный малый, а расположенный, дружественный, глу­боко любящий человек. Актуализатор интегрирует обе сто­роны: как напористость, так и заботу. Он энергичен в сво­их межличностных отношениях, однако обладает и спо­собностью проявлять заботу.

Из Судьи развивается Выразитель (7). Выразитель не критикует других, но способен твердо выражать свои убеж­дения. Дополняющей стороной Выразителя является Про­водник (8). Проводник не защищает и не учит других, но мягко помогает каждому найти свой собственный путь. Актуализатор интегрирует выразительность и водительст­во. Он думает не за других, а вместе с ними. Он помогает другим помочь себе, выражая собственную точку зрения, после чего представляет право каждому принимать свое собственное решение.

Исполнительская деятельность, отвлекаясь от ее пред­метных и профессиональных качеств, описывается семью психологическими характеристиками (шкалами): а) целенаправленность — бесцельность;

б) мотивированность — незаинтересованность;

в) самостоятельность - зависимость;

г) организованность - стихийность;

д) ответственность — безответственность;

е) компетентность — некомпетентность;

ж) творчество - рутинность.

По этим шкалам можно составить психологические «про­фили» исполнителей и путем качественного анализа выде­лить наиболее типичные. Основными из них являются:

1) творческий тип исполнителя, самостоятельный, компетентный, ищущий;

2) сверхнормативный - целенаправленный, заинтере­сованный, организованный;

3) регламентированный (наиболее распространенный);

4) пассивный;

5) «преобразовывающий» указания руководителя;

6) низкомотивированный;

7) уклоняющийся тип исполнителя;

8) трудноуправляемые исполнители - подчиненные.

Среди трудноуправляемых служащих выделяют разно­видности:

— ленивые: просто работают недостаточно;

— «злые»: «загрязняю свои отношения с людьми раз­дражительностью и вызывающим поведением;

— беспомощные: так стремятся не потерпеть неудачи, что обязательно терпят неудачу;

— эмоциональные: слишком купаются в своих чувст­вах;

— аморальные: ради собственного удовольствия исполь­зуют людей и системы и наносят им ущерб;

— занимающие оборонительную позицию: воздвига­ющие барьеры при малейшем намеке на перемены:

— «ожесточенные»: «носятся» со старыми обидами;

— уклоняющиеся: активно избегают света;

— бесчувственные: их не трогают окружающие:

— неумные: делают неверные или ограниченные умо­заключения; - самоуверенные: близки к тому, чтобы счесть себя непогрешимыми;

— запутанные:ограничивают свои потенциальные воз­можности, опасаясь неизвестно чего. В научно-исследова­тельских учреждениях, как установлено, работники де­лятся на три категории:

1. Генераторы идей — 3%;

2. Активные эрудиты — 10%;

3. Ремесленники - 87%.

Генераторы идей — это люди, рождающие новые идеи. Их может осенить ночью, в праздники, во время обеда и т. п. Это благодаря им движется наука вперед. Провести водораздел между свободным и рабочим временем генера­тора идей невозможно.

Активные эрудиты - это люди, подхватывающие чу­жие идеи и активно воплощающие их в жизнь. Это очень важная категория людей, полная инициативы и оптимиз­ма. С их помощью осуществляются грандиозные проекты.

Ремесленники - это люди, которые ждут постоянных указаний от руководителей и делают только то, что им ска­жут, если, конечно, они в состоянии это сделать. Эту кате­горию людей можно встретить в институтах на лестнич­ных площадках в местах курения, обнаружить в рабочее время в магазине. Выполняют они рутинную работу - ма­шинопись, калькирование, курьерские функции и т. п.

Особенности, которые присущи творческой личности:

1. Открытость ума.

2. Отсутствие конформизма.

3. Напористость, склонность к самоутверждению.

4. Стремление работать «по своему расписанию».

5. Способность к напряженной работе в течение дли­тельного времени.

6. Желание и вкус к рассмотрению иррациональных идей, ко всему странному, необычному, «сверхъестественному».

7. Склонность к работе с неясно определенными, запутанными и двусмысленными проблемами.

8. Отсутствие уважения к строго установленным правилам и нормам.

9. Любовь к свободной «игре идей», даже если это заня­тие окажется впоследствии пустой тратой времени.

10. Значительно больший интерес к неизвестному, чем к тому, что известно.

11. Терпимость к ситуациям неопределенности.

12. Потребность в новых, необычных впечатлениях.

13. Потребность в свободе, в частности, в свободе вы­бора исследовательской тематики.

14. Склонность к юмору.

15. Уровень интеллигентности, превышающий средние показатели.

 

 

Лекция № 11.

Психологические типы К.Г.Юнга и Майерс -Бригс.

