Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия в современном мире




(вместо заключения)

 

Как мы уже знаем, философия — это форма духовной дея­тельности, направленной на постановку, анализ и решение ко­ренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся та­кие проблемы, как постижение своеобразия человека и его мес­та в универсальном целостном бытии, смысл и назначение че­ловеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и соз­нания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно органи­зованной, одновременно целостной и внутренне дифференци­рованной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретиче­ское ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философ­ская антропология) и учения об обществе (социальная филосо­фия). С другой стороны, вокруг этого теоретически системати­зированного фундамента достаточно давно сформировался це­лый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия нау­ки, философия религии, философия права, политическая фи­лософия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодейст­вии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззрен­ческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогно­стическая.

В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточ­нялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды кру­тых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное челове­чество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основ­ном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информацион­ном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается от­крытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие воз­можность лучше понять как собственное содержание филосо­фии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, опре­деляя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.

По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности че­ловека, ориентированной на решение коренных мировоззрен­ческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на иссле­дование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего — продуктивной творческой деятельности, взя­той во всем многообразии ее типов и форм, а также на иссле­дование природы и функций языка в его современном обоб­щенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того спе­цифического типа реальности, каковой является так называе­мая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).

Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем буду­щем усилится тенденция к обретению философией своего ста­туса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В пе­риод своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относи­тельно законченных систем преимущественно чисто теоретиче­скими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд кон­кретного живого человека. Философия, по-видимому, попыта­ется вновь стать — конечно, с учетом всех реалий нашего вре­мени — необходимой человеку в осмыслении и решении про­блем, возникающих в ходе его повседневной жизни.

 

 

Литература и источники

А.В. Апполонов, Н.В. Васильев и др. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2009 – 672 с.

Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2008- 592 с.

Спиркин А.Г., Философия. Учебник.- М.: Гардарика, 2009 – 736 с.

Гришунин С.И. Философские науки. Основные концепции и проблемы. Учебное пособие.- М.: Книжный дом «Либроком» 2009 -224 с.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ по всему курсу

Абсолют — духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность.

Абстракт — нечто выделенное, наделенное самостоятельностью и вложенное, как общее, в предмет исследования.

Агент — действующий или познающий субъект.

Алгоритм — совокупность последовательных действий, направленных на решение данной задачи.

Альтернатива — одно из двух, как правило противоположных, решений; один из многих вариантов.

Анахронизм — пережиток старины, устарелый взгляд или обычай.

Апологетика — восхваление чего-либо вместо объективного суждения, взвешенной оценки.

Архетип — глубинная порождающая структура, предельное основание.

Аскеза — воздержанность, отказ от жизненных, особенно материальных, благ.

Атрофия — притупление какого-либо чувства, свойства; увядание какой-либо структуры.

Благо — добро как благополучие.

Вкус — чувство-понимание красивого, истинного, доброго.

Генезис — происхождение, возникновение.

Герменевтика — традиция и способы истолкования текстов.

Глобальный — имеющий дело с миром как целым.

Гносеология — учение о знании, теория познания.

Декаданс — кризисные, упадочные явления в искусстве конца 19 — начала 20 века.

Дискурс — логически и методически последовательное рассуждение.

Дихотомия — последовательное деление целого на две части с последующим выбором одной из них.

Идеальный тип — теоретическая конструкция, представляющая изучаемый предмет в его логической непротиворечивости и рациональной правильности, — словом, в абстрактно чистом виде.

Инвариантный — независимый от преобразований, остающийся неизменным.

Индифферентность — равнодушие, безучастность.

Институционализация — организационное закрепление и подтверждение той или иной активности человека.

Интериоризация — “овнутрение”, перевод во внутренний план, внутренний мир человека; формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Интерпретация — истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-нибудь.

Интерсубъективность — доступность и открытость двум и более субъектам

Интровертность — направленность личности на явления своего внутреннего, собственного мира.

Интуиция — непосредственное усмотрение истины без предварительного анализа и доказательства.

Инфантилизм — отсталость развития, “детскость”; сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.

