КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Надежность оперативного персонала
В настоящее время сложилось два подхода к учету влияния человека-оператора на надежность АС. Один из них состоит в том, что понятия и методы теории надежности технических систем применяются к человеку-оператору как отдельному элементу системы «человек - техника», аналогичному техническим элементам. При этом рассматриваются показатели надежности человека-оператора аналогичные показателям надежности технических средств (интенсивность отказов, интенсивность восстановления, коэффициент готовности и т. д.). Показатели надежности человека-оператора учитываются в логических моделях безотказной работы системы. Например, иногда значение вероятности безотказной работы системы находят с использованием классического метода как произведение вероятностей: где - вероятность безотказной работы технической системы в течение времени t; - вероятность безотказной работы человека-оператора в течение времени t. Такие модели являются очень грубыми, не учитывают активную роль человека-оператора в системе и другие принципиальные отличия человека. При втором подходе учитываются особые свойства человека-оператора как активного элемента системы. Оператор как элемент АС в задачах надежности имеет ряд существенных особенностей [8]. К ним относятся: - адаптация к условиям труда; - существенное отличие характеристик различных операторов друг от друга; - утомляемость; - подверженность эмоциональным воздействиям. Общим для всех операторов являются единые требования к уровню их профессиональной подготовки при допуске к работе по управлению объектом. Оперативный персонал в составе АС принимает непосредственное участие в реализации ее функций. Роль оперативного персонала заключается в следующем:
- наблюдение заходом технологического процесса иправильностью функционирования АС; - настройка, ввод уставок, запуск и коррекция работы технических средств; - принятие решения по управлению технологическим процессом по не алгоритмизированным правилам; - непосредственное воздействие на ход технологического процесса включением и отключением регулирующих органов и механизмов в некоторых режимах работы объекта (например, пусковых) или при отказах технических средств. В соответствии с вышеперечисленными функциями операторов при функционировании АС, можно выделить следующие категории операторов: - оператор-технолог, непосредственно включенный в технологический процесс и выполняющий известные процедуры управления в режиме РВ (операторы щитов управления энергетическими, химическими и другими производственными системами); - оператор – диспетчер, осуществляющий централизованный контроль и координацию различных явлений и событий, происходящих в масштабе РВ (авиа диспетчер, ж.д. диспетчер, диспетчеры энергетических сетей); - оператор – наблюдатель, следящий за состоянием процесса, непрерывно протекающего в масштабе РВ и его отклонениями от заданного режима (оператор радиолокационной станции); - оператор – манипулятор, реализующий жестко заданные последовательности механических воздействий на органы управления (оператор подготовки информации на ЭВМ); - оператор – исследователь, действия которого не регламентированы заранее заданными инструкциями и базируются на понятийном мышлении (программист ЭВМ, экспериментатор, проектировщик САП); - оператор – руководитель, выполняющий функции организационного и директивного характера. Традиционно, надежный оператор – это хороший оператор, который пунктуально исполняет предписанный алгоритм действий. Алгоритмизируемой деятельности оператора по выполнению какой-либо функции АС можно поставить в соответствие набор процедур, каждая из которых состоит в реализации определенных операций в заданной последовательности. Это означает, что во всех потенциально возможных ситуациях у человека должны быть четкие алгоритмы работы. Но почему бы в этом случае не заменить человека более надежной и неприхотливой машиной? Если мы все-таки оставляем человека, то это автоматически означает, что мы допускаем наличие ситуаций, не описанных в инструкциях или описанных в них неверно, сознательно полагая, что в критических ситуациях оператор все-таки поведет себя незапланированно. В чем же тогда состоит надежность оператора?
Надежный оператор может пунктуально, шаг за шагом выполнить инструкцию, нигде не ошибившись, и при этом … не достичь поставленной цели (то ли инструкция была несовершенной, то ли что-то нужно было сделать чуть-чуть лучше, быстрее или качественнее, чем это требует инструкция). Считать ли этого оператора надежным? Творчески мыслящий оператор может, нарушив инструкцию, проявить изобретательность в сложной ситуации и оптимизировать устаревшую, порой неверную процедуру (формально такие действия классифицируются как ошибки). Считать ли этого оператора ненадежным? Два оператора примерно одинаково действуют, выполняя одну и ту же процедуру, однако первый достигает «блестящего» результата, а второй – «так себе». Следует ли различать степень надежности этих операторов? Очевидно, следует различать способности человека действовать качественно, безотказно, эффективно и оптимально. Рассмотрим некоторые из определений этих понятий. Надежность человека-оператора – его способность к сохранению требуемых рабочих качеств в условиях возможного усложнения обстановки. Фактически, в этом определении свойство надежности отождествляется с гомеостазом (нечувствительность состояния системы к внешним возмущающим воздействиям). Свойство надежности человека делится на надежность базовую, которая рассматривается как потенциальная способность организма человека к надежной работе и прагматическую надежность, которая выражается вероятностью выполнения оператором требуемого алгоритма действий, либо принятия оптимального решения [4].
