Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая психология. 20 страница




А.Г. Шмелев

 

Психосемантика [греч. semantikos — обозначающий] — область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредствующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений и т. д. П. исследует различные формы существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, символические действия, а также знаковые, вербальные формы), анализирует влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний субъекта на формирующуюся у него систему значений. Основным методом экспериментальной П. является построение субъективных семантических пространств, являющихся модельным представлением категориальных структур индивидуального сознания. П. изучает как общепсихологические аспекты процесса категоризации, так и дифференциально-психологические. В последнем случае задачей П. является реконструкция системы представлений данного индивида о мире путем реконструкции системы его индивидуальных значений и личностных смыслов.

В.Ф. Петренко

 

Психотехника [греч. technê — искусство, мастерство] — ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. В качестве синонима понятий "индустриальная психология" или "психология техники" термин "П." впервые был использован в 1903 г. немецким психологом В. Штерном. В дальнейшем П. получила теоретическое оформление в работах немецких психологов В. Штерна, Г. Мюнстерберга и др. Основными задачами П. признавались: осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации; изучение утомления и упражнения в процессе труда; приспособление человека к машине и машины к человеку; выяснение эффективности различных средств воздействия на потребителя (реклама); тренировка психических функций при подготовке работников и т. д. В настоящее время термин П. иногда используется в качестве синонима термина "психотехнология" в психиатрии, где для изменения поведения людей, признанных душевнобольными, наряду с психиатрическими средствами используются технические (электронные, компьютерные и другие) средства. В социальной психиатрии П. — это система принципов, методов и средств, направленная на управление человеческим поведением посредством насильственного (тайного или явного) вмешательства в человеческую психику (через наркотики, гипноз, психофизическое воздействие и т. п.). В различных направлениях психологии и психологических школах под П. понимают конкретные методические приемы или систему приемов, используемых для тестирования, наблюдения, беседы, экспериментального исследования и т. п.

В.Ф. Енгалычев, А.В. Петровский

 

Психофизика — один из классических разделов общей психологии. Создатель П. — Г.Т. Фехнер. Специфика П. состоит в том, что многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний объясняется здесь прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций (см. Психометрия). Наиболее развиты психофизические исследования сенсорных процессов. При этом выделяются два круга проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Применение современных средств описания работы испытуемого позволяет учитывать наряду с величиной чувствительности сенсорной системы также и особенности внутренней активности, в частности избираемые критерии принятия решения. Примером современных методик П. является так называемое многомерное шкалирование, позволяющее восстанавливать взаиморасположение ощущений в многомерных субъективных пространствах признаков. Подобные процедуры широко используются в настоящее время за пределами сенсорной П.: в психологии эмоций, психодиагностике, психосемантике и т. д. В этом находит свое выражение тенденция к более широкому пониманию П. и к ее интеграции с исследованиями, ведущимися в других разделах психологической науки. В настоящее время П. состоит из двух больших разделов: учение о чувствительности сенсорных систем и учения о сенсорных шкалах.

Б.М. Величковский

 

Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. Первоначально термин "П." использовался наряду с понятием "физиологическая психология" для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (И. Мюллер, Э.Г. Вебер, Г.Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.). Главной задачей П. является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной П. связаны с тем, что наряду с традиционными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и стимуляции мозга) в исследовательской практике получили широкое распространение электрофизиологические методы (электроэнцефалография и др.) а также математические способы обработки экспериментальных данных. Особое направление представляет дифференциальная П., изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий.

В.В. Умрихин

 

Психофизическая проблема — в широком смысле вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае П. п. правильнее называть психофизиологической. Особую остроту П. п. приобрела в XVII в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из которой Р. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые, исходя из этой трактовки природы, акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе "машины тела" привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга. Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Т. Гоббс и Б. Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел. Спиноза трактовал мышление и протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции — природы. Г.В. Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею психофизического параллелизма. В конце XIX — начале XX в. получила распространение махистская трактовка П. п., согласно которой душа и тело построены из одних и тех же "элементов", а потому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между "комплексами ощущений". Современный логический позитивизм рассматривает П. п. как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов. В различных разделах психофизиологии и смежных с ней дисциплин накоплен огромный материал о многообразных формах зависимости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих актов (как функции мозга) в организации и регуляции жизнедеятельности.

