Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие права




В специальном юридическом смысле правоэто система правил (норм) поведения, установленных государством, определяющих права и свободы личности в различных сферах жизни (экономической, политической, социальной, духовной), создание и функционирование государственной власти, направленных на поддержание общественной стабильности. Право как государственное установление непререкаемо. Реализация (претворение в жизнь) норм права в случае их нарушения и других необходимых случаях опирается на государственное принуждение, что может повлечь неблагоприятные для нарушителя последствия, вплоть до наказания. В этом смысле право отождествляется с законом, исходящим от государства. В нем воплощены интересы и воля определенных социальных групп, занимающих доминирующее положение в обществе («позитивное право»).

Наряду с этим, в обществе формируются и поддерживаются представления, опирающиеся на идеи справедливости и свободы. Основа этих представлений — интересы (правопритязания) различных социальных групп на установление определенного порядка жизни, на

 


материальные и духовные блага (право в специальном смысле, «надпозитивное» право).

Система этих интересов составляет для законодателя реальный базис законотворчества. Отрыв от действительных интересов порождает принятие безжизненных законов, обострение социальных конфликтов в обществе. Могут также сложиться условия, способствующие активизации преступности.

Система правопритязаний непосредственно связана с господствующими в обществе принципами морали.

Различение и связь права и закона восходит к глубокой древности, прослеживается во всей истории последующих эпох человечества, является одной из «вечных» проблем. В античной древности она была обозначена в юридической формуле «не писанный, но естественный закон» и для обозначения двух смысловых значений права использовались разные термины. Право в полном объеме — jus. Закон в специальном юридическом смысле — lex. Усложнение социальной структуры и существующие специальные конфликты в современном мире обусловливают практическую значимость вопроса о праве и его правильном отражении в законах государства.

2.2. Право в системе нормативного регулирования

Рассмотрение вопросов теории права начнем с изучения проблемы места и роли права в системе нормативного регулирования, анализа во взаимодействии всей системы различных нормативных регуляторов, которые обеспечивают стабилизацию общественных отношений.

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступать в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.

В обществе действуют два вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений.

Система нормативного регулированияэто совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой.

Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение тех-

 


ническими нормами может привести к тяжелым последствиям и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой, о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т.д.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей, являются результатом их сознательно-волевой деятельности, так как возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка.

Несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

Классифицируются социальные нормы на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным. Однако отдельные авторы предлагают в качестве самостоятельных выделить следующие виды социальных норм: эстетические; нормы культуры; политические; организационные; нормы религиозных организаций; нормы трудовых коллективов; правила общежития; нормы традиций и ритуалов.

Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

2.3. Соотношение норм права и норм морали

Каково же соотношение норм права и норм морали? Что представляют собой право и мораль, каковы их характерные черты как особых норм поведения, занимающих важное место в общественной жизни? Мораль (нравственность)это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Взаимодействие права и морали в обществе — сложный, многогранный процесс. Право воздействует на мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношение.

 


Право и мораль — дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования, в реальной действительности они нерасторжимы, дополняя и обогащая друг друга. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает новое явление — морально-правовое воздействие.

Общие черты права и морали:

— являются частью надстройки над экономическим базисом; — имеют нормативное содержание (выражены через правила поведения) и служат регулятором общественных отношений;

— имеют общую экономическую, политическую, социальную и идеологическую базу.

Отличительные черты права и морали:

— мораль возникает раньше норм права;

— право состоит из норм (правил поведения), а мораль кроме норм включает в себя представления, чувства, т.е. более сложное явление по своей структуре;

— в нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения;

— нормы морали регулируют гораздо больший круг общественных отношений, чем право. Многие взаимоотношения людей в быту, в семье регулируются моралью, но не нормами права;

— нормы права характеризуются конкретностью, моральные требования дают больший простор для толкования;

— внутренним гарантом выполнения норм морали является совесть человека, внешним — сила общественного мнения, но нормы права могут быть подкреплены принудительной силой закона;

— различны исторические судьбы права и морали, право отмирает вместе с государством, а мораль остается в любом человеческом обществе, пока оно существует.

