Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственного таможенного




ЗаместительПредседателя В.А.Гошин

комитета Республики Беларусь

РАЗДЕЛ I. Организация таможенного дела в Республике Беларусь

Глава 1. Понятийный аппарат таможенного дела

1.1. Таможенное дело и таможенная политика

Для уяснения сущности и принципов организации таможенного дела важно иметь четкое представление о содержании основополагающих категорий, характеризующих этот процесс. Выяснение значения того или иного понятия имеет не только теоретико-познавательное, но и практически-прикладное значение. В понятийном аппарате таможенного дела за каждым термином закреплено строго определенное значение, выход за рамки которого нередко меняет содержание норм таможенного права и может стать причиной принятия неверных решений при регулировании таможенных отношений.

Прежде всего о самом понятии таможенного дела. Его смысл раскрыт в ст. 1 Таможенного кодекса Беларуси: «Таможенное дело в Республике Беларусь составляет таможенная политика Республики Беларусь, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь».

Таким образом, таможенное дело включает в себя комплекс мер, в основе которых лежит таможенная политика. Следует отметить, что таможенная политика всегда была тесно связана с государственной политикой в целом. Появление государственных образований уже в древние времена потребовало организации институтов, регулирующих общественные отношения, в том числе и в области трансграничного перемещения товаров, -- почти вся история развития торговли и таможенного дела связана с историей государства.

Сама же политика как выражение интересов слоев и групп общества и мер по защите этих интересов возникла с появлением частной собственности: сначала – индивидуальной, затем – родовой, местной или княжеской и, наконец, общественной -- в виде государственной собственности. Государство во все времена уделяло внимание вопросам безопасности своих границ. С этой целью создавалась и совершенствовалась система органов, осуществляющих охрану границ, контроль и сбор налогов (податей) при ввозе в страну или вывозе за ее пределы товаров, а также при торговле внутри страны. Со временем государственный экономический интерес проявился во взимании различных налогов, сборов как с населения, так и с торговцев товарами из других стран. Постепенно отлаживалась система управления этими процессами.

По мере развития государств, с изменением целей и задач по регулированию торговых отношений, совершенствовались функции государственных органов, регулирующих эти отношения. Содержание таможенной политики обычно менялось со сменой царствующих особ или государственной правящей элиты и отражало их подходы к регулированию внешней торговли. История знает немало примеров перехода от умеренного или жесткого протекционизма[1] к политике фритредерства[2] и наоборот. В СССР с 30-х до 80-х годов проводилась линия жесточайшего протекционизма и государственной монополии на внешнюю торговлю. Поэтому таможенная политика рассматривалась лишь как часть торговой политики государства, а не как самостоятельная область внутренней и внешней политики.

С появлением на постсоветском пространстве новых независимых государств и с переходом к формированию рыночных отношений, предполагающих свободу экономической деятельности, возобладала тенденция к либерализации внешнеэкономических связей.

Проводимая государством политика в области внешней торговли напрямую определяет характер таможенных отношений. В свою очередь, характер и принципы осуществления таможенного дела в данной стране оказывают решающее влияние на направление развития внешнеэкономических связей, прежде всего торговых, с другими странами. Таможня по самой своей сути является связующим звеном между отечественной экономикой и мировым хозяйством, а таможенная политика как основа таможенного дела как раз и представляет собой систему мер, определяющих ценности и приоритеты в отношениях с другими странами.

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства. В таможенной политике сфокусированы важнейшие задачи государственной политики в целом. Таможенный механизм, включающий таможенный контроль, применение мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, борьбу с контрабандой и т. п., призван защищать белорусский рынок от внутренних и внешних угроз, экономических и прямых материальных ущербов, ограждать отечественных товаропроизводителей от дестабилизирующего влияния извне и одновременно стимулировать развитие национальной экономики.

Целями таможенной политики являются:

¾ обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории республики;

¾ участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка;

¾ стимулирование развития национальной экономики;

¾ содействие в проведении структурной перестройки и решении других задач экономической политики Республики Беларусь.

Могут устанавливаться и иные цели таможенной политики в соответствии с общей экономической политикой государства.

Таким образом, именно таможенная политика определяет основные цели, задачи и функции таможенного дела в Республике Беларусь. Вполне естественно, что таможенная политика направлена на обеспечение соблюдения собственных интересов государства. В то же время, вступая в международные экономические отношения, государство должно стремиться к балансу интересов, когда каждая сторона этих отношений получала бы максимум выгод, не задевая при этом национальные интересы других сторон. Именно поэтому одним из основных средств реализации таможенной политики Республики Беларусь является ее участие в таможенных союзах и иных формах интеграции внешних экономических связей. Интернационализация таможенных отношений, выраженная в заключении союзов и многосторонних соглашений, выработке общих тарифов, согласованных систем описания и кодирования товаров, упрощения и гармонизации таможенных процедур, в создании общей системы безопасности и международных торгово-таможенных организаций, устанавливающих правила и стандарты регулирования внешнеэкономической деятельности, -- важное свидетельство того, что таможенная политика является отражением внешнеполитических интересов государства.

В научной литературе пока не выработан единый подход к определению понятия «таможенная политика». Преобладают определения типа «система мер, правил», но иногда ее сводят к «комплексу направлений, стратегической линии» или «механизму регулирования». Различные интерпретации этого понятия не случайны, так как таможенная политика, составляющая основу таможенного дела, является весьма сложной и многогранной деятельностью. Представляется Наиболее лаконичным и емким представляется следующее определение: «Таможенная политика – это система мер, определяющая приоритеты, способы и средства достижения государственных целей в сфере регулирования трансграничного перемещения товаров».

Таможенное дело представляет собой довольно сложное переплетение экономической, правовой, организационной и нравственно-психологической деятельности. Соответственно этому и таможенная политика характеризуется правовыми, экономическими, организационными и психологическими составляющими.

Правовая составляющая таможенной политики включает меры, направленные на создание и развитие нормативной правовой базы регулирования таможенных отношений.

Организационная составляющая означает то, что таможенная политика формируется через государственные организации и институты, в которых она разрабатывается, определяется и реализуется. Это прежде всего законодательные и исполнительные органы власти, соответствующие министерства и ведомства, разрабатывающие разрешительные или ограничительно-запретительные системы по перемещению товаров через таможенную границу и организующие их контроль. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенное дело относится к ведению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь.

Экономические аспекты таможенной политики связаны с проведением в жизнь внутренней и внешней политики страны, основанной на протекционизме, свободной торговле или на сочетании этих двух направлений. Современная таможенная политика Беларуси направлена на защиту экономических интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности, развитие форм интеграции экономических связей с другими государствами. Не секрет, что в настоящее время в Беларуси существует приоритет экономических мер государственного регулирования ВЭД. Это связано с переходным состоянием экономики, формированием рыночных отношений, предполагающих свободу экономической деятельности, в том числе и во внешнеэкономической сфере. Отечественное законодательство, обеспечивая эту свободу, вместе с тем регламентирует деятельность хозяйствующих субъектов и граждан-предпринимателей с помощью таможенно-тарифного регулирования ВЭД и мер экономической политики.

Современная таможенная политика в психологическом отношении – область продуманных конфликтно-соглашательских шагов, компромиссов, барьеров, нажимов и уступок. Кроме этого, таможенная политика провозглашает требование высокой культуры управленческой деятельности в системе таможенных органов, что находит свое выражение в нормах служебной этики. Высоконравственное выполнение своего служебного долга, гуманное отношение к потребителям таможенных услуг – важнейшая характеристика отношений, возникающих в таможенной деятельности.

Все названные составляющие таможенной политики взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому все они важны и должны иметь равноценную силу.

Таким образом таможенная политика является мощным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности и поддержания баланса интересов стран мирового сообщества.

 

 

1.2. Таможенная территория и таможенная граница

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на различия по характеру и месту в системе таможенных отношений, все составные части таможенного дела в совокупности составляют органическое единство, поскольку служат реализации целей таможенной политики государства. Наряду с теми элементами, которые названы в приведенном определении, с полным основанием в него можно включить в качестве самостоятельных ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, производство по делам об административных таможенных правонарушениях. Содержание категорий, характеризующих эти процессы, будет раскрыто в последующих разделах и главах учебника. Кроме того, краткое содержание 29 основных понятий таможенного дела дано в ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь. Во вводной же части дадим толкование терминов, имеющих «сквозной», концептуальный и основополагающий характер. К их числу относятся прежде всего «таможенная территория» и «таможенная граница», «таможня», «таможенные органы», «таможенная служба».

Согласно Таможенному кодексу, таможенную территорию Республики Беларусь составляют сухопутная территория, внутренние воды и воздушное пространство над ними. На территории республики могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь по таможенному делу. В Беларуси таможенная территория совпадает с сухопутной территорией государства, если из нее исключить территории свободных таможенных зон и свободных складов.

В Российской Федерации (и ряде других стран) к таможенной территории относятся также территориальные воды и находящиеся в морской исключительной экономической зоне России искусственные острова, установки и сооружения, над которыми она обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Понятие таможенная граница означает пределы таможенной территории Республики Беларусь, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенную границу можно определить как и границу территории, на которой действует единое таможенное законодательство и ведется единый статистический учет внешней торговли.

Продуктом интеграционного сотрудничества различных государств явились понятия единая таможенная территория и единая таможенная граница. Единые таможенные территории и границы предполагают единое организационное, экономическое и правовое их наполнение во времени и пространстве. Создание единой таможенной территории определено важнейшей целью ряда достигнутых межгосударственных соглашений и означает, в частности, применение на ней единого таможенного законодательства, единых мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, единой таможенной политики договаривающихся сторон по отношению к третьим странам.

 

1.3. Таможенные органы и таможенная служба. Управление таможенным делом

 

Таможенные органы – это правоохранительные органы государственной исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют таможенное дело. Они составляют единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет (ГТК) и таможни. Эта система представляет собой совокупность таможенных органов, их взаимосвязь и взаимодействие в осуществлении таможенного дела. ГТК является специально уполномоченным республиканским органом государственного управления, который осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь.

Таможня – правоохранительный орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий таможенное дело на подведомственной территории.

Под термином таможенная служба понимается организация, порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах, а также правовой статус их должностных лиц.

Успехи в осуществлении таможенного дела определяются многими факторами, среди которых особая роль отводиться эффективному управлению. Управление таможенным делом означает организацию и осуществление управленческой деятельности, направленной на достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов в интересах реализации таможенной политики. Общее управление таможенным делом в Беларуси осуществляет Президент. В силу своего конституционного положения он имеет особые полномочия в системе управления таможенным делом. Под его руководством разрабатываются концепции организации и осуществления таможенного дела, через институты исполнительной власти, Государственный секретариат Совета безопасности осуществляется контроль за соответствием деятельности таможенных органов таможенной политике государства. Кроме того, Президент издает декреты и указы по насущным проблемам таможенного дела.

 

 

Глава 2. Правовая основа таможенного дела

2.1. Национальное таможенное законодательство

Юридический статус таможенных органов и их должностных лиц, права и обязанности лиц, перемещающих товары, все аспекты отношений, возникающих в связи с перемещением товаров через таможенную границу, определяются и регулируются нормами национального таможенного законодательства и международного таможенного права. Законы и нормативно-правовые акты Республики Беларусь устанавливают также правовой статус различных товаров, порядок взаимоотношений юридических и физических лиц между собой и с государством, его органами, в том числе и с таможенными органами. Благодаря ВЭД государство имеет возможность получать немалые доходы в бюджет; закупать необходимое оборудование, сырье, материалы, прогрессивные технологии и другие товары для развития своей экономики, обеспечения населения, выгодно реализовывать свои товары вне таможенной территории республики. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы ВЭД осуществлялась в соответствии с установленным порядком, прежде всего – с таможенным законодательством.

В сфере таможенного дела действует несколько сотен нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие между участниками ВЭД и таможенными органами государственного управления. Отношения, в которые вступают таможенные органы и физические или юридические лица – участники ВЭД, представляют собой сложный комплекс, связанный со сферой регулирования международного, таможенного, государственного, хозяйственного, трудового, гражданского, финансового, транспортного, уголовного, уголовно-процессуального, административного, военного и других отраслей права. Вполне понятно, что вся эта система отношений складывающихся между таможней и участниками ВЭД не может быть предметом анализа раздела учебника. Остановимся лишь на основных правовых актах, регулирующих таможенное дело.