М.Г. Ярошевский

 

Психофизический параллелизм [греч. parallelos — рядом идущий] — одно из истолкований психофизической проблемы, согласно которому психическое и физическое (физиологическое) представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не связанных между собой отношениями причины и следствия.

А.В. Петровский

 

Психофизическое взаимодействие — идеалистическое решение психофизической проблемы, согласно которому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга. Дуализм этой концепции (восходящей к Р. Декарту) несовместим с научным объяснением психической регуляции поведения человека как целостного существа.

А.В. Петровский

 

Психофизическое тождество — один из вариантов решения психофизической проблемы, предполагающий отождествление, неразличимость психического и физиологического, сведение психики к физиологии мозга. Идея П. т. была господствующей в период т.н. павловизации психологии в начале 1950-х гг. в СССР. Психическое при этом утрачивало свою специфику и отождествлялось с физиологией высшей нервной деятельности (ВНД). Это имело своим следствием возможность фактической ликвидации психологии как науки и замены ее физиологией ВНД, что декларировалось в выступлениях некоторых участников Объединенной сессии АН СССР и АМН СССР в 1950 г. (М.Н. Кольцова). Идея П. т. не только являлась несостоятельной в научном отношении, но и компрометировала павловское учение и не соответствовала представлениям самого И.П. Павлова, который рассматривал психику в качестве ВНД и вместе с тем видел в ней функцию центральной нервной системы как результат действия мозговых механизмов. Идея П. т. так же далека от решения психофизической проблемы, как представление о психофизическом параллелизме и психофизическом взаимодействии.

А.В. Петровский

 

Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой им задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную Р. В процессе деятельности происходит изменение уровня Р., описываемое с помощью кривой Р., показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны следующие стадии Р.: вырабатывание, оптимальная Р., некомпенсируемое и компенсируемое утомление, конечный "порыв". Выделение этих стадий основывается, главным образом, на показателях внешней результативности деятельности.

А.Б. Леонова

 

 

Раздражимость — основное, первичное свойство живого организма проявлять активность (реакцию) в ответ на воздействие раздражителей (предметов, явлений, процессов и других агентов внешней и внутренней среды) на сенсорные, воспринимающие органы. Раздражители могут быть безусловными, вызывающими наследственную реакцию (безусловный рефлекс) и условными, вызывающими условный рефлекс. Субъективно Р. воспринимается человеком как то или иное ощущение. При этом минимальная величина раздражителя, достаточная для возникновения такого ощущения, называется порогом Р. Из свойства Р. (или возбудимости) живого организма развились все виды его органической деятельности, в том числе процессы чувствительности.

Л.А. Карпенко

 

Разум и рассудок (в философско-психологической традиции) — два типа работы логического мышления. Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам, что придает ему характер "некоего душевного автомата" (Б. Спиноза), которому присущи жесткая определенность, строгость разграничений и утверждений, тенденция к упрощению и схематизации. Это позволяет правильно классифицировать явления, приводить знания в систему. Рассудок обеспечивает успешную адаптацию индивида к привычным познавательным ситуациям, в особенности при решении утилитарных задач. Ограниченность рассудка заключается в его негибкости и категоричности, в его неспособности выйти за пределы анализируемого содержания. В тех случаях, когда умственная деятельность человека исчерпывается операциями рассудка, она становится абстрактно-формальной. Разум дает знания более глубокого и обобщенного характера. Схватывая единство противоположностей, он позволяет постичь различные стороны объекта в их несходстве, взаимопереходах и сущностных характеристиках. Разум обладает способностью анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли и, преодолевая их односторонность, вырабатывать отображающие диалектику объективного мира понятия. Выход за пределы наличного знания и порождение новых понятий — основное отличие разума от рассудка, предполагающего оперирование уже известными понятиями. Разум конструктивен, рефлексивен, ориентирован на социальные цели высшего уровня. В реальной работе логической мысли рассудок и разум внутренне связаны как компоненты целостного процесса познания.