Особо следует сказать о моральных нормах профессиональной деятельности юриста. Социальные нормы, которые регулируют деятельность человека, во многом зависят от его профессии, каждая из них имеет свою собственную мораль.

Профессия юриста имеет свои специфические особенности. Его призвание — осуществлять интересы государства, воспитывать у человека уважение к другим людям, перевоспитывать граждан, нарушивших закон. Честность, неподкупность, принципиальность и справедливость — вот его неотъемлемые качества. Он должен не только хорошо знать право, но, главное, правильно его применять. Нужно проявлять постоянную заботу об улучшении качественного состава и воспитании кадров правоохранительных органов, строго следить за тем, чтобы на работу в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и юстиции отбирались безупречные в нравственном отношении люди, сочетающие в себе высокую профессиональную подготовку с гражданским мужеством, обостренным чувством справедливости.

 


2.4. Признаки права

Право есть особая система норм, которая возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился этим общим условиям производства и обмена. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся экономических и политических условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы, которые более конкретны в отличие от старых).

Право существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя. Первобытное общество в течение тысячелетий выработало для себя правила поведения — обычаи, которые сложились в сознании членов общества в силу принадлежности каждого к данной коллективности, в силу неотделимости от нее отдельного индивида.

Наиболее распространенными и типичными были обычаи, в которых закреплялись основные общественные отношения: равенство всех, (неравенство вообще не осознавалось как возможная форма взаимоотношений между людьми); кровная месть, охранявшая незыблемость рода, племени; коллективное и уравнительное распределение продуктов труда; общая собственность на землю, орудия труда и т.п. Обычаям было чуждо деление на права и обязанности, они воспринимаются как долг, то есть общественное требование, осознанное каждым членом коллектива как личная задача. Личное и общественное в обычае — единое целое. Обычаи охранялись запретами — табу, преимущественно религиозными. Нарушение обычая, по представлениям общества, могло повлечь гнев богов. Поэтому обычаи были неразрывно связаны с религиозными представлениями.

Новые обычные нормы, которые возникают в период разложения первобытно-общинного строя, противоположны духу примитивного социального равенства старых обычаев, они пробивают брешь в родовом строе, утверждают дух фактического неравенства. Например, нормы обычаев, защищающие кредитора против должника, повсеместно принимались органами родовой организации еще до того, как возникло государство. Основная масса норм первобытно-общинного строя утратила свою силу, так как они отражали естественно сложившуюся коллективность, которая с возникновением классов перестала существовать. Часть норм приспособилась к интересам имущего меньшинства. Форма обычая может сохраниться, но существо в корне меняется. Например, в талионе была заложена идея равенства человека человеку. В классовом обществе талион трактуется иначе: цена крови богатого выше цены крови бедного. Многие правовые системы древности закрепляют такое неравенство, которое означает классовое неравенство.

 


Обычаи, санкционированные государством, становились обычным правом, но впоследствии, по мере того, как потребности политических сил, стоящих у власти, развивались, государство восполняло недостающие в обычном праве нормы своей законодательной деятельностью. Поэтому только на ранних стадиях существования государства обычное право представляет почти все право данного общества. В дальнейшем оно все больше вытесняется писаными законами государства.

Право — это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства, причем — предписания, защищающие интересы политических сил, находящихся у власти, санкционирующие социальное неравенство людей, могут возникнуть только вместе с государством. Таким образом, наиболее очевидным признаком права является то, что оно исходит от государства, а не от общества, выступая воплощением воли государства, то есть государственной воли политических сил, стоящих у власти, а не воли всего общества.

