Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок уплаты алиментов при выезде их плательщика на постоянное жительство в иностранное государство




Определение задолженности по алиментам

Обращение взыскания на имущество плательщика алиментов

Освобождение от уплаты задолженности по алиментам

Ответственность за несвоевременную уплату алиментов

Для прекращения алиментного обязательства по основа­ниям, предусмотренным в п. 2 ст. 120 СК РФ, не требуется судеб­ного разбирательства, за исключением случаев:

а) восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в по­мощи получателя алиментов (здесь плательщик алиментов дол­жен обратиться в суд с иском об освобождении его от дальнейшей уплаты алиментов);

б) при усыновлении (удочерении) ре­бенка (в ситуации сохранения за родителем личных неимуще­ственных и имущественных прав и обязанностей в отношении ребенка).

 

Вопрос 6. Прекращение алиментных обязательств

 

 

Лекция 13

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Усыновление: понятие, условия, основания, порядок, правовые последствия. Отмена усыновления.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: понятие, условия, основания, порядок установления.

4. Приемная семья: понятие и основания возникновения.

 

 

Региональное законодательство

1. Закон Ивановской области от 18.05.2000 N 13-ОЗ «О выплате денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемную семью».

2. Закон Ивановской области от 19.05.2008 N 45-ОЗ «Об органах опеки и попечительства в Ивановской области».

3. Закон Ивановской области от 18.12.2008 N 169-ОЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

4. Закон Ивановской области от 13.10.2009 N 97-ОЗ «О передаче детей на патронат в Ивановской области».

Вопрос 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. В ст. 121 СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты деть­ми родительского попечения:

а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;

б) уклоне­ние родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреж­дений социальной защиты населения и других аналогичных уч­реждений;

в) длительное отсутствие родителей, болезнь ро­дителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населен­ном пункте, признание родителей безвестно отсутствующи­ми, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

Законодательное определение терминов "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей" дано Законом "О дополнительных га­рантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей»:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Семейным кодексом определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК).

 

Семейный кодекс (п. 1 ст. 121 СК РФ) устанавливает, что не до­пускается деятельность других, кроме органов опеки и попе­чительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Дан­ный запрет распространяется и на посредническую деятель­ность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечи­тельство) или на воспитание в семью (то есть речь идет о по­иске, выявлении и подборе детей).

В соответствии со ст. 122 СК РФ решение вопросов по выявлению и учету детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фак­тическому месту нахождения детей.

Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведе­ния о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 3 ст. 122 СК РФ порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться федеральным законом. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Банк данных ведется и по федеральному и по региональному принципам.

Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный статьей 122 СК РФ.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Конвенцией ООН «О правах ребенка», принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года N 1559-I), провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания (абзац шестой преамбулы Конвенции).

П. 1 ст. 123 СК установлен несомненный приоритет форм семей­ного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты роди­тельского попечения обеспечивается органом опеки и попечи­тельства, который при выборе форм устройства такого ребен­ка отдает предпочтение, прежде всего, семейным формам вос­питания: передача на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью.

И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, всех типов (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т. п.). Тип выбираемо­го учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ре­бенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усы­новителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

Учреждения, обеспе­чивающие содержание, воспитание, образование, другую соци­альную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей.

К таким учреждениям относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке (ст. 1 Федерального за­кона «О дополнительных гарантиях по социальной защите де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попече­ния родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом конкретном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т. п.).

Вопрос 2. Усыновление: понятие, условия, основания, порядок, правовые последствия. Отмена усыновления.

Под усыновлением или удочерени­ем (далее - усыновление) понимается юридический акт, в ре­зультате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком - с другой, возникают такие же права и обязанности, как меж­ду родителями и детьми, а также их родственниками по про­исхождению (ст. 137 СК РФ).

Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:

а) установ­ление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ре­бенком и родственниками усыновителя;

б) прекращение пра­вовой связи усыновленного ребенка с его родителями и други­ми родственниками по действительному кровному происхож­дению.

Основной социальной целью усыновления является созда­ние детям, лишившимся попечения родителей, наиболее бла­гоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи.

К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые раз­нообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его за­конных прав и интересов. В частности, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким муж­чиной) целесообразно установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заяви­тельница (заявитель) по своему возрасту, состоянию здоро­вья, материальному положению осуществлять должное содер­жание и воспитание ребенка до достижения им совершенно­летия.

Именно в интересах детей п. 3 ст. 124 СК закреплено пра­вило, согласно которому усыновление братьев и сестер раз­ными лицами не допускается (так как при усыновлении пре­кращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками), за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

О запрете передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам США см. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ.

Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Такие делаподсудны районным судам по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (часть 1 статьи 269 ГПК РФ).

Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также ребенка достигшего возраста 14 лет.

Исходя из положений пункта 2 статьи 132 СК РФ суд вправе рассмотреть дело без участия ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, и без получения его согласия на усыновление, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем.

Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола.

 

При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) - согласие органа опеки и попечительства.

В ряде случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 130 СК), допускается усыновление детей без согласия их родите­лей. Это возможно в случаях, если родители:

а) неизвестны,

б) признаны судом безвестно отсутствующими,

в) призна­ны судом недееспособными,

г) лишены судом родительских прав,

д) по причинам, признанным судом неуважительными, они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Документ, подтверждающий наличие одного из обстоя­тельств, при которых в соответствии с Семейным кодексом усы­новление ребенка допускается без согласия его родителей, должен быть приложен к представляемому в суд заключению органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка (ст. 263 ГПК РФ).

При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.

Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.

Вопрос 3. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: понятие, условия, основания, порядок установления.

Опека и попечительство – межотраслевой институт, форма устройства несовершеннолетних, ограниченно дееспособных и недееспособных граждан. Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также админи­стративного права, то есть по своей сути является комплекс­ным. В ГК РФ нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представитель­ство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причи­нения вреда.

В настоящее время опека и попечительство определяется в се­мейном праве как одна из форм устройства детей в семью:

опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Кроме того, в ГК РФ содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами

Основанием установления опеки и попечительства над деть­ми является факт утраты ими по тем или иным причинам роди­тельского попечения. Опека и попечительство над детьми пресле­дуют две основные цели:

а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

б) защита прав и интересов детей, остав­шихся без попечения родителей (п. 1 ст. 45 СК РФ; п. 1 ст. 31 ГК РФ).

Соглас­но п. 3 ст. 145 СК установление и прекращение опеки или попе­чительства над детьми определяются гражданским законода­тельством (ст. 35, 39, 40 ГК) и в соответствии с п. 1 ст. 35 ГК относятся к компетенции органа опеки и попечительства по мес­ту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.

Полномочия органов опеки и попечительства см. ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Назначение опекунов и попечителей см. ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

 

Ответственность опекунов и попечителей

Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.

Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Прекращение опеки и попечительства.

Опека или попечительство прекращается (ст. 29 ФЗ):

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса РФ.

Последствия прекращения опеки и попечительства

1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет.

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

3. В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства прекращается.

Вопрос 4. Приемная семья: понятие и основания возникновения.

Понятие приемной семьи дано также в ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей»: это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью)

Таким образом, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ об опеке и попечительстве.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Права приемных детей аналогичны правам детей, находящимся под опекой и попечительством.

Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации. См.: Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». Данный документ утверждает:

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.

Приемные родители

Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», а также статьей 146 СК РФ.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

Прекращение договора о приемной семье

Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства.

Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие).

Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей.

Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.