Л.А. Карпенко

 

Рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Иногда Р. возникает при напряженной умственной работе как результат односторонней сосредоточенности. В качестве дефекта произвольного внимания Р. может быть обусловлена разнообразными факторами: от утомления и отсутствия соответствующей мотивации до тех или иных клинических расстройств, зачастую связанных с нарушениями мышления.

Б.М. Величковский

 

Рационализация [лат. rationalis — разумный] — 1) в психоанализе один из защитных механизмов личности, обеспечивающий блокировку осознания истинных мыслей, чувств и мотивов деятельности человека и формулировку более приемлемых для личности объяснений ее поведения; 2) бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны. Понятие "Р." было введено Э. Джонсоном (1908) и принято З. Фрейдом.

В.И. Овчаренко

 

Рационализм (в психологии) [лат. rationalis — разумный] — учение о том, что в основе психики человека лежат понятия, которые не могут быть получены путем обобщения чувственных впечатлений. С точки зрения Р. эти понятия могут быть либо врожденными (теория врожденных идей Р. Декарта), либо они могут развиваться из задатков, предрасположений, также уже имеющихся в сознании человека при рождении (концепции Платона, Г. Лейбница, Г. Гегеля). Р. выступал против положения сенсуализма о том, что психика ребенка является "чистой доской", утверждая, что на основе индивидуального чувственного опыта не могут быть выведены основные понятия и законы, объясняющие окружающую действительность. Р. не отвергал значение ощущений при понимании единичных объектов и явлений, соглашаясь с тем, что эти знания свойств и качеств отдельных предметов и явлений основываются главным образом на чувственном опыте. Однако общие понятия постигаются только на основе разума, подчеркивали рационалисты, так как никакое логическое обобщение данных, полученных при ощущении и восприятии, не может проникнуть в суть вещей. Для объяснения процесса появления общего понятия в Р. вводился термин "рациональная интуиция", т. е. мгновенное и не имеющее логического, сознательного объяснения озарение, которое открывает сознанию самую суть вещи, ее основные свойства. Такая интуиция не основывается на чувственном опыте или эксперименте, но является результатом размышления человека, концентрации внимания на данных собственного сознания. Т. о., если для сенсуализма понятие являлось результатом логического обобщения данных органов чувств, то для Р. оно является результатом рефлексии, на основании которой и осуществляется рациональная интуиция.

Т.Д. Марцинковская

 

Реактология [лат. re — против, actio — действие и греч. logos — учение] — направление психологии, трактовавшее ее как "науку о поведении" живых существ (в том числе и человека). Р. была основана К.Н. Корниловым. Центральное понятие Р. — "реакция" (все ответные движения организмов, включая одноклеточных) — рассматривалось как универсальное для всех живых существ, как ответ целого организма, а не отдельного органа. Задачу Р. составляло изучение быстроты, силы и формы протекания реакции с помощью различных методов. Переработка понятия "рефлекс" и расширение его до категории "реакция" давали возможность, по мнению представителей Р., осуществить "синтез" субъективной и объективной психологии. Р. строилась путем эклектического слияния диалектических принципов с некоторыми механистическими и энергетическими идеями. Существование Р. закончилось в начале 1930-х гг. в связи с так называемой "реактологической дискуссией". С этого времени понятие Р. было устранено из психологической науки.

А.В. Петровский

 

Редукционизм (в психологии) — осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно иного порядка (например, психического к физиологическому, биохимическому, биофизическому). Р. игнорирует или прямо отрицает наличие собственно психологических закономерностей и механизмов, лишая тем самым психологию статуса самостоятельной науки. Психика трактуется при этом как некое побочное явление, эпифеномен. Р. обезоруживает психологию перед лицом задач, предъявляемых ей социальной практикой, в частности связанных с разработкой основ формирования личности, ее сознания и поведения.

М.Г. Ярошевский

 

Реминисценция (в психологии) [лат. reminiscentia — припоминание] — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным). Термин Р. был предложен сербским ученым В. Урбанчичем (1907). Р. может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении сенсомоторных навыков. Особенно часто Р. проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие. Р. более выражена в детском возрасте.

Б.М. Величковский

 

Рефлексия [лат. reflexio — обращение назад] — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял Р. со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и Р., трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). Эта трактовка Р. стала главной аксиомой интроспективной психологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Р. — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма Р. — предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Р., т. о., — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований Р. в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад — пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г.М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания Р. ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью.

М.Г. Ярошевский

 

Рефлексология [лат. reflexus — отраженный и греч. logos — учение] — естественно-научное направление в психологии, получившее развитие в период 1900—1930 гг., главным образом в нашей стране, и связанное с деятельностью В.М. Бехтерева. Следуя за И.М. Сеченовым, Р. исходила из того, что нет ни одного процесса мысли, который не выражался бы теми или иными объективными проявлениями. В связи с этим изучались все рефлексы, протекающие с участием головного мозга ("соотносительная деятельность"). Р. стремилась использовать исключительно объективные методы как "твердую точку опоры" для научных выводов, рассматривая психическую деятельность в связи с нервными процессами и привлекая для ее объяснения материалы физиологии высшей нервной деятельности. Возникнув в области психологии, Р. проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение. Несмотря на ряд эмпирических достижений, Р. не смогла преодолеть механистическую трактовку психических процессов как побочных явлений актов поведения. К концу 1920-х гг. усилилась критика Р. Значительная часть рефлексологов в начале 1930-х гг. пересмотрела прежние позиции. Однако в 1950-х гг. после так называемой "павловской сессии" АН и АМН получили развитие антипсихологические установки, имеющие характер рефлексологических реминисценций.

А.В. Петровский

 

Речевая деятельность — 1) один из трех аспектов языка наряду с психологической "речевой организацией" и "языковой системой"; "языковой материал", включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия Р. д. встречается в работах Л.В. Щербы и некоторых других ученых 1920—30-х гг. С щербовским пониманием Р. д. связано распространенное в методике преподавания языков понятие "видов Р. д." (говорение, аудирование, чтение и письмо). 2) Вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.). Понятие Р д. в этом значении восходит к работам Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. В таком понимании термин "Р. д." употребляется с середины 1960-х гг. (с появлением психолингвистики). Р. д., согласно данной концепции, психологически организована подобно др. видам деятельности, т. е., с одной стороны, характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером, с другой — состоит из нескольких последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль, применительно к Р. д. эти фазы и составляющие их операции впервые выделены Выготским). Р. д. может выступать или как самостоятельная деятельность со специфической мотивацией, составляющими которой являются речевые действия (имеющие цель, подчиненную цели деятельности) и речевые операции (варьирующиеся в соответствии с условиями), или в форме речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность. Конкретная организация Р. д., в частности типология и номенклатура речевых операций, понимаются в психолингвистике (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Е.М. Верещагин, Т.В. Ахутина) несколько различно. С начала 1970-х гг., с появлением в психологии понятия "деятельность общения" (коммуникативная деятельность), понятие "Р. д." получает узкую интерпретацию так, в некоторых работах она понимается как деятельность, мотив которой связан с производством самой речи (а не с ее использованием вне коммуникативного акта).

А.А. Леонтьев

 

Речевой акт — целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. В отличие от высказывания как единицы речи, Р. а. есть специфическая единица социоречевого поведения и рассматривается в рамках прагматической ситуации. Любой Р. а. можно приравнять к высказыванию, но обратное неверно.

В Р. а. участвуют говорящий и адресат (каждый в той или иной социальной роли), обладающие фондом общих речевых навыков, знаний и представлений о мире. В состав Р. а. входит обстановка речи и тот фрагмент действительности, которого касается его содержание.