Исходные и определяющие принципы организации таможенного дела содержатся в Конституции Республики Беларусь. Основной Закон гласит: «Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 13) Следовательно, право на участие во внешнеэкономической деятельности – конституционная норма. Исходя из нее и строятся правоотношения в таможенной сфере. Обеспечивая свободу внешнеэкономической деятельности, государство вместе с тем регламентирует деятельность хозяйствующих субъектов с помощью тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования.

Базовое правовое «поле» для осуществления таможенного дела представляет национальное таможенное законодательство, основу которого составляют нормативные правовые акты Президента, Парламента и Правительства Республики Беларусь. В это понятие мы включаем собственно таможенные законы и нормы иных законов, регулирующих таможенное дело. Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков отечественного законодательства. Его назначение состоит в четком разграничении прав и обязанностей всех сторон и участников ВЭД, законодательном закреплении таможенной политики, правил и принципов регулирования внешней торговли на государственном и межгосударственном уровнях.

Центральное место в механизме правового регулирования таможенных отношений занимают Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе. В этих документах дается правовая регламентация всех основных вопросов, возникающих в таможенной практике Республики Беларусь. Существенную роль в регулировании отдельных сфер таможенного дела играют законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 15 декабря 1998 года, «О свободных экономических зонах» от 11 ноября 1998 года, «О присоединении к Соглашению о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами – участниками соглашения о создании зоны свободной торговли» от 12 мая 2000 года, «О ратификации Решения о Положении о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей» от 13 июля 2000года и др.

Комплексный характер таможенного дела предполагает применение ряда норм, содержащихся в источниках других отраслей права – Уголовном кодексе (уголовно наказуемые -- контрабанда и другие преступления в области таможенного дела), Гражданском кодексе (права и обязанности сторон по договору хранения и перевозки при регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товаров на таможенном складе и складе временного хранения и т. д.), Уголовно-процессуальном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях. С обретением Беларусью независимости принципиально новым для таможенных органов явлением стало взимание налога на добавленную стоимость и акцизов при импорте товаров. Нормативную базу в этом деле составили соответствующие Законы Республики Беларусь, впервые принятые в 1991 году, измененные и дополненные в последующие годы.

 

2.2. Текущие нормативно-правовые (подзаконные) акты

Важную роль в механизме правового регулирования ВЭД играют текущие нормативно-правовые, или подзаконные, акты. Их подзаконность означает, что они принимаются во исполнение и развитие законов и должны им соответствовать.

Организационно-правовой гарантией этой нормы является требование регистрации актов в Министерстве юстиции, которое определяет соответствие ведомственных норм предписаниям соответствующих законов. Без получения регистрационного номера подзаконный акт не вступает в законную силу.

Подзаконные акты – наиболее многочисленный вид источников таможенного права, они играют весьма существенную роль в правовом регулировании таможенного дела. Некоторые из них имеют фундаментальный и долговременный характер.

К текущим нормативно-правовым актам относятся декреты и указы Президента, постановления Совета Министров, постановления и приказы Государственного таможенного комитета, других министерств и ведомств, а также акты, принимаемые по вопросам таможенного дела совместно несколькими государственными органами.

Активизация нормотворческой деятельности на уровне указов главы государства приходилась на период, предшествовавший принятию таможенных кодексов. В условиях правовых пробелов президентские указы выполняли, по существу, роль основных регуляторов таможенных отношений.

Президент издает декреты и указы, главным образом, стратегического назначения – по вопросам совершенствования таможенной политики, укрепления экономической безопасности. Нередко такие акты определяют или уточняют правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики. В их числе - декреты и указы о порядке таможенного регулирования экспортно-импортных и валютных операций и характере ответственности за нарушения таможенного законодательства (Декрет № 5 от 15 февраля 2000), о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций (Указ № 7 от 4 февраля 2000).

Важные вопросы таможенной политики регулируются постановлениями правительства. В них содержатся меры по реализации закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе», по совершенствованию нетарифного регулирования внешней торговли, периодически утверждаются ставки таможенных пошлин. Совет Министров своими актами утверждает порядок определения таможенной стоимости товаров, перечни товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу (вывозу) на таможенную территорию Республики Беларусь, определяет размеры таможенных сборов, места расположения пунктов таможенного оформления, обозначает зоны таможенного контроля, заключает международные межправительственные соглашения по вопросам таможенного сотрудничества и т. п.

Предписания нормативных правовых актов Президента, Парламента и Правительства Республики Беларусь по таможенным вопросам лежат в основе правотворческой деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Государственный таможенный комитет в пределах своей компетенции издает нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными и иными государственными органами Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. Постановления, приказы и инструкции ГТК определяют главным образом методику осуществления таможенного дела. В частности, они определяют порядок таможенного оформления, правила проведения таможенного контроля, формы и порядок декларирования товаров и транспортных средств, перечень документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей; порядок выдачи лицензий на учреждение таможенного склада, склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли, на осуществление деятельности в качестве таможенного агента, таможенного перевозчика; порядок выдачи квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, лицензии на переработку товаров на (вне) таможенной территории и под таможенным контролем и т. п. Помимо постановлений и приказов ГТК может издавать и направлять таможенным органам указания и письма. В них, как правило, даются разъяснения о порядке применения того или иного нормативного акта, но не содержатся новые нормы таможенного права.

 

2.3. Международное таможенное право

Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может самостоятельно и в одностороннем порядке регулировать таможенные отношения на базе внутреннего таможенного законодательства. В то же время очевидно международное значение таможенной политики, вследствие чего эти вопросы становятся предметом договорного регулирования. Необходимо отметить, что в ст. 6 Таможенного кодекса Республики Беларусь говорится, что «если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу, то применяются правила международного договора». Основными источниками международного таможенного права[3] служат многосторонние и двусторонние договоры. За время обретения своей независимости Республика Беларусь заключила около ста межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров в области таможенных отношений. Наибольшее значение имеет подготовка и заключение многосторонних договоров. Начиная с 1965 года Беларусь заключила свыше двадцати многосторонних международных договоров по таможенным и транспортным вопросам. Универсальный характер носят международные таможенные договоры в форме конвенций, разработанные под эгидой Всемирной таможенной организации. Только в 1998--2000 годах Республика Беларусь присоединилась к Брюссельским конвенциям 1961 и 1983 годов, Стамбульской 1990 года и Найробийской 1977 года конвенциям, приняв на себя обязательства применять международные стандарты при осуществлении различных аспектов таможенного дела. Ведется подготовительная работа по присоединению к Киотской конвенции в редакции 1999 года об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Важные нормы, регулирующие таможенные правоотношения, содержат многочисленные межгосударственные договоры, заключенные Республикой Беларусь в последнее десятилетие со странами СНГ, Европейского союза, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Словакией, Чехией и др. Основополагающим межгосударственным документом в сфере таможенного сотрудничества явилось соглашение о таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, подписанное 6 января 1995 года. Развитие внешнеторгового оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость усиления работы по унификации таможенного законодательства.

Стремясь обеспечить совместимость таможенных процедур, отечественные разработчики законов и законодательных актов опираются на международно-правовую базу таможенного дела, а также нормы единого законодательства Европейского союза. Унификация национальных таможенно-правовых систем, упрощение таможенных формальностей облегчает не только условия торгово-посреднической деятельности, но и создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.

 

 

Глава 3. Из истории белорусской таможни

3.1. Зарождение таможенного дела

Характеризуя современную организацию таможенного дела в Беларуси, с полным основанием можно говорить об исторической преемственности в развитии отечественной таможни.

Дошедшие до наших дней древние археологические и письменные источники свидетельствуют, что таможенное дело зародилось на белорусских землях, по крайней мере, десять веков назад. При всей ограниченности торговых оборотов в IX-XII веках именно таможенные пошлины являлись важнейшей статьей княжеских доходов. «Торговые мерила» (меры) находились под контролем князей и епископов. Взвешивание меда, воска и других товаров производилось под непосредственным наблюдением «весцов», взимавших особую пошлину. Покупка и продажа товаров на рынке контролировалась представителями княжеской власти – мытниками, или мытарями. В круг их обязанностей входил сбор таможенных пошлин в пользу князя.

К временам Киевской Руси восходят и первые международные соглашения о правилах торговли. В договоре 911 года князя Олега с Византией предусматривалось, что русские купцы на землях Византии освобождались от таможенных пошлин: «Да творят куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же».

Начиная с XII века, в период распада древнерусского государства, терялась всякая граница между государством и частным владением, между публичным и частным правом, между внутренними и международными отношениями. Таможенные пошлины периода феодальной раздробленности отличались необычным многообразием названий, принципов взимания, а также размеров. К числу наиболее распространенных пошлин относились мыт (сбор за провоз товаров) и тамга (плата, начислявшаяся с цены товаров при совершении торговых сделок).

Слово «тамга» появилось в русском языке с приходом на русские земли татаро-монгольских племен и означало у тюркских народов клеймо или знак, которые проставлялись на товаре. Выдача ханских ярлыков с печатью-тамгой подтверждала привилегии феодалов и духовенства и сопровождалась взиманием платы, которая стала именоваться тамгой, а место, где «тамжили» товар, т. е. взыскивали пошлину-тамгу, стало называться таможней. Служилый человек, в прошлом называвшийся мытником или пятенщиком, стал называться таможником или таможенником.

Однако в некоторых славянских языках, в том числе и белорусском, сохранились понятия «мытник» или «мытчик» -- сборщик пошлин, «мытница» или «мытня» – место сбора пошлин и осуществления других таможенных формальностей.

Долгое время пошлины не имели пограничного характера. Повсюду были заставы, и пошлина взималась где угодно – в городах, селах и слободках, на рынках и у ворот города. Постепенно стала выделяться группа пошлин, уплачиваемых за право въезда на данную территорию и особенно за право привоза и вывоза товаров. Они постепенно приобретали характер современных таможенных пошлин, по мере того как взимались не с людей, следующих на рынок, а с самих товаров, переходящих ту или иную границу, минующих приграничную таможню.

 

3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском

Документы свидетельствуют, что проблемы таможенного устройства постоянно занимали внимание великокняжеской власти на всех этапах развития княжества. Полоцк, Берестье, Могилев, Менск, Городня являлись важнейшими торговыми центрами, через которые велась весьма оживленная торговля с купцами Московии, Пруссии, Ливонии, других государств. Ранний меркантилизм и «монетарная система», предусматривавшие увеличение притока в княжество денежных запасов (прежде всего золота и серебра), потребовали установления на государственных границах жесткого таможенного контроля, который должен был охранять внутренний рынок от проникновения конкурентных товаров иностранного происхождения и обеспечивать получение государственной казной доходов с ввозимых товаров в виде таможенных пошлин и сборов. Княжеские власти заботились о благоприятном таможенном режиме для своих купцов, вели со своими соседями переговоры по этому поводу. Так, в период правления Витовта в договорной грамоте половчан и рижских купцов об условиях торговли от 21 июня 1405 года было достигнуто соглашение «не чинить между собой границ». В договоре также была определена общая позиция в отношении купцов-москвинов и немцев. Грамота 1479 года свидетельствует, что в интересах развития заморской торговли белорусские купцы просили у рижан дать им «за море путь чистый торговать, водою и сухими путями», а взамен «мы ныне пропустим ваших купцов к Смоленску и Витебску по-старому» (т. е. беспошлинно).

Серьезным препятствием в развитии торговли и пополнении казны являлось право феодалов на беспошлинную продажу в пределах ВКЛ и вывоз за границу своих продуктов, а также льготный ввоз из других государств ремесленных изделий и сырья для ремесленного производства, что составляло наиболее значительную часть в товарной структуре импорта. Не менее серьезную угрозу для торговли представлял царивший в стране произвол магнатов и шляхты. Неслучайно королевская власть, выдавая городу привилегию на так называемое магдебургское право, объясняла свое решение необходимостью обуздать своеволие шляхты и разных чиновников. Тексты грамот свидетельствуют, что города получали весьма важные привилегии и права: право проведения ярмарок, освобождение купцов наиболее крупных городов от таможенных пошлин, предоставление преимуществ в торговле местным купцам перед иностранными. Эта линия верховной власти ВКЛ отражена, например, в таких документах, как Грамота короля Казимира минскому купцу Терешковичу о разрешении беспошлинной торговли в городах ВКЛ, 1480 года; Жалованная грамота великого князя Александра о предоставлении Полоцку магдебурского права, 1498 года; грамота короля Сигизмунда II Августа мытнику Витебска о запрещении незаконного взимания с витебских купцов мытного сбора, 1559 года.