Индикатор типов Майерс-Бриггс (МБТИ) и понятие психоло­гического типа представляют собой способы понимания естествен­ных различий, которые проявляются в поведении людей в обыден­ных ситуациях. МБТИ определяет четыре измерения или основных предпочтения, влияющих на действия людей и их профессиональ­ный рост. Эти способы помогают людям

· извлекать и использовать свою энергию;

· собирать и получать информацию;

· принимать решения;

· организовывать свою жизнь.

В каждом из этих измерений содержатся две противоположные возможности, предпочитаемые разными людьми, а эти предпочте­ния, в свою очередь, определяют различные типы личности и осо­бенности их поведения. Не существует предпочтений более ценных или более значимых, чем другие.

В основе типологической модели МБТИ и понятия психологи­ческого типа лежит идея предпочтений.

Выявление этих предпочтений и того, как они влияют на пове­дение людей, очень помогает лучше понять самих себя и эффектив­нее взаимодействовать с коллегами. Ниже мы представим описание каждой из четырех обозначенных функций. Мы перечислим также основные компоненты каждого предпочтения, связанные друг с дру­гом. Эти поведенческие стереотипы выявляются в МБТИ второй ступени (ранее: МБТИ — расширенный отчет анализа).

 

Способы выражения и направления энергии: экстраверсия (Е) и интроверсия (I)

 

Люди направляют свою энергию как вовне, так и вовнутрь, и энер­гия выражается через эти разные области.

Тот, кто отдает предпочтение экстраверсии, имеет внешний фо­кус. Существует несколько характеристик, помогающих определить экстраверсию. Некоторые из них приводятся ниже.

Инициативный: Выступающий инициатором социальных связей, знакомящий людей друг с другом и являющийся связующим звеном между ними.

Экспрессивный: Получающий удовлетворение от свободного обсуждения своих мыслей и чувств с другими; говорящий много, воодушевленно и энергично.

Общительный: Стремящийся к общению с большим кругом людей, иногда примыкая к другим группам или формируя их.

Полный энтузиазма: Находящийся там, где происходит действие, в центре внимания.

Излучающий энергию: Транслирует энергию на окружающих, заражает активностью окружающих.

Широта интересов: Широкий кругозор, многое интересует, но большинство интересов поверхностные.

Интерес ко внешним событиям: Его в первую очередь интересует то, что происходит в окружающей среде.

Тот, кто отдает предпочтение интроверсии, имеет внутренний фокус.

Существует несколько характеристик, помогающих определить интроверсию. Некоторые из них приводятся ниже.

Пассивный: Предоставляющий право участия в социуме другим, считая это неважным для себя.

Замкнутый: Не обменивающийся своими чувствами и интересами с другими, самостоятельно разрешающий различные ситуации.

Глубокий, основательный: Получающий удовлетворение от глубоких отношений с одним человеком.

Рефлексирующий: Склонный к коммуникации с помощью чтения и письма.

Спокойный: Предпочитающий спокойную и уединенную атмосферу, оставаясь при этом в тени.

Независимый: Самостоятелен, на его поступки и мысли мало влияет мнение окружающих.

Сохраняющий энергию: Энергию расходует экономно.

Глубина интересов: Не большой круг интересов но большинство интересов постоянные и глубокие.

Интерес по поводу внутренних реакций: В первую очередь его интересуют изменения в его внутреннем мире.

Возможно, вы обратили внимание на то, что в вашем собствен­ном поведении в жизни и на работе прослеживаются элементы как экстраверсии, так и интроверсии. Но для большинства людей лишь одна из этих функций является ведущей — наиболее естественной, комфортной и побуждающей к действию.

Способы получения и сбора информации: ощущение (S) и интуиция (N)

 

Люди замечают и обращают внимание на разные вещи. Те, кто относится к ощущающему типу, обращают внимание на все реально существующее; подлинное и фактическое. Они получают информа­цию в основном с помощью органов чувств. Существует несколько характеристик, помогающих определить, ощущающий тип. Некото­рые из них приводятся ниже.

Конкретный: Владеющий фактами и проявляющий осторожность, дабы не выйти за рамки известного.

Реалистичный: Принимающий во внимание разумные доводы и делающий акцент на рентабельности.

Практичный: Стремящийся воплотить свои идеи на практике.

Эмпирический: Основывающийся на собственном опыте и полагающийся на знания, проверенные опытным путем.

Традиционный: Предпочитающий традиционные, проверенные прошлым опытом способы решения проблем.

 

Люди чьи предпочтения соответствуют интуитивному типу, обращают внимание на масштабность проектов, моделей и связей, будущее его интересует больше, чем то, что происходит сейчас. Вот несколько примеров, помогающих опреде­лить интуитивный тип.

Предчувствующий: Читающий между строк и предлагающий различные интерпретации.

Созерцательный: Строящий планы, фантазирующий, мечтательный, направленный в будущее.

Изобретательный: Придумывающий новые подходы к работе.

Теоретический: Основывающийся на теоретической базе и представляющий новые модели, если таковых не было.

Оригинальный: Тот, кого привлекает что-то новое и которому необходимо испытывать сильное чувство собственной неповторимости.

Возможно, вы опять заметили, что используете в жизни и работе поведенческие модели как ощущающего, так и интуитивного типов, но для большинства людей только один из этих типов является ве­дущим — наиболее естественным, удобным и побуждающим к дей­ствию.

 

Способы принятия решений: мышление (Т) и чувства (F)

Люди принимают решения как путем объективного логического анализа (мыслительный тип), так и с помощью целостной оценки си­туации, руководствуясь личностными ценностями (чувствующий тип).

Тот, чьи предпочтения соответствуют мыслительному типу, ста­рается дистанцироваться от ситуации и выслушать все «за» и «про­тив» незаинтересованного лица, они полагают, что использование систематического критерия помогает им найти самое верное решение. Вот несколько характери­стик, помогающих определить мыслительный тип:

Логический: Целесообразный и последовательный, принимающий решения; взвесив все «за» и «против».

Рассудительный: Полагающийся на логику и здравые суждения в принятии решений.

Задающий вопросы: Ощущающий необходимость задавать как можно больше различных вопросов.

Скептичный: Склонный к сомнениям, ничего не принимающий на веру, стремящийся выявлять, слабые стороны.

Упрямый: Твердо уверенный в правильности решения и отстаивающий его.

Оценивающий: В оценках других людей опирается на знание законов и чувство справедливости.

 

Тот, чьи предпочтения соответствуют чувствующему типу, зача­стую оказывается в ситуациях, когда приходится демонстрировать понимание других людей и оказывать им личное содействие. Для большинства предста­вителей чувствующего типа, важны гармоничные отношений, и они хотели бы, чтобы все стороны-участники остались доволь­ны результатом взаимодействия. Вот несколько характеристик, по­могающих определить чувствующий тип.

Эмпатический: Принимающий решения, полагаясь преимуще­ственно на собственное эмоциональное восприятие, способный к сочувствию, взаимопомощи.

Сговорчивый: Придерживающийся мнения, что «если это действительно важно для вас, я не стану вам мешать».

Оправдывающий: В оценках людей и их поступков склонен находить оправдывающие обстоятельства

Принимающий: Допускающий другие точки зрения, пытающийся находить какие-то сильные стороны во всем, будь то люди или их суждения.

Деликатный: Рассматривающий вопрос с обеих сторон, стремящийся к консенсусу.

И еще, раз повторим! возможно, вы снова заметили, что исполь­зуете поведенческие модели как мыслительного, так и чувствующе­го типов в своей жизни и работе. Но для большинства людей один из них является ведущим — наиболее естественным, удобным и побуж­дающим к действию.

 

Организация жизни: оценка (J) и восприятие (Р)

Люди организуют свою жизнь в соответствии с планами и схема­ми (на основе суждений, оценки) или же делают это спонтанно и гибко (на основе восприятия). Тот, кто отдает предпочтение оценке, суждению, делает акцент на определении целей, планируя их достижение, и действует в дальнейшем сообразно намеченному плану. Вот несколько характеристик, помогающих определить оцениваю­щий тип организации. Некоторые из них приводятся ниже.

Систематический: Тщательно планирующий все возможное, имеющий под рукой запасной вариант.

Планирующий: Ощущающий необходимость строить долговре­менные планы.

Приступающий к делу заблаговременно: Заранее начинающий осуществлять намеченное, чтобы избежать спешки в последнюю минуту.

Составляющий планы: Рассматривающий планирование как наиболее эффективный и удобный способ для осуществления чего-либо.

Методичный: Разрабатывающий очень подробный план для выполнения заданий в ближайшее время.

Тот, кто предпочитает организовывать жизнь на основе восприя­тия, делает акцент на сборе информации, при этом всегда осознавая, что, какой бы трудной ни была задача, он справится с ней. Вот несколько характеристик, помогающих опре­делить тип людей, действующих на основе восприятия.

Небрежный: Предпочитающий неожиданные повороты в жизни и плывущий по течению.

Готовый к любому развитию событий: Способный к гибкому реагированию на ситуацию, приспособленый к быстрым переменам в жизни, негативно относящийся к планам, не подлежащим изменению.

Стимулирующийся к работе внешним давлением: Выжидающий до последнего и испытывающий прилив энергии в конце.

Склонный к инновациям: Ненавидящий рутину, находящий различные способы для решения задач в соответствии с интересами кого-либо.

Спонтанный: Руководствующийся принципом, что следующий шаг будет сделан тогда, когда в этом будут необходимость.

И еще раз обращаем ваше внимание на то, что вы, возможно, ис­пользуете в своей жизни и работе поведенческие модели, основан­ные как на суждении, так и на восприятии. Но для большинства людей лишь один из этих типов является ведущим — наиболее есте­ственным, удобным и побуждающим к действию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.