Нормы права общеобязательны в силу возможности государственного принуждения; обеспечиваются санкциями, предусмотренными в самих нормах права, если они не реализуются добровольно; носят общий характер, являются неперсонифицированными правилами поведения, то есть обращены ко всем и каждому, кто попадает в предусмотренные ими условия; они формализованы, т.е. закрепляются, как правило, в письменной форме, содержатся в систематизированном виде в законах, сборниках, прецедентах, тем самым право защищается от произвольного изменения, обеспечивается определенная его стабильность.

Праву присущи признаки равенства и свободы, подчеркивает В.С.Нерсесянц, ибо формальное равенство является наиболее абстрактным определением права, общим для всякого права и специфичным для права вообще.

При всех различных подходах к пониманию права (в этом следует согласиться с В.Н.Кудрявцевым), профессиональному юристу должна быть присуща четкая и определенная позиция: никакие пожелания, убеждения или мнения не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежащим образом. Соответственно и изменить этот акт можно только предусмотренным законом способом, на основании демократической процедуры, выражающей волю народа.

2.5. Понятие и виды источников права

Под источником права понимается его внешняя форма выражения, то есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли. Понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы классов, всего народа или его части.

 


Материальные условия жизни общества, которые определяют государственную власть и выступают правообразуюшей силой, дают понятие источника права в материальном смысле слова, которые обусловливают волю через соответствующую правотворческую деятельность, результатом которой является тот или иной источник права.

Источник права можно рассматривать и как источник познания, под которым понимаются дошедшие до нашего времени исторические документы: берестяные грамоты древнего Новгорода, судебные речи или выступления ведущих юристов, тексты нормативно-правовых актов, судебных или административных прецедентов и т.п.

Нас в первую очередь будет интересовать источник права в формально-юридическом смысле, под которым понимаются юридический прецедент, нормативно-правовой акт, правовой обычай, нормативный договор.

Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай, под которым понимается санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией, т.е. правило, передающееся из поколения в поколение, до тех пор, пока не попало в орбиту государственных интересов. Следовательно, не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей, того или иного класса или всего общества в целом.

Место обычая в системе источников права в разные эпохи было различным. Он занимал доминирующее положение в процессе становления правовых систем (кутюмы, например, на севере Франции), а в современных условиях это довольно редко встречающаяся форма права. Даже в Англии, где традиции очень часто имеют общеобязательное значение, обычаи действуют лишь в ограниченной сфере общественных отношений. Они содержатся в торговом праве и отдельных институтах уголовного права (например, участие присяжных в определенных юридических делах). Известные памятники права (Законы XII таблиц, Законы Драконта, Салическая правда, Русская правда) — это памятники обычного права, созданные на базе ранее сложившихся обычаев в обществе.

Под юридическим прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, иными словами, получает государственную поддержку.

Таким образом, государством признается решение по конкретному, индивидуальному делу в качестве всеобщей нормы. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права, поставлена под угрозу необходимость его существования. Общее право в Англии в основном состоит из


судебных решений. Там сложилась система правил действия прецедента: а) решения, вынесенные палатой лордов, являются обязательными не только для нее, но и всех иных судов; б) решения, принятые апелляционным судом, обязательны для всех судов кроме палаты лордов;

в) решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов. Конституционный Суд в Германии пользуется правом нормотворческой деятельности, в том числе и путем установления прецедентов.

Характерной особенностью прецедентной формы права является то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права.

Нормативно-правовой акт — это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера. Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократное действие — актов применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права.

Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в определенной системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство нормативно-правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Юридическая сила нормативно-правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, которой он наделяется государством по закону.

В арабских и некоторых других странах источником права остаются мусульманские религиозные воззрения, выражаемые в виде догм и уточняющие, во что мусульманин должен верить, предписывающие верующим, что они должны и чего не должны делать. Шариат (в переводе «путь следования») составляет то, что называют мусульманским правом, который указывает, как нужно вести себя в соответствии с религией. Правда, в последнее время в этих странах все более широко используются такие традиционные источники права, как правовой обычай и нормативно-правовой акт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.