С централизацией великокняжеской власти и развитием торговли в конце XIV--XV веках в ВКЛ устанавливается единая общегосударственная денежная система. Около 1492 года в Вильне начал работать государственный монетный двор, где печатались полгроши, а позже – динарии. С экономическим усилением государства, когда оно начало гарантировать цену своих денег (примерно с начала XVI века), вводится числовая денежная система: не по массе монеты, а по номиналу, нередко по обязательному курсу. Вместе с тем в ВКЛ имели хождение и иностранные монеты. Именно с это временя вместо различных поборов и таможенных сборов в ВКЛ была введена единая денежная пошлина.

В Статуте Великого княжества Литовского 1588 года специально оговаривался порядок взимания пошлин с торговых людей. Мыт (пошлина) собирался казной с торговцев за ввоз товара, за провоз его по территории княжества и за торговлю на местных рынках. Подъезжая к мытной заставе, которая размещалась на торговом пути, хозяин или его доверенное лицо должен был дать присягу сборщику пошлины: «Присягаю пану Богу всемогущему в Троице единому, что тот товар или зерно, которое везу и здесь заявляю, мое собственное или пана моего домашнего хозяйства, а не скупленное…» Присягнувший получал квитанцию – пропуск до следующей таможни.

Работа таможен в ВКЛ строилась на основе специальных инструкций. Одна из них, составленная в 1494 году для минской администрации князем Александром, определяла размеры таможенных пошлин и предусматривала сдачу таможен в аренду. В 1495 году, например, право сбора мыта в Минске было сдано в аренду на три года мещанам Федку Процковичу и Евлашке Степановичу за 120 коп грошей. Арендная плата постоянно возрастала. В 1498 году право на взимание мыта в течение трех лет было продано мещанину Мартину Янчелевичу уже за 600 коп грошей с ежегодной дополнительной выплатой в казну 200 коп грошей. В инструкциях обычно оговаривался статус арендатора государственной мытни. Его не имел права судить никто, кроме князя.

На тех же принципах строилась работа таможни и во времена Речи Посполитой.

В постановлении Варшавского сейма от 1662 года об обложении купцов процентным сбором с денежных сумм, выручаемых от продажи товаров, говорится: «Идя навстречу экстренным нуждам Речи Посполитой, властью настоящего сейма постановляем: купцы и мещане, проживающие в наших государствах… которые торгуют разными товарами различного вида… а равно и иноземные купцы, которые ведут свою торговлю всюду, где пожелают, и по своему усмотрению устанавливают высокие цены, обязаны каждый из них при участии городского суда и городского магистрата оценить свои товары, подтвердив цену присягой перед этими властями, и уплатить от каждых 100 злотых по 5 злотых на руки тому, кого назначат городской суд и магистрат… не позже чем за три недели после отчетных сеймиков под угрозой наказания за казнокрадство и конфискации всех товаров. Те же, которые примут от них деньги, должны как можно скорее внести их в казну». В 1764 году, затем в 1775 году правительство Речи Посполитой вводит «генеральную таможенную пошлину», обязательную для всех, в том числе и для шляхты, духовенства и короля, которые раньше ее не платили, и отменяет внутренние пошлины.

Таким образом, в те далекие времена на белорусских землях присутствовали все основные элементы современной организации таможенного дела. Уже во времена Речи Посполитой (с 1569 года) основными структурными единицами являлись таможни и таможенные пункты, многие из которых располагались в пограничных городах и селениях. Так, в 1765 году в трех округах ВКЛ – Литовском, Русском и Белорусском – действовало 11 таможен: Гродненская, Брестская, Пинская, Слонимская, Минская, Могилевская, Витебская, Глусская и Полоцкая сухопутные и 2 сплавные: Брестская – на реке Буг и Витебская – на реке Двина. Некоторые пограничные таможни имели передовые филиалы, именовавшиеся форпостами.

Напряженные отношения между Речью Посполитой и Московским государством, тринадцатилетняя война 1654--1667 годов между ними не могли не сказаться на состоянии их торгово-экономических отношений. Обе стороны предпринимали меры, осложнявшие продвижение товаров на рынки соседей. Так, киевский генерал-губернатор в письме от 14 июня 1752 года подскарбию графу Седлиницкому, хранителю государственных финансов и имуществ, просил прекратить взимание чрезмерных таможенных пошлин с товаров, ввозимых в Речь Посполитую русскими купцами, так как это обстоятельство вредит коммерции, которая наилучшим образом отвечает государственным интересам той и другой сторон.

В федеративном государстве предпринимались меры по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил. В постановлении Варшавского сейма об установлении в ВКЛ единых мер и весов от 1766 года в разделе «Об увеличении доходов» говорилось, что московские купцы, которым разрешено оплачивать пошлины в общей сумме «16 твердых талеров от лошади» как при ввозе, так и при вывозе, проезжая через Литву с опечатанными телегами, обычно срывали печати и продавали товары по пути следования, тем самым грубо нарушая таможенные правила ввоза (вывоза) товаров на пограничные земли. На Зельвенской ярмарке, например из московских товаров одних только дорогих мехов насчитывалось на миллион злотых и более, а в документах значилось едва ли 220 000 злотых. «А коль скоро во всех таможнях получено доходов от мехов всего 13 661 злотых 13 грошей, то становится очевидным большое воровство и укрывательство товаров, совершаемое московскими купцами. Во избежание этого… необходима штамповка всех московских товаров. Этим были бы предотвращены воровство и такие большие убытки казне».

В интересах усиления таможенного контроля неоднократно перестраивалась структура пограничной таможенной службы. Таможенные пункты учреждались, как правило, на главных направлениях продвижения товаров в Речь Посполитую из западных и восточных государств. В штатах таможен были учреждены должности администраторов и суперинтендантов государственной пошлины ВКЛ, казначеев, главная обязанность которых состояла в обеспечении увеличения поступлений в государственную казну за счет таможенных пошлин и сборов.

 

3.3. Белорусские земли в составе Российской империи: таможенное дело и таможенная служба

На рубеже XVIII--XIX веков таможенная служба на белорусских землях функционировала в условиях нового государственного образования. В результате трех разделов Речи Посполитой 482 тыс.. км² территории и 5,5 млн населения Беларуси перешли во владение Российской империи. Таможенная служба в этих условиях быстро приобретает облик, предписанный новыми властями, которые констатировали неудовлетворительное состояние охраны западной границы России. Иностранные купцы держали на откупе смотрителей таможен и с их помощью беспошлинно ввозили крупные партии товаров. Было решено передать охрану участков западной границы полкам донских казаков. Наряду с казачьей пограничной стражей оставались и прежние вольнонаемные таможенные объездчики – команды по 10 человек на участок в 15 верст, в составе которых были надзиратели таможен и их помощники. Позднее казачьи части были переведены во вторую линию, за три-пять верст от линии таможенных объездчиков. Офицеры, командовавшие пограничными частями, перешли в подчинение к начальникам пограничных таможенных округов, которых на западе России было 13.

В XIX веке развитие таможенной политики России носило циклический характер, когда со сменой царствующих особ порой резко изменялись подходы в регулировании внешней торговли--с жесткого протекционизма на разумную политику фритредерства и наоборот. Первые два десятилетия XIX века в России фактически отсутствовали запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских. Однако либеральная политика оказалась явно преждевременной и резко ухудшила экономическое положение страны. В 1822 году был принят охранительный таможенный тариф, запрещавший ввоз и вывоз многих товаров. Продолжавшаяся 20 лет вслед за этим жесткая протекционистская таможенная политика способствовала в немалой степени развитию промышленности в России и защите ее от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей. Со второй половины XIX века Россия во внешнеэкономической политике следовала фритредерству, которое, в противоположность протекционизму, исходит из требования невмешательства государства в дела капиталистов-предпринимателей, предусматривает отмену таможенных пошлин и установление свободного ввоза и вывоза товаров как средства свободного развития капитала. Так, либеральным характером отличались таможенные тарифы, утвержденные в 1850, 1857 и 1868 годах.

В соответствии с Таможенным уставом 1857 года на границе России с царством Польским учреждались таможни и таможенные заставы, которые в зависимости от объема внешнеторговых операций делились на три класса. В дополнение к ним «для отвращения» тайного провоза товаров учреждалась пограничная стража. Устав 1857 года предъявлял высокие требования к таможенным служащим: «Таможенная служба требует чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных» (ст. 68). Таможенное начальство должно было изыскивать среди чиновников «способнейших и усерднейших к пользам казны и открывая таковым путь к службе, замещать ими высшие места» (ст. 69). Примечательно положение, подчеркивающее самостоятельность и автономность таможенных учреждений: «Никакое начальство, ни гражданское, ни военное, не входит ни в какие непосредственные распоряжения по таможенной части». Законодательная норма полуторавековой давности перекликается со ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь: «Государственные органы и должностные лица, не осуществляющие руководства таможенными органами, а также местные органы власти… не вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции таможенных органов, и иным образом вмешиваться в их деятельность…».

К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При Департаменте состояли: особое присутствие по применению тарифа к товарам и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследования по контрабандным делам и т. п.

Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа во главе с начальниками. В каждый из семи округов входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов.

В начале XX века таможенное дело в России не претерпевает серьезных изменений. В системе российских государственных доходов таможенные сборы занимали второе место после доходов от торговли крепкими спиртными напитками. Поступления от таможен составляли около 15 % доходной части царского бюджета. С началом первой мировой войны таможенное ведомство России оказалось практически парализованным, так как ¾ ее границ в Европе были охвачены военными действиями.

 

3.4. Советский период

Деятельность Департамента таможенных сборов возобновилась зимой 1918 года, а в июне этого же года он был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое было передано в подчинение Наркомату торговли и промышленности (с 1920года--Наркомату внешней торговли). Этот орган осуществлял контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и все функции в области управления таможенным делом. В условиях перехода к нэпу произошло расширение объема внешней торговли, ряду государственных и коммерческих организаций было предоставлено право самостоятельного выхода на мировой рынок. В связи с этим возникла необходимость восстановления таможенно-тарифного регулирования внешней торговли и многих функций таможенных органов.

В 1922 году располагавшиеся на территории Беларуси 9 таможен (Дриссенская, Житковичская, Изяславская, Лепельская, Минская, Негореловская, Полоцкая, Себежская, Слуцкая) и 27 таможенных постов находились в подчинении Управления Западного таможенного округа. Таможенное оформление и таможенный контроль, а главное – борьбу с контрабандой осуществляли 465 сотрудников таможенных органов на всем протяжении 800 километровой границы советского государства с Латвией и Польшей. Только 6 из них имели высшее и 123 – среднее образование, состояли на таможенной службе 198 (43 %) человек с «низшим» и 131(27,2 %) – с «домашним» образованием. Отсутствие образования белорусские таможенники компенсировали революционным энтузиазмом, огромным трудолюбием, исполнительностью и ответственностью. Из всей задержанной в СССР в январе – августе 1924 года контрабанды на сумму 2 млн 713 тыс. руб. на Западный таможенный округ приходилось почти треть – 877,5 тыс. руб.

В декабре 1924 года был принят первый советский кодифицированный акт по таможенному делу – Таможенный устав СССР. В соответствии с ним в Беларуси, как и в других союзных республиках, было учреждено отделение Главного таможенного управления (ГТУ). Руководство таможенными учреждениями на местах осуществляли районные таможенные инспекторские управления во главе с таможенными инспекторами. Непосредственную работу по досмотру перемещаемых через таможенную границу товаров, таможенному оформлению, предотвращению контрабанды и нарушений таможенных правил выполняли таможни трех разрядов и таможенные посты. Руководство таможенными учреждениями осуществляли управляющие.

В конце 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР. Контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли определялся как основная современная и перспективная цель. Кодекс регламентировал порядок осуществления таможенных операций, регулировал вопросы ответственности за таможенные правонарушения, определял понятие административно наказуемой контрабанды, раскрывал другие аспекты таможенной практики. Сложившаяся к концу 30-х годов структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала до середины 80-х годов.

Последующие годы этого десятилетия ознаменовались организационно-правовым обновлением таможенной системы Советского Союза. В феврале 1986 года ГТУ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР – самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. С этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. В декабре 1989 года Совет Министров СССР принял постановление, юридически закрепившее отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставившее задачу формирования нового механизма регулирования внешнеэкономических связей. В связи с этим должны были существенным образом измениться функции таможенных органов в направлении создания современной системы таможенного контроля. Однако закрепленные в постановлении новые нормы носили декларативный характер, так как отсутствовала законодательная база для перестройки системы управления таможенным делом. Положения Таможенного кодекса 1964 года, разработанного по меркам командно-бюрократической системы, противоречили новой концепции, означавшей предоставление юридическим лицам права непосредственного выхода на своих зарубежных партнеров.