Классический — идущий из античности, традиционно-образцовый.

Контекст — законченное в содержательном отношении многообразие, определяющее значение входящих в него элементов.

Концепция — основная мысль, системно к тому же представленная.

Корректность — правильность, точность.

Космополитизм — “человек — гражданин мира”.

Критерий — мерило оценки.

Культура — высокий уровень развития чего-нибудь.

Логос — слово, закон, нечто, лежащее в основании.

Маргинальность — положение вне структуры или системы, обочина общественной жизни.

Ментальный — умственный, мысленный, психический, душевный.

Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека в нем.

Нарциссизм — самолюбование, замкнутость на себя, свои потребности и интересы.

Нирвана — блаженное состояние отрешенности от жизни.

Обскурантизм — враждебное отношение к просвещению и науке.

Оппортунизм — соглашательство, приспособленчество.

Парадигма — образец, или схема, задающая способ видения того или иного предмета; идеальная теория, определяющая способ объяснения изучаемых явлений.

Паранаучный — ненаучный, околонаучный, мнимонаучный.

Парафилософия — то, что вокруг или около философии, что не входит в философию из-за сомнительности (или инаковости) своего содержания.

Перманентный — постоянный, непрерывно продолжающийся.

Пиетизм — набожность; строгое соблюдение каких-то правил.

Постмодернизм — мировоззренческо-методологическая установка, резко рвущая с традицией (Разумом, Истиной, Целым).

Постулат — положение, принимаемое без доказательства.

Предикат — логическое сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, т. е. о субъекте.

Предмет — объект (реальное положение вещей) как он видится субъекту познания (предстает в свете той или иной науки).

Презумпция — предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.

Престиж — авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо.

Прецедент — случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.

Проблема — вопрос, на который можно ответить, только прибавив что-то новое к уже имеющемуся, наличному знанию.

Проспективный — устремленный или направленный в будущее.

Рациональное — разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное.

Реактивность — совокупность ответных действий на влияние или раздражение внешней среды.

Редукция — сведение сложного к простому.

Ретроспектива — обращение к прошлому.

Рефлексия — самоанализ, мысль о мысли, самоотчетное рассуждение.

Ригоризм — чрезмерная строгость в соблюдении каких-либо принципов.

Сенсуализм — философское учение, признающее единственным источником познания ощущения.

Силлогизм — умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).

Синергия — сотрудничество, содружества, эффект согласованных, солидарных действий.

Софийное — мудрое, относящееся к мудрости.

Социальный статус — положение человека в системе общественных отношений, определяющее его права и обязанности.

Спецификация — детализация, перечисление специфических особенностей чего-либо

Спонтанный — самопроизвольный, вызванный внутренними причинами.

Стратификация — разделение или расчленение общества на отдельные слои или группы.

Сублимация — трансформация инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

Субординация — система подчинения низшего высшему, младших старшим.

Сущность — внутреннее и наиболее глубокое содержание предмета.

Табу — запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово.

Теория — система идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества и мышления.

Толерантность — терпимость, уважение другой позиции, иного мнения.

Утилитаризм — узкий практицизм, стремление извлекать из всего выгоду или пользу.

Феноменология — наука о смыслах, о том, что фактически дано человеку, когда он воспринимает (познает) мир.

Филоидеология — любовь к идеологии, т. е. абсолютизация места и роли идеологии в жизни людей.

Эволюция — постепенное и непрерывное изменение или развитие.

Эвристика — то, что стимулирует активный поиск решений.

Эгалитаризм — равенство, всеобщая уравнительность

Экзистенциальное — относящееся к жизни, ее основаниям и целям.

Экстенсивный — направленный в сторону количественного увеличения, расширения, распространения.

Экстравертность — направленность личности на мир внешних объектов, на других людей, на социальное окружение.

Элита — лучшие, наиболее видные представители какой-либо части общества.

Эпатировать — поражать, удивлять скандальными выходками и суждениями.

Эпистемологический фундаментализм — уверенность в возможности укоренить изучаемое многообразие в ту или иную стабильную и прочную основу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.