Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строение сонатной формы




ЖАНР СОНАТЫ.

Тема: СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ.

Урок №9

Сонатно-симфонический цикл — это циклическая музыкальная форма произведения. Это: соната, симфония, концерт, трио, квартет и т. д.

В сонатно-симфоническом цикле хотя бы одна из частей (обычно первая) должна бать написана в сонатной форме.

Сонатная форма отличается от сюитного цикла (сюиты) бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития.

Сонатно-симфонический цикл является самой крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны и небольшие, камерные произведения, и огромные по масштабу и времени звучания (в жанре симфонии).

Количество частей:

Три части – соната и концерт;

Четыре части – симфония, квартет.

Иногда цикл может состоять из двух частей (некоторые сонаты и сонатины Бетховена, Неоконченная симфония Шуберта). У композиторов болем позднего периода очень редко встречаются 5-частные и 6-частные симфонии (у Берлиоза, Чайковского, Скрябина, Шостаковича).

Темповое соотношение частей:

Темповое соотношение частей достаточно свободно, но всегда подчиняется правилу чередования медленных и подвижных частей, иначе нарушится единство цикла.

1 часть – напряженно-действенная;

2 часть – лирическая, медленная;

3 часть – танцевальная (менуэт или скерцо);

4 часть – подвижно-обобщающая (финал).

В трехчастном цикле принято такое соотношение: быстрая – медленная – быстрая. Иногда средняя часть написана в форме менуэта или скерцо.

Тональное соотношение частей:

Тональное единство – главная черта сонатно-симфонического цикла:

Крайние части (1 и 4, или 1 и 3) всегда написаны в главной тональности, либо последняя — в одноименной главной. Иногда, если 1часть написана в минорной тональности – последняя обязательно будет в одноимённом мажоре. Для усиления контраста и утверждения главной тональности хотя бы одна из средних частей пишется в иной тональности (субдоминанты, доминанты, параллельной).

Форма частей:

Самое обязательное правило – сонатная форма для 1-й части и сложнаятрёхчастная для 3-й части.

Менее строгие правила для финала – это может быть большое рондо, рондо-соната, вариации.

 

Наибольшая свобода допускается в медленной части – здесь возможны и малое рондо, и сложная трёхчастная форма, и вариации, и сонатная форма.

Так как 1-я часть сонаты и симфонии всегда написана в быстром темпе, сонатную форму часто называют формой сонатного Allegro.

Три обязательных раздела в сонатной форме:

· Экспозиция (показ тем) – состоит из Главной и Побочной партии;



· Разработка – обе темы развиваются, разрабатываются различными способами (дробление, варьирование, смена тональностей, регистров, ритмическое обострение, усиление контраста тем);

· Реприза – повторение экспозиции, но теперь все темы звучат в основной тональности.

Необязательные, дополнительные разделы:

· Медленное вступление;

· Связующая партия между Главной и Побочной;

· Заключительная тема перед разработкой;

· Кода в конце репризы – заключительная тема, утверждающая тональность и основной характер всей части.

 

Жанр классической сонаты, симфонии и квартета окончательно сформировался и достиг совершенства в 18 веке,

в творчестве венских классиков





Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.202.224
Генерация страницы за: 0.085 сек.