Основные характеристики Р. а. — интенциональность (намеренность), иллокутивность (целеустремленность) и конвенциональность (опора на определенные социальные регламенты). Центральным является понятие иллокуции — "выражения коммуникативной цели в ходе произнесения некоторого высказывания" (Дж. Остин), поэтому Р. а. часто называют также "иллокутивным актом". Наиболее обобщенные иллокутивные цели находят отражение в грамматической структуре предложения (повествовательные, вопросительные, побудительные предложения). Классификация Р. а. является более детальной: выделяются информативные Р. а., т. е. сообщения (репрезентативы), акты побуждения (директивы), акты принятия обязательств (комиссивы), акты, выражающие эмоциональное состояние (экспрессивы), в т.ч. формулы социального этикета (напр. "Извините за беспокойство"), акты установления (декларации, вердиктивы, оперативы) и др. В последнем случае для эффективности Р. а. необходимо, чтобы говорящий был наделен соответствующими полномочиями — иначе назначение на должность, приказ, приговор, объявление войны и т. п. не будут иметь силы.

Классы Р. а. по их иллокутивной цели делятся на подклассы в зависимости от интенсивности, способа достижения цели и др. условий (ср. акты побуждения, требования, совета и пр.).

Некоторые иллокутивные цели могут быть достигнуты мимикой или жестом, другие (клятва, обещание и т. п.) невозможны без участия речи. Выделяются специальные группы иллокутивных ("спрашивать", "просить", "запрещать", "хвалиться", "угрожать", "оскорблять", "возражать" и т. п.) и перформативных ("клясться", "обещать" и др.) глаголов. Первые прямо указывают на иллокутивную цель, вторые, кроме того, равны самому действию, поступку. Сказать "Я обещаю" означает связать себя обещанием, это высказывание само по себе является действием, а не только сообщением о действии. При этом глаголы, которые выражают предосудительные иллокутивные цели ("оскорблять", "лгать", "угрожать") не могут употребляться перформативно (т. е. нельзя прямо объявить коммуникативную цель и сказать "Я оскорбляю тебя").

Понять Р. а. означает адекватно на него отреагировать, что невозможно без правильной интерпретации его иллокутивной силы. Например, высказывание "Вы не могли бы...?" есть акт просьбы, и адекватной реакцией будет исполнение. Словесные ответы будут свидетельствовать о неуспешности коммуникации: ответ "Мог бы" при невыполнении действия означает ошибку воспринимающего (он посчитал это выражение вопросом), ответ "Простите, не могу" — скорее всего, об ошибке говорящего, т. к. "Вы не могли бы...?" используется только тогда, когда речь идет о заведомо выполнимом и незатруднительном действии.

Р. а. изучаются в логике, когнитивной психологии, лингвистической философии, теории коммуникации и др. науках.

С.А. Шаповал

 

Речевых актов теория — изучает акты речи как способы достижения человеком определенной цели и рассматривает под этим углом используемые им языковые средства. Акт речи понимается в Р. а. т. как произнесение говорящим предложения в ситуации непосредственного общения со слушающим. В отличие от психолингвистики, Р. а. т. базируется преимущественно на данных мысленного эксперимента. Единичный акт представляется в Р. а. т. как трехуровневое образование. В отношении к используемым в его ходе языковым средствам он выступает как локутивный акт. В его отношении к манифестируемой цели и ряду условий его осуществления он выступает как иллокутивный акт (вопрос, ответ, информирование, уверение, незнание и др.). В отношении к своим результатам речевой акт выступает как перлокутивный акт, который, не находясь в необходимой связи с содержанием высказывания, воздействует на поступки людей через указание на возможные последействия речевых и неречевых поступков.

В.П. Белянин

 

Речь — 1) форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива.

В межиндивидуальной сфере Р., являясь материальным воплощением языка, реализует его основные функции: коммуникативную (передачи сообщения), когнитивную (познавательную), эмотивную (выражения чувств, эмоций), волюнтативную (воздействия), социативную (контактоустанавливающую) и др. Во внутрииндивидуальной сфере Р. служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы (Р. внутренняя), а также средством развития мышления. В надындивидуальной сфере Р. является средством передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций и предоставляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта, т. е. реализует аккумулятивную функцию языка.

Р. может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. По способу фиксации различают Р. устную и письменную; та и другая могут быть спонтанной и подготовленной. Различные виды и формы Р. (разговорная и книжная; повествовательная и описательная; информационно-логическая и художественная и многие др.) строятся по специфическим законам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.