 

3.5. Развитие отечественного таможенного дела в условиях государственной независимости

Реализация идеи таможенного регулирования ВЭД в условиях отмены монополии государства на внешнюю торговлю связана с возникновением независимых суверенных государств в границах бывшего Союза ССР. В целях обеспечения политической и экономической самостоятельности, совершенствования внешнеэкономической деятельности 20 сентября 1991 года Верховный Совет Беларуси принял постановление «О таможенной службе Республики Беларусь». В соответствии с ним Белорусское управление государственного таможенного контроля СССР было преобразовано в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. В его подчинение перешли таможенные органы СССР, расположенные на территории республики[4]. Суверенному белорусскому государству пришлось практически заново создавать и реконструировать таможенную службу. Если к началу 1991 года в Беларуси действовали 4 таможни – Брестская, Гродненская, Минская и «Западный Буг», то в 1993 году к ним добавилось еще 16. Была установлена таможенная граница по всему периметру территории Республики Беларусь. Это потребовало существенного развития таможенной инфраструктуры, в первую очередь на границе. Причем на границе с Латвией, Литвой, Россией и Украиной необходимо было создавать инфраструктуру на пустом месте. Однако самым сложным и ответственным делом явились подбор, обучение и расстановка кадров. За короткое время были укомплектованы кадрами все структуры таможенных органов, налажена система повышения квалификации. В январе 1996 года постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь был утвержден Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов, сыгравший важную роль в обеспечении правопорядка в таможенной системе.

Первостепенная задача в становлении и развитии таможенной службы – создание нормативно-правовой базы. Началом качественно нового этапа в развитии таможенного законодательства Беларуси явилось принятие в 1993 году Таможенного кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе». Эти документы в полной мере отразили современные реалии – обретение государственной независимости, отказ от монополии государства на внешнюю торговлю, активизацию связей отечественной экономики с мировым хозяйством. Следует подчеркнуть, что первые в истории Беларуси акты таможенного законодательства исходят как из предшествующего отечественного, так и передового зарубежного правотворчества. В них Беларусь заявила о намерении применять международные стандарты в области таможенного дела. Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе», принятые Парламентом Беларуси в 1993 году сыграли важную роль в становлении таможенного дела в республике. Однако в них не учтены, да и не могли быть учтены, последующие новые явления в таможенной практике. Так, после образования Таможенного союза «пяти», рассогласованность таможенных законодательств стран – участниц сдерживала развитие внешнеэкономических связей, препятствовала осуществлению единых подходов при реализации достигнутых соглашений.

На первых порах многие аспекты таможенного дела в Республике Беларусь регламентировались соответствующими указами Президента, постановлениями Правительства, приказами, положениями и инструкциями Государственного таможенного комитета. Так, Указом Президента Беларуси от 19 апреля 1995 года «О некоторых вопросах таможенного регулирования» были утверждены временные положения о видах таможенных режимов и таможенных платежей в Республике Беларусь. Правда, некоторые из принятых субъектами таможенного правотворчества подзаконные акты подчас были недолговечными, иногда – противоречивыми, однако «вакуума» в правовом регулировании таможенного дела удалось избежать, шел постепенный, сложный, но в то же время целенаправленный процесс формирования отечественного таможенного права. В 1994 году указом Президента было утверждено Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, определяющее правовой статус и главные задачи ГТК.

С принятием Таможенного кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу в июле 1998 года, сделан новый шаг в развитии таможенного дела в республике, в согласовании его с общепринятыми международными нормами. Кодекс состоит из 15 разделов, 45 глав и 273 статей (Кодекс 1993 года включал всего 91 статью). В новом документе детально проработан механизм таможенного воздействия на результаты экономической деятельности в условиях совершенствования рыночных отношений. Целями таможенной политики определены обеспечение наиболее эффективного применения инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулирование развития национальной экономики и др. Создавая принципиально новую систему взаимодействия отечественной экономики с мировым хозяйством, кодекс открыл и новые возможности для предпринимательской деятельности. Новые таможенные режимы позволяют также на льготных условиях развивать в республике импортозамещающие производства, ориентированные на экспорт готовой высокотехнологической продукции.

19 статей Таможенного кодекса посвящены правоохранительной деятельности таможенных органов. Впервые законодательно таможенные органы республики определены органами дознания по делам о контрабанде и другим преступлениям в сфере таможенного дела. Расширен перечень составов преступлений и категорий нарушений таможенных правил. Если в прежнем Кодексе содержалось 14 составов административных таможенных правонарушений, то теперь их зафиксирован 51 вид. 19 мая 2000 года Парламент принял Закон о дополнительном включении в Таможенный кодекс ст. 220¹, впервые наделившей таможенные органы Беларуси правом осуществлять в пределах своей компетенции оперативно-розыскную деятельность.

Раскрывая цельный механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, Таможенный кодекс не во всех своих статьях является законом прямого действия. Его дополняют декреты и указы Президента, постановления Совета Министров, положения, инструкции, методические указания Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

В течение нескольких лет существования независимого белорусского государства завершилась работа по развертыванию сети внутренних и пограничных таможен, по оптимизации их структуры. В 1996 году в основном была завершена реорганизация таможен в соответствии с типовой функциональной структурой. Постоянно совершенствуются стиль и методы работы таможенных органов.

Знаменательной вехой в истории белорусской таможни явилось основание в 1995 году Таможенного союза, учредителями которого явились Беларусь и Россия и к которому вскоре присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан[5]. Создание таможенного союза предполагает проведение комплекса мероприятий, финальной стадией его формирования должно явиться провозглашение единой таможенной территории и создание согласованной системы управления таможенными, внешнеторговыми органами путем предоставления решающих полномочий органу управления союзом. В соответствии с соглашением о Таможенном союзе были отменены таможенное оформление и таможенный контроль товаров, происходящих из Беларуси и России, проведена реорганизация Оршанской, Гомельской, Витебской, Полоцкой, Верхнедвинской таможен, упразднены пункты таможенного оформления, расположенные на границе с Российской Федерацией.

