Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфичность математических способностей




Возникает вопрос: в какой степени выделенные нами компо­ненты являются специфически математическими способностя­ми? •<...!>

Рассмотрим с этой точки зрения одну из основных способнос­тей, выделенных нами в структуре математической одареннос­ти,— способность к обобщению математических объектов, отно­шений и действий. Разумеется, способность к обобщению — по прнрвде своей общая способность и обычно характеризует общее свойство обучаемости. <...>


Ир речь-то йдеТ'в данном случае не о способности к обобще­нию, а о способности к обобщению количественных и простран­ственных отношений, выраженных в числовой и знаковой сим-волйке.

fyeto можно аргументировать нашу точку зрения, заключаю­щуюся в том, что способность к обобщению математического ма­териала есть специфическая способность?

Во-первых, тем, что эта способность проявляется в специфи­ческой сфере и может не коррелировать с проивлением соответ­ствующей способности в других областях... Иными словами, чело­век; талантливый вообще, может быть бездарным в математике. Д. И. Менделеев в школе отличался большими успехами в об­ласти математики и физики и получал нули н единицы по языко­вым предметам. А. С. Пушкин, судя по биографическим данным, учась в лицее, пролил много слез над математикой, приложил много трудов, но «успехов приметных не оказал».

Правда, есть немало случаев и сочетания математической и, например, литературной одаренности. Математик С. Ковалевская была талантливой писательницей, ее литературные произведения оценивались весьма высоко. Известный математик XIX в. В. Я. Буняковский был поэтом. Английский профессор матема­тики Ч. Л. Доджсон (XIX в.) был талантливым детским писате­лем, написал под псевдонимом Льюиса Кэррола известную книгу «Алиса в стране чудес». С другой стороны, поэт В. Г. Бенедиктов написал популярную книгу по арифметике. А. С. Грибоедов ус­пешно учился на математическом факультете университета. Изве­стный драматург А. В. Сухово-Кобылин получил математическое образование в Московском университете, проявлял большие спо­собности к математике и за работу «Теория цепной линии» по­лучил золотую медаль. Серьезно интересовался математикой Н. В. Гоголь. М. Ю. Лермонтов очень любил решать математиче­ские задачи. Серьезно занимался методикой преподавания ариф­метики Л. Н. Толстой.

Цо-вторых, можно указать на целый ряд зарубежных иссле­дований, которые показали /(правда, основываясь только на тестовой методике и корреляционном и факторном анализе) сла­бую/ корреляцию между показателем интеллекта (известно, что способность к обобщению — одна из важнейших характеристик общего интеллекта) и тестами на достижения в математи­ке. <...>

В-третьих, для обоснования нашей точки зрения можно со­слаться на учебные показатели (оценки) детей в школе. Многие учителя указывают, что способность к быстрому и глубокому об­общению может проявляться в каком-нибудь одном предмете, не характеризуя учебной деятельности школьника по другим пред­метам. Некоторые из наших испытуемых, проявляющих, напри­мер, способность к обобщению «с места» в области математики, не обладали этой способностью в области литературы, исторнн или географии. Имели место и обратные случаи: учащиеся, хоро-


шо. н быстро обобщающие и систематизирующие материал но литературе, исторнд или биологии, не проявляли подобной спо­собности, в области математики. <...]>

Все сказанное выше позволяет нам сформулировать положе­ние о специфичности математических способностей в следующем виде.,-Те или иные особенности, умственной деятельности школь­ника могут характеризовать только его математическую деятель­ность, проявляться только в сфере пространственных и количест­венных отношений, выраженных средствами числовой и знаковой символики, и не характеризовать других видов его деятельности, не коррелировать с соответствующими проявлениями в других областях. Таким образом, общие по своей природе умственные способности (например, способность к обобщению) могут в ряд* случаев выступать как специфические способности (способность к обобщению математических объектов, отношений и дейст­вий). <...>

Мир математики — мир количественных и пространственных отношений, выраженных посредством числовой и знаковой сим* волики, очень специфичен и своеобразен. Математик имеет дело с условными символическими обозначениями пространственных и количественных отношений, мыслит ими, комбинирует, оперирует ими. И в этом очень своеобразном мире, в процессе весьма специ­фической деятельности общая способность так преобразуется, так трансформируется, что, оставаясь общей по своей природе, выступает уже как специфическая способность.

Разумеется, наличие специфических проявлений общей... спо­собности никак не исключает возможности других проявлений этой же общей способности (как наличие у человека способно-стей к математике не исключает наличия у него же способностей и в других областях).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.