Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликтные переживания у детей




В ряде случаев тяжелые переживания приводят к образова­нию у ребенка внутреннего конфликта, который также может нарушить его психическое развитие. Конфликтные переживания всегда носят социальный характер. Они возникают вследствие психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или в школе. Для внутреннего конфликта характерно столкновение в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных от­ношений к тому или иному близкому ему лицу или к создавшей­ся ситуации. Внутренний конфликт может возникнуть лишь в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, дли­тельно занимают центральное место в его жизни и сознании; на каком-то этапе этот конфликт оказывается для ребенка неразре­шимым.

Такой неразрешенный конфликт, затягиваясь и становясь хро­ническим, оказывает специфическое влияние на формирование


черт характера и может тормозить умственное развитие. У детей с внутренним конфликтом создается известная двойственность, противоречивость в решении тех или иных вопросов, в выборе того или иного действия. Вся личность ребенка вовлекается в пе­реживания, связанные с конфликтом, все аффективные, т. е, эмо­циональные, переживания направлены как бы в одно русло. По­этому круг интересов, привязанностей резко суживается. В воз­никновении конфликтных переживаний большую роль играют осо­бенности структуры личности. <...> ■

Надо сказать, что школьные конфликты при своевременном и правильном их понимании изживаются детьми легче и быстрее и чаще всего не оставляют таких глубоких следов, как конфликты семейные. Однако в тех случаях, когда школьные конфликты ос­таются непонятыми учителями и родителями, когда ребенку не оказывается вовремя нужная помощь, его состояние все более и более ухудшается и может привести к уходу из школы и толкнуть на путь антисоциального поведения.

Все это показывает, какую роль в жизни ребенка играют пе­реживания, возникающие при неблагоприятных, травмирующих условиях. Понимание руководителем школы н педагогом этих глубоких страданий и переживаний ребенка, вдумчивое отноше­ние их к природе этих переживаний, осуществление своевремен­ного и правильного педагогического подхода к такому ребенку, создание дружеского, участливого и доброжелательного отноше­ния к нему со стороны товарищей в классе, работа с семьей смо­гут предотвратить патологическое развитие личности при кон­фликтных переживаниях.

Изменения характера и нарушения поведения у детей и под­ростков могут быть вызваны не только реактивными состояниями и тяжелыми конфликтными переживаниями, но и многими дру­гими причинами. Среди школьников есть такие, которые трудны в воспитательном отношении. Они доставляют много беспокой­ства учителям, нередко нарушают работу класса, бывают пред­метом обсуждения на классных собраниях, в пионерской и ком­сомольской организациях, на педагогических советах.

Поведение этих так называемых детей-дезорганизаторов не­редко бывает внешне похоже на поведение детей с другими ви­дами патологии характера (конфликтные переживания, астении, психопатии). Но за внешним сходством здесь кроются по сути дела различные состояния. Так, иногда трудным по поведению оказывается избалованный, заласканный, чаще всего единствен­ный в семье ребенок, который привык к тому, чтобы окружающие выполняли все его желания и капризы. До школы этих детей ограждают от всяких обязанностей, даже от посильного для них выполнения самой легкой работы по самообслуживанию дома. А потом, особенно к началу школьного возраста, резко меняют отношение к ним, требуют умений, которых у них нет. Изменение в отношении приводит к перенапряжению нервной системы ре­бенка, так как он не подготовлен к выполнению предъявляемых


к нему требований. Эта неумел-ость и несостоятельность образует у ребенка чувство малоценности, неудовлетворенности, неуверен­ности, а иногда и чувство обиды н даже враждебности к окружа­ющим. Такие дети часто становятся недисциплинированными, осо­бенно в школьных условиях, так как там ребенок должен подчи­нять свое поведение определенным требованиям и правилам.

Нарушения поведения наблюдаются и у детей, родители ко­торых проявляют повышенную раздражительность, нервозность, невыдержанность, недостаточную организованность. Дети в таких семьях, как правило, также раздражительны, невыдержанны, что сказывается на их поведении в школе. Трудности в поведении детей могут быть обусловлены неблагоприятной семейной ситуа­цией, при которой дети являются свидетелями ссор, скандалов и пьянства... У таких детей нередко создается отрицательное и да­же враждебное отношение к окружающим, что мешает им нала­дить контакт в школе. Несмотря на то что интеллект у этих детей первично сохранен, они часто плохо учатся, так как не приучены к систематической работе, не имеют выраженных школьных инте­ресов и привязанности к учителям. Аналогичные трудности в по­ведении детей могут возникнуть и в хорошей, слаженной, трудо­любивой семье, если в силу тех или иных обстоятельств не были своевременно обеспечены правильное воспитание и соответствую­щий надзор за ребенком, а также единство подхода к нему со стороны членов семьи. В этих случаях трудности в поведении чаще всего возникают у детей в переходном возрасте, когда уси­ливается влияние товарищей, улицы и возрастает роль развлече­ний.

Преодоление трудностей поведения у данной категории детей, несомненно, дело очень сложное, и успех здесь зависит от много­го. Прежде всего важно, чтобы педагог глубоко понял состояние такого ребенка, знал причины, вызвавшие трудности в поведении, и в соответствии с этим осуществлял правильный индивидуаль­ный подход. В этих случаях огромное значение имеет установле­ние подлинно глубокого эмоционального контакта с таким уче­ником, включение его в мир увлекательных дел и интересов дет­ского коллектива. Педагогу необходимо проявлять больше дове­рия к возможностям ученика, строить работу с ним, опираясь на положительные качества его личности.

В перевоспитании этих детей имеет очень большое значение работа учителя с семьей. Необходимо разъяснить семье особен­ности ребенка и причины, вызвавшие трудности в его поведении... При этом надо помнить, что в работе с такими детьми вредны голые нравоучения, назидательные беседы, жалобы родителям на ребенка. Изучение, распознавание и нахождение правильных пе­дагогических методов индивидуального подхода к такому ребен­ку гораздо эффективнее, чем прямолинейная и зачастую бесплод­ная борьба с дезорганизаторами.

Трудности в поведении могут быть обусловлены плохим физи­ческим состоянием, когда дети бывают раздражительны, возбу-


димы, двигательно беспокойны, плаксивы, обидчивы, иногда драчливы.

В этих случаях педагогу необходимо своевременно вникнуть в существо трудностей, проанализировать их, направить ребенка на медицинское обследование, так как физическая слабость мо­жет быть вызвана туберкулезной интоксикацией, глистами, забо­леванием внутренних органов (печени, сердца и др.). В отдельных случаях изменения поведения могут возникнуть как отдаленные последствия ранее перенесенного сотрясения мозга, ревматиче­ской инфекции или как остаточные явления после перенесенных заболеваний центральной нервной системы. Поэтому целесооб­разно использовать также консультацию детского психоневроло­га. <С...>

У всех перечисленных групп детей нарушения поведения и изменения в характере развертываются на фоне первично сохра­ненной эмоционалыю-волсвой сферы. Здесь, как правило, отсут­ствуют грубые структурные изменения личности, а нарушения в поведении носят не органический, а функциональный характер. Коррекция недостатков поведения и характера в этих случаях мо­жет быть весьма значительной, а иногда и полной, если детям созданы соответствующие условия в семье и школе.

Власова Т. А., Певзнер М. С. О де­тях с отклонениями в развитии. 2-е изд., ислр. и доп. М., 1973, с. 47— 81.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.