Логическим продолжением курса на углубление экономической интеграции Беларуси и России явился таможенный аспект Программы действий по реализации Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Важнейшим условием создания единого экономического пространства программа провозглашала формирование единого таможенного пространства, основанного на применении:

Ø единой таможенно-торговой политики в отношении третьих стран, включая единые меры тарифного и нетарифного регулирования в товарообороте с ними;

Ø единых таможенных режимов и единого порядка таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через внешние границы Союзного государства;

Ø единого порядка экспортного контроля.

Создан единый орган управления таможенными службами – Таможенный комитет Союза Беларуси и России.

Постоянно совершенствуется структура таможенных органов. В 2000 году в рамках штатной численности путем перераспределения штатов созданы региональные таможенные инспекции на базе Брестской, Гродненской и Минской региональной таможен. В связи с наделением таможенных органов новой функцией – осуществление оперативно-розыскной деятельности – в штатное расписание введены должности оперативных уполномоченных по особо важным делам в ГТК и таможнях республики.

20 сентября 2001 года таможенная служба Беларуси отмечала свое десятилетие. За столь короткое время трудно достичь уровня развитых стран мира, внедрить в таможенное дело мировые стандарты. Для этого необходимо было бы привлечь огромные материальные ресурсы, которых молодому независимому государству крайне недоставало в условиях переходного периода. И все же в республике сформирована современная многофункциональная таможенная служба со строго определенной вертикальной структурой управления, с солидным кадровым потенциалом, необходимой таможенной инфраструктурой.

Ныне таможенная служба Республики Беларусь – неотъемлемая составная часть всего народнохозяйственного комплекса, один из институтов управления экономикой страны.

 

 

Глава 4. Организация таможенного дела на современном этапе

 

4.1. Единая система таможенных органов

Эффективность процесса регулирования ВЭД в значительной степени зависит от того, насколько оптимальна и рациональна структура таможенной службы, в какой степени размещение, функциональное назначение и характер взаимодействия таможенных органов соответствуют внутренней и внешней политике государства. Создание и совершенствование структуры таможенных органов – важнейшее условие осуществления таможенного дела. Ст. 8 Таможенного кодекса относит к ним Государственный таможенный комитет и таможни, составляющие единую систему. Это единство проявляется в структурном и функциональном отношениях и неразрывно связано с принципами, на которых основывается организация и осуществление таможенного дела, – единства таможенной и внешнеэкономической политики, единства таможенной территории и таможенной границы, единого таможенного законодательства, единства экономических интересов государства и участников ВЭД, единого тарифного регулирования в сочетании с мерами экономической политики.

Общее управление таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь.

Таможенные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело, являются неотъемлемой составной частью системы государственных органов исполнительной власти. Принадлежность ГТК и таможен к этой системе выражена законодательно путем отнесения их к правоохранительным органам государства.

Вместе с тем, таможенным органам, в отличие от других органов государственного управления, придана большая самостоятельность. Эта самостоятельность обеспечивается таможенным законодательством и проявляется в следующем.

Во-первых, в соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса Государственный таможенный комитет издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

Во-вторых, закон гласит, что государственные органы и должностные лица, не осуществляющие руководство таможенными органами, а также местные органы власти, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, не вправе принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции таможенных органов, и иным образом вмешиваться в их деятельность, которая соответствует таможенному законодательству страны.

В-третьих, таможни и вышестоящие таможенные органы вправе назначить либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Беларусь, таможенных агентов либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 186 Таможенного кодекса).

В-четвертых, таможенные органы имеют право привлекать в соответствии с законодательством Республики Беларусь специалистов других правоохранительных и контролирующих органов независимо от форм собственности и подчиненности, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (ст. 183 Таможенного кодекса).

Отличительные особенности и статус самостоятельных и относительно автономных органов государственного управления подчеркиваются, в-пятых, наличием у таможенных органов атрибутов и символов, утверждаемых на государственном уровне. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 2001 года учреждены геральдические знаки – эмблема и флаг таможенных органов страны. Изображение эмблемы размещается на флаге таможенных органов, автотранспортных, воздушных и речных судах, находящихся в распоряжении таможенных органов, на их официальных изданиях и т. п.

Для должностных лиц таможенных органов правительством страны установлена форма одежды. Президентом Беларуси в марте 2001 года учрежден нагрудный знак Государственного таможенного комитета «За отличие». На государственном уровне должностным лицам таможенных органов присваиваются персональные звания. Установлен профессиональный праздник – День таможенника.

 

4.2. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

В процессе становления государственных институтов независимой Беларуси, развертывания таможенной системы формировался правовой статус, отрабатывалось функциональное назначение Государственного таможенного комитета. Утвержденное в 1994 году Положение о ГТК Республики Беларусь стало организующим началом и нормативной основой не только в деле регулирования и развития деятельности республиканского органа управления таможенным делом, но и всей отечественной таможенной службы. За короткое время ГТК сумел и концептуально и практически заново перестроить систему таможенных органов, отладить таможенный механизм, решить сложные вопросы организации и технологии осуществления таможенного дела. В соответствии с этим Положением ГТК строил свою работу в течение 6 лет. За это время существенным образом изменились политические, правовые, экономические и социальные условия, характер и масштабы деятельности таможенной службы. Все это потребовало определить новый статус руководящего таможенного органа, закрепить его возросшие задачи, функции и полномочия.

Новые реалии нашли отражение в Положении о Государственном таможенном комитете, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 года. В Положении зафиксирован статус ГТК как республиканского органа государственного управления, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь. Новый документ значительно расширил задачи и функции ГТК (количество функций, например, доведено до 44). Наиболее важные из них:

Ø участие в разработке таможенной политики;

Ø разработка правового, экономического и организационного механизма реализации таможенной политики;

Ø обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности республики;

Ø разработка мер и создание условий, содействующих ускорению товарооборота через таможенную границу, развитию ВЭД организаций и граждан.

Введены новые функции, существенно повышающие правовой статус ГТК:

Ø определение по поручению Президента особенностей правового регулирования таможенных режимов и установление таможенных режимов, не предусмотренных Таможенным кодексом;

Ø организация и осуществление в соответствии со своей компетенцией валютного контроля;

Ø осуществление оперативно-розыскной деятельности;

&Osla




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.193 сек.