Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Геологическая деятельность озер и болот 58




Конспект лекций

ОБЩАЯ ГЕОЛОГИЯ

 

для студентов 1 курса географического факультета

специальности Н. 05. 01. 00 – «География»

МИНСК

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 5

1. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ………………………………………………… 6

1. 1. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ

СВОЙСТВА ЗЕМЛИ……………………………………………………6

1. 2. МИНЕРАЛЫ И ГОРНЫЕ ПОРОДЫ………………………... 10

1. 2. 1. Строение и происхождение минералов…………………… 10

1. 2. 2. Химические классы минералов……………………………. 13

1. 2. 3. Горные породы………………………………………………. 16

2. ЭКЗОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ………………………………………... 20

2. 1. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФАЦИИ ОТЛОЖЕНИЙ……. 20

2. 2. ВЫВЕТРИВАНИЕ……………………………………………… 23

2. 3. РАБОТА ВЕТРА…………………………………………………. 27

2. 4. РАБОТА ВРЕМЕННЫХ ВОДНЫХ ПОТОКОВ……………. 28

2. 5. РАБОТА РЕК……………………………………………………. 31

2. 6. РАБОТА ПОДЗЕМНЫХ ВОД…………………………………. 36

2. 7. РАБОТА ЛЕДНИКОВ………………………………………… 40

2. 8. ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КРИОЛИТОЗОНЫ……. 48

2. 9. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА……………………………………………………………… 50

2. 11. ПРОЦЕССЫ ПОСТСЕДИМЕНТАЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОСАДКОВ……………………………………………….. 61

3. ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ………………………………….. 63

3. 1. МЕДЛЕННЫЕ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И МЕТОДЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………. 63

3. 2. БЫСТРЫЕ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ДИСЛОКАЦИИ………………………………………………………………… 66

3. 2. 1. Пликативные дислокации………………………………….. 67

3. 2. 2. Дизъюнктивные дислокации………………………………. 70

3. 3. ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ…………………………….. 71

3. 4. ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ЛИТОСФЕРЫ И ЗЕМНОЙ КОРЫ……………………………………………………………. 75

3. 5. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ………………………………………………79

4. ИНТРУЗИВНЫЙ МАГМАТИЗМ…………………………………… 83

4. 1. ПРОЦЕССЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МАГМЫ……………. 83

4. 2. ТИПЫ ИНТРУЗИВНЫХ ТЕЛ………………………………… 85

5. ЭФФУЗИВНЫЙ МАГМАТИЗМ……………………………………. 87

5. 1. ПРОДУКТЫ ВУЛКАНИЧЕСКИХ ИЗВЕРЖЕНИЙ………. 88

5. 2. ТИПЫ ВУЛКАНИЧЕСКИХ ИЗВЕРЖЕНИЙ………………. 89

5. 3. ПОСТВУЛКАНИЧЕСКАЯ СТАДИЯ………………………… 94

5. 4. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ВУЛКАНОВ……………………………………………………. 95

6. МЕТАМОРФИЗМ………………………………………………………96

6. 1. ФАКТОРЫ И СЛЕДСТВИЯ МЕТАМОРФИЗМА…………. 96

6. 2. ЛОКАЛЬНЫЙ МЕТАМОРФИЗМ……………………………. 98

6. 2. 1. Контактовый метаморфизм…………………………………. 99

6. 2. 2. Дислокационный метаморфизм…………………………… 100

6. 2. 3. Ударный метаморфизм…………………………………….. 101

6. 3. РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТАМОРФИЗМ……………………. 101

 

ВВЕДЕНИЕ

Объектами, которые изучаетгеология, являются земная кора и литосфера. Задачи геологии:

- изучение вещественного состава внутренних оболочек Земли;

- изучение внутреннего строения Земли;

- изучение закономерностей развития литосферы и земной коры;

- изучение истории развития жизни на Земле и др.

Методы науки включают как собственно геологические, так и методы сопряженных наук (почвоведения, археологии, гляциологии, геоморфологии и проч.). В числе главных методов можно назвать следующие.

1. Методы полевой геологической съемки - изучение геологических обнажений, извлеченного при бурении скважин кернового материала, слоев горных пород в шахтах, изверженных вулканических продуктов, непосредственное полевое изучение протекающих на поверхности геологических процессов.

2. Геофизические методы - используются для изучения глубинного строения Земли и литосферы. Сейсмические методы, основанные на изучении скорости распространения продольных и поперечных волн, позволили выделить внутренние оболочки Земли. Гравиметрические методы, изучающие вариации силы тяжести на поверхности Земли, позволяют обнаружить положительные и отрицательные гравитационные аномалии и,следовательно, предполагать наличие определенных видов полезных ископаемых. Палеомагнитный метод изучает ориентировку намагниченных кристаллов в слоях горных пород. Осаждающиеся кристаллы ферромагнитных минералов ориентируются своей длинной осью в соответствии с направлениями силовых линий магнитного поля и знаками намагниченности полюсов Земли. Метод основан на непостоянстве (инверсии) знака полярности магнитных полюсов. Современные знаки намагниченности полюсов (эпоха Брюнес) Земля приобрела 700 000 лет назад. Предыдущая эпоха обратной намагниченности - Матуяма.

3. Астрономические и космические методы основаны на изучении метеоритов, приливно-отливных движений литосферы, а также на исследовании других планет и Земли (из космоса). Позволяют глубже понять суть происходящих на Земле и в космосе процессов.

4. Методы моделирования позволяют в лабораторных условиях воспроизводить (и изучать) геологические процессы.

5. Метод актуализма - протекающие ныне в определенных условиях геологические процессы ведут к образованию определенных комплексов горных пород. Следовательно, наличие в древних слоях таких же пород свидетельствует об определенных, идентичных современным процессах, происходивших в прошлом.

6. Минералогические и петрографические методы изучают минералы и горные породы (поиск полезных ископаемых, восстановление истории развития Земли).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.