Надежность оператора характеризуется следующими свойствами: - безотказность, безошибочность - способность человека - оператора выполнять все заданные операции в заданном порядке; - своевременность — способность человека-оператора выполнять заданные операции за заданное время; - готовность; - восстанавливаемость. Очевидно, что смысл, вкладываемый в понятие надежности человека-оператора, напрямую зависит от того, что понимается под отказом человека (иначе говоря, в чем состоит событие, наступления которого не должен допустить надежный оператор). Отказ человека-оператора – это событие, проявляющееся в действии (или бездействии) оператора, влекущем за собой отклонение выходных параметров системы за установленные ограничения, которые он не предотвратил, или как событие, проявившееся в выходе за допустимые пределы характеристик жизнедеятельности оператора. Различаются временные и окончательные отказы. Временные отказы (отказы дееспособности): – психофизиологический отказ 1-ого рода (утомление); - психофизиологический отказ 2-ого рода (заболевание, травма); - временный эргатический отказ (стресс, выключение освещения, задымленность и др.); - временный мотивационный отказ (страх, нежелание). Окончательные отказы (отказы работоспособности): - отказ трудоспособности (потеря трудоспособности); - биологический отказ (смерть); - мотивационный отказ. Показателями безотказности человека-оператора являются: вероятность безотказной работы в течение определенного отрезка времени; процент выполненных (не сорванных отказами) заданий; вероятность появления отказа в результате совершения ошибки; интенсивность и частота отказов в заданный момент времени; среднее время работы до первого отказа; среднее время работы между двумя отказами (наработка на отказ); общее число отказов за данный промежуток времени. Поскольку при любом виде деятельности человеку свойственно непредумышленно (умышленно) ошибаться, то становится целесообразным рассмотрение такого вида нарушения работоспособности операторов, как ошибка. Ошибка человека-оператора - невыполнение предписанных действий или снижения качества их выполнения за пределы, необходимые для достижения цели деятельности.
Ошибки операторов классифицируются по следующим признакам: 1. По профессиональной группе персонала, к которой относится работник, совершивший ошибку: механики (слесари), электрики, специалисты по автоматике, инженерно-технический персонал, оперативный персонал. 2. По месту совершения ошибки: пультовая, местные щиты. 3. По виду производственного процесса, во время которого была совершена ошибка: производство, техническое обслуживание, испытания и т.д. 4. По типу выполняемой при этом работы: подготовка, исполнение, контроль, отчет. 5. По типу психического процесса, в котором была допущена ошибка: а) ошибки восприятия (обнаружение, интерпретация, идентификация (см. ниже)); б) ошибки мышления (рассуждения, принятия решения); в) ошибки моторики (действия): - выполнение постороннего (лишнего) действия; - невыполнение (пропуск) необходимого действия; - нарушение последовательности действия; - неправильное выполнение требуемого действия; - выполнение действия несвоевременно или не за заданное время; г) ошибки коммуникации (передачи команд). Ошибки идентификации: - пропуск – элемент деятельности не идентифицирован, хотя это было необходимо; - избыток – элемент деятельности идентифицирован при отсутствии необходимости; - заблуждение – идентифицирован не тот элемент деятельности, который был необходим. 6. По скорости наступления последствий: немедленно, с задержкой. 7. По структурному уровню деятельности, на котором совершаются ошибки: - на уровне задач (неправильная идентификация или ошибочное решение задачи); - на уровне операций (неправильный выбор или ошибочное исполнение операций); - на уровне действий (неправильный выбор или ошибочное совершение действия). 8. По личным качествам, подготовленности, мотивации человека-оператора: - ошибки-промахи (нечаянные пропуски, невнимательность, замешательство); - ошибки-путаницы (незнание, неумение выполнить, выполнение не той инструкции); - ошибки-уловки (осознанные действия вопреки инструкции («упрощение» или «рационализация» задачи), игнорирование техники безопасности). Показателями безошибочности человека-оператора являются: вероятность безошибочной работы в течение определенного отрезка времени; вероятность безошибочного выполнения процедуры; общее число ошибок за данный промежуток времени; вероятность появления ошибки, стабильность обученности операторов. Согласно статистических данных при идеальных условиях работы, хорошо обученные операторы делают в среднем не менее одной ошибки на 1000 операций; при стрессовых ситуациях – в среднем одну ошибку на 10 операций [12]. Очень часто в качестве характеристики безошибочности работы оператора применяют частоту (вероятность) появления ошибок. Статистическое определение частоты ошибок в i -ом опыте: (2.34) где ni – количество предъявленных оператору сигналов в i – ом опыте; mi – количество ошибок оператора в этом опыте.В процессе обучения частота ошибок обычно уменьшается. Оператор считается обученным, если частота ошибок уменьшилась до установившегося значения qc. Процесс обучения достаточно хорошо аппроксимируется экспоненциальной зависимостью (2.35) где q0 – начальное (до обучения) значение частоты ошибок; n – накопленная сумма предъявленных оператору сигналов в предыдущих опытах и половина числа сигналов в данном опыте; N – «постоянная обучения», т. е. некоторое среднее характеристическое число опытов. При N=n разность (q0-qc) уменьшается на 63%. Считается, что значение qc практически достигается при . Стабильность обученности операторов характеризуется средним квадратическим отклонением статистических частот ошибок от экспоненты : (2.36) где статистическое определение частоты ошибок в i –ом опыте; qi – соответствующее аппроксимирующее значение; k – число опытов. Показателями своевременности человека-оператора являются: вероятность своевременного выполнения работы, т.е. фактическое время выполнения функции меньше предельно допустимого (оценка своевременности опирается на оценку быстродействия, показателем которого является время решения задачи или выполнения функции). Показателями готовности человека-оператора являются: коэффициент готовности оператора (вероятность включения оператора в работу в нужный момент времени). Показателями восстанавливаемости человека-оператора являются: вероятность исправления допущенной ошибки; среднее время восстановления.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |