(обратите внимание! Из учебника мы эту тему убрали, но в методичке оставляю на всякий случай. Если у вас сильная и интересующаяся группа и осталось время, можете дать ребятам этот материал. В ЕГЭ я подобных вопросов не встречала, однако табличка эта была в справочнике П. А. Баранова)
Название теории
Ее сущность
Авторитарная
СМИ должны находиться под полным контролем государства
Либеральная
СМИ должны быть независимыми прежде всего от государства, а не от их собственника
Социальная
СМИ свободны от контроля государства, однако необходимы ограничения, которые должны предотвратить возможные злоупотребления
Выполняем задания формата ЕГЭ (стр. 126):
1 – 3
2 – 3
3 – 2
4 – 1
5 – 3
6 – 2
7 – 3
Часть 1. Социальные нормы. Мораль. Религия.
Часть 2. Демократия. Гражданское общество. Правовое государство.
Общий результат:
· Учащиеся могут объяснить своими словами, что такое социальная норма,
· назвать не меньше 5 видов норм; знают три мировые религии;
· могут своими словами объяснить, что такое мораль и не путают ее с другими социальными регуляторами;
· имеют общее представление о том, что такое гражданское общество;
· могут перечислить хотя бы 3 признака правового государства.
План занятия
Примерное время
Упражнения и тесты
Оргмомент. Постановка целей занятия
3 - 5 мин
Обсуждение новостей
5 - 10 мин
Рекомендую попробовать разные варианты обсуждения новостей и выбрать наиболее эффективный для вашей группы.
Проверка домашнего задания
10 – 15 мин
Проверочная работа
7 – 10 мин
В любой форме
Социальные нормы и их виды
15 мин
3 мин
Выведение понятия, совместное заполнение таблицы на стр. 130 (заранее заготовьте примеры!!!).Правовых норм в таблице не хватает (пустая строчка), потому что о данном виде соц.норм мы будем более подробно говорить на занятии №9.
Упражнение 60 – устно, все вместе.
Мораль
7 мин
5 – 7 мин
Ваше объяснение с максимальной актуализацией имеющихся знаний.
Формулировка золотого правил нравственности (не диктуйте, а наводите ребят на мысли! Они должны вывести его сами!)
Упражнение 44 – в принципе, в ситуации острой нехватки времени его можно пропустить, однако я бы выделила на него несколько минут: во-первых, упражнение шуточное и позволит немного отвлечься; во-вторых, ребята могут попытаться найти в тексте стихотворения конкретные моральные (и не только) нормы – обсудите, насколько они актуальны сейчас. Словом, упражнение на вашу фантазию.
Религия
7 мин
3 мин
Рассмотрение разных подходов к понятию «религия»
Коллективное заполнение таблички на стр. 134 – этапы формирования религиозных взглядов.
Упражнение 45 – по командам или в парах на скорость, потом проверка. Идеально, если у вас будут заготовлены картинки тотемов, амулетов и прочих атрибутов культа.
Мировые религии
15 – 20 мин (в зависимости от количества выступающих)
Схема со стр. 135 обязательно должна быть на доске и в тетрадях!!!
Выделение признаков мировых религий из приведенного списка – коллективно
Сообщения учеников про каждую из религий
Функции религии
5 мин
Совместное заполнение таблицы на стр. 135
Перерыв (15 мин)
Демократия
15 мин
Ваше объяснение, запись основных моментов, глубокое рассмотрение каждого из принципов (заранее продумайте примеры!!!)
Упражнение 47 – ребята выполняют самостоятельно, потом проверяют в парах друг друга (или сами себя) по правильным ответам, вынесенным на доску.
Гражданское общество
10 мин
15 мин
Тема сложная для усвоения ребятами, поэтому постарайтесь найти и предложить ребятам (например, в раздатке или на карточках) как можно больше разных определений, сравнить их, проанализировать, выбрать наиболее понятное.
Упражнение 48 – желательно сделать в классе, неважно, в какой форме, главное, чтобы дети выводили содержание колонок самостоятельно, не диктуйте.
Правовое государство
15 мин
Работа по аналогии с демократией: необходимо очень внимательно и глубоко проанализировать (с примерами!!!) каждый из признаков, т.к. эта информация точно еще не раз им пригодится. Требуйте выучить их наизусть.
Если публичные выступления с сообщениями «прижились» в вашей группе, то можно предложить ребятам сделать доклад на это занятие про Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и проч.
Упражнение 51 – обсуждение, дискуссия, голосование.
Деловая игра
15 мин
Упражнение 52 – продумайте его проведение заранее с учетом особенностей вашей группы (количества человек). Не забудьте сделать вывод!
Готовимся к части С
5 мин
Стр. 147 – закрепление изученной темы на примерах задания части С.
Подведение итогов занятия.
5 мин
Заранее продумайте, как именно!!!
Домашнее задание
5 мин
Упр. 49 (письменно); задания формата ЕГЭ на стр. 136; упр. 54 – письменно; задания формата ЕГЭ на стр. 145 + подготовка к срезовому тесту
Рекомендации по проведению занятия и ключи к упражнениям
Часть 1. Социальные нормы. Мораль. Религия.
Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Таблица Виды социальных норм - стр. 130
Обычаи
Одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять
Традиции
Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т.п., унаследованные от предшественников
Нормы морали
Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.
Правовые нормы
Формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой
Религиозные нормы
Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями
Политические нормы
Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами
Эстетические нормы
Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту
Ответ на вопрос «Зачем нужны социальны нормы? Каковы их функции?»: социальные нормы регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности; контролируют отклоняющееся поведение.
Упражнение 43
Религиозная норма.
Правовая норма.
Традиция.
Эстетическая норма.
Эстетическая норма.
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Три этапа изменения религиозных взглядов (стр. 134)
· ранние религиозные воззрения (обожествление животных и сил природы, почитание духов)
· формирование национальных религий (особые представления, свойственные обычно одному народу)
· возникновение мировых религий (религиозные взгляды, имеющие приверженцев среди людей различных национальностей и ориентированные на все человечество)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление