Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая психология. 27 страница




А.Г. Асмолов

 

Чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования. Формирование устойчивых эмоциональных отношений — важнейшее условие развития человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Обычно в онтогенезе Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в нем связей под влиянием воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, искусства, других источников. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий (например, радость от добрых дел некоторого человека станет основой появления к нему положительного Ч.). Поэтому воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций; так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд и т. п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту. В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека — направленность личности. Ч., получившие исключительную силу и подчинившие себе другие побуждения человека, называются страстями. Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются; на этом основании различаются интеллектуальные, нравственные, познавательные, праксические, религиозные, родительские, эстетические и другие Ч. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (например, Ч. к ребенку, произведению искусства), обобщенные (Ч. к детям вообще, к музыке) и абстрактные (Ч. справедливости, трагического). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. В психологической литературе нет единства мнений относительно онтологической природы Ч. Ряд авторов полагают, что они как самостоятельные эмоциональные явления не существуют, а термин "Ч." представляет собой абстракцию для обобщенного обозначения всего множества связанных с некоторым объектом ситуативных эмоций. Согласно другим Ч. являются полноценными эмоциональными явлениями, малозаметность которых объясняется их глубинностью, легко затмеваемой более бурными проявлениями развивающихся из них поверхностных ситуативных эмоций. В психологии термин "Ч." применяется и в других значениях. Так, в сочетании "органы чувств" он обозначает познавательное явление и не имеет никакого эмоционального значения. В учении В. Вундта Ч. названы самые элементарные эмоциональные переживания, неминуемо сопровождающие каждое получаемое живым существом ощущение; множество одновременно сосуществующих Ч. находятся в постоянном взаимодействии и слиянии, причем этот процесс имеет многоступенчатый характер: близкие в некотором отношении элементарные Ч. объединяются по определенным законам в Ч. первого порядка, те, в свою очередь, в Ч. второго порядка и т. д. Человеком осознаются только высшие уровни такой выстраивающейся иерархии Ч., поэтому он, например, имея отчетливое эмоциональное впечатление от просмотренного спектакля, обычно не способен отследить вклад в это впечатление некоторой детали декораций или освещения. Одна из функций вундтовских Ч. состоит в том, что они готовят возникновение ситуативных эмоций, представляющих собой вторую фазу развития общего чувственного процесса. Таким образом, как Ч. — устойчивые отношения личности, так и Ч. — элементарные эмоциональные явления, имеют отношение к возникновению находящихся как бы между ними ситуативных эмоций.

В.К. Вилюнас

 

Чувствительность — 1) общая способность к ощущению; Ч. появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям; 2) в дифференциальной психологии и характерологии — повышенная готовность к аффективным реакциям; 3) в психофизике — величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различают абсолютную и дифференциальную (разностную) Ч. Классификация видов Ч. совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяют виды Ч., отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о Ч. к действию механических, оптических, химических, температурных и других стимулов. Ч. организма может быть оценена не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных психофизических процессов. В результате, как правило, получаются несколько различные показатели. Например, зрительная Ч., определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше Ч., оцениваемой на основании словесного отчета испытуемого. В последние годы благодаря использованию новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) в психофизике появились более обобщенные определения Ч., независимые от понятия "порог ощущения".

Б.М. Величковский

 

Чувство юмора — в обычном словоупотреблении способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Ч. ю. неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности, например замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение и т. п. По отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Ч. ю. предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления (пошлость, цинизм и т. д.). Судить о наличии или отсутствии Ч. ю. можно по тому, как человек понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры, улавливает ли он комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и над собой, если сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная выраженность Ч. ю. свидетельствует как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности.

М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский

 

Эвфемизм [греч. euphêmismos < eu — хорошо + phêmi — говорю] — слово или выражение, служащее для замены таких обозначений, которые представляются говорящему нежелательными: грубыми, "обидными", нетактичными, не вполне вежливыми и т. п. Например, "задерживается" вместо "опаздывает", "пороха не выдумает" вместо "глуп", "попросили" (откуда-нибудь) вместо "выгнали", "обойтись посредством платка" вместо "высморкаться", "афро-американец" вместо "негр".

Исторически возникновение Э. связано с запретом на прямое наименование. Эвфемизация речи обусловливается разными причинами и преследует разные цели: например, в древности Э. были названия животных, являвшихся предметом охоты; в тоталитарных государствах стратегия эвфемизации используется для маскировки оппозиционных идей ("эзопов язык"); в современном обществе из речи устраняются "языковые несправедливости" по отношению к женщинам, инвалидам, меньшинствам ("политкорректность"). Область вовлеченных в сферу эвфемизации явлений определяется социокультурными факторами.

Эвфемизируются, как правило, термины "телесного низа" и секса ("ночная бабочка"), обсценные выражения ("блин", "японский городовой", в просторечии) и т. д. По В.Б. Шкловскому, в этом случае "Э. не столько способ говорить пристойно, сколько способ говорить непристойности, не столько скрывая их, сколько обостряя". Психологически это может быть объяснено тем, что узнавание "неприличного" предмета происходит в сознании слушателя, на него и перекладывается ответственность за такую трактовку.

Частотный Э. быстро утрачивает свои нейтрализующие функции; на него переносятся оценочные компоненты основного названия, что требует реэвфемизации, ср. последовательное "загрязнение" таких Э., как "отхожее место", "нужник", "сортир", "ватерклозет" ("клозет"), "уборная", "туалет" и др. Индивидуально-контекстные Э. создаются также с целью прикрыть, замаскировать подлинную сущность предмета, создать нужную говорящему картину действительности: "исправительное учреждение" (вместо "тюрьма"), "столкновения вооруженных групп" (вместо "война"), "высшая мера социальной защиты" (вместо "казнь"). В гитлеровской Германии Э. "территориальная проблема" понимался как агрессия; Э. "окончательное решение еврейского вопроса" означал уничтожение народа (Холокост).

С.А. Шаповал

 

Эйдетизм [греч. eidos — вид, образ] — способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен. Первые систематические наблюдения Э. были проведены в начале нашего века В. Урбаничем у пациентов с потерей слуха. Изучение Э. стало центральной темой работ представителей Марбургской психологической школы (Э.Р. Йенш, О. Кро и др.), пришедших к выводу, что в дошкольном и младшем школьном возрасте Э. представляет собой обычное явление. Результаты исследований, проведенных в последние годы, не подтверждают вывод о широком распространении Э. Можно говорить лишь об относительно небольшом числе случаев достоверно установленного наличия эйдетических образов, например, у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов. В этих случаях Э. зачастую сочетается с синестезией.

Б.М. Величковский

 

Эйкумена (психологический аспект) — многомерная и многомирная целостность человеческого пребывания и бытия. Слово "Э." ("ойкумена") происходит от греческого "oikumene", что означало, с точки зрения древних греков, все то, что заселено человеком. Данная категория постепенно "обживается" психологами. Ближе всего к ней подступает понятие "Жизненный мир" в интерпретации Ф.В. Василюка. Однако категория "Э." шире, поскольку охватывает и связывает воедино пространство жизни многих субъектов, множество жизненных миров. "Э." шире также и области взаимодействия людей в условиях совместной деятельности. По существу "Э." то же, что и "Мир" в понимании С.Л. Рубинштейна. Перед нами "множество миров"(А.Г. Асмолов), единство качественно своеобразных, но сквозь пространства и времена соприкасающихся друг с другом, жизненных пространств индивидов.

В.А. Петровский

 

Экзистенциальная психология [лат. existentia — существование] — одно из направлений "гуманистической психологии". Э. п. изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования. Э. п. подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей Э. п. является решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной Э. п. используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители Э. п. — Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

М.Г. Ярошевский

 

Экологическая психология (психология среды) — область психологии, изучающая взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды. Исследования в области Э. п. выдвигает на первый план такие проблемы как: 1) исследование экологического сознания, в том числе особенностей восприятия человеком окружающей его среды, выявление значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития; 2) исследование мотивации экологического поведения, причин поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу; 3) анализ закономерностей психологических последствий экологических проблем (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.); 4) разработка психологических средств пропаганды, ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.

С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин

 

Экологическая психология индивидуальности — направление психологической науки, формирующееся на стыке общей психологии, дифференциальной психофизиологии и экопсихологии. Э. п. и. изучает закономерности психических процессов человека во взаимодействии со средой в контексте целостности индивидуальности. Важное прикладное значение Э. п. и. — выделение пагубных для психического и соматического здоровья человека взаимодействий генотипических и средовых факторов (фиксируемых, например, при воздействии радиации, химических веществ, глобальных изменений климата и др.), которые нарушают целостность индивидуальности. Проблема целостной индивидуальности — уникальности сочетания организмических, индивидных и общеличностных свойств и качеств в развивающейся деятельности — не может быть решена в рамках дихотомии генотипического — средового, биологического — социального, психического — физиологического. Системная природа феноменов индивидуальности предполагает системный подход к их анализу (В.М. Русалов,1979; Т.Ф. Базылевич, 1983; Б.Ф. Ломов, 1984 и др.). Вместе с тем целостность индивидуальности очевидна, поскольку нельзя говорить о раздвоении индивидуальности по аналогии с явлением "раздвоения" личности. Целостность индивидуальности наиболее полно раскрывается в единстве разнообразных свойств человека, составляющих "жесткие" звенья функциональных систем. Эмпирически это сказывается в фиксации синдромов разноуровневых свойств человека, соотносящихся с информационным эквивалентом образа-цели и мерой сформированности стратегии поведения. Здесь в полной мере проявляется психологический закон о преломлении внешних причин через внутренние условия субъектно-объектного взаимодействия (С.Л. Рубинштейн, 1957; А.В. Брушлинский, 1993), в котором индивидуально-стабильные, конституциональные, генотипические, природные особенности человека при стабилизации развития деятельности имеют системообразующее значение. Э. п. и. предполагает недизъюнктивность сферы человек-среда, что требует проникновения научной теории, экспериментальной методологии и практики в системные закономерности индивидуализации целенаправленной активности, отражающей сущностные особенности психики человека. При этом целостность психологических механизмов произвольности раскрывается в системообразующей роли цели и результата действия в организации разнообразной активности, а также в интегративности и обобщенности синдромов индивидуальности. Типологический анализ единства свойств человека в поведении в контексте проблем Э. п. и. предполагает первичный анализ психофизиологического уровня индивидуальности, поскольку он обладает выраженными кумулятивными качествами, опосредует влияние генотипа на психику, включает непроизвольную составляющую произвольной активности (Б.Ф. Ломов, 1984; С.Б. Малых, 1986; Т.М. Марютина, 1978). Он может конкретизироваться, например, в системном исследовании процесса антиципации результата произвольного действия, что позволяет изучать закономерности индивидуализации функциональных систем. При этом психофизиологические, психодинамические и общеличностные индивидуальные особенности в деятельности образуют синдромы, которые определяются конкретной ситуацией решения задачи. Эти индивидуально-обобщенные комплексы признаков соотносятся с мерой сформированности стратегии поведения, информационным эквивалентом результата действия, свойствами нервной системы, темповыми и результативными характеристиками индивидуальной деятельности. Стабилизация ее развития способствует воздействию индивидуально-стабильных особенностей человека на различные стороны жизнедеятельности. Каналами сопряжения инвариантной составляющей функциональных систем (задатков) с надситуативными координатами развития деятельности служит индивидуальный стиль решения человеком разнотипных задач, стратегии поведения, а также формально-динамическая сторона активности и результативность деятельности в ее связи со средовыми факторами развития. Закономерности Э. п. и. используются в психологической консультации и в ходе социальной реабилитации людей, испытывающих повышенную напряженность из-за психологических проблем, которые детерминированы отсутствием оптимального взаимосодействия свойств индивидуальности успешному приспособлению к специфическим для каждого человека факторам его среды. Этому способствует конструктивное рассмотрение сложившихся синдромов индивидуальности для построения гармоничных "экологических ниш", где человек чувствует себя комфортно, интенсивно развивает свои способности на основе их задатков, достигает высокой результативности при положительном эмоциональном фоне жизнедеятельности. Таким образом закономерности гармоничного сочетания разнообразных индивидуальных особенностей в субъекте психической деятельности позволяют сопрягать в "экологических нишах" природные задатки с требованиями деятельности.

Т.Ф. Базылевич

 

Эксперимент (в психологии) [лат. experimentum — проба, опыт] — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный Э. позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Разделяют традиционные и факторные планы проведения Э. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном — несколько. Для статистической обработки результатов Э. в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном Э., результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и Э. позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем Э. (лат. — experimentum crucis). Контрольный Э. осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Применение Э., однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (т. е. вероятностных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения Э. в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение. Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или обучающие, Э. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Б.М. Величковский

 

Экспериментальная психология — общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Э. п. была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций — ощущений, восприятий, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания Э. п. как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план разработки Э. п. выдвинул В. Вундт, у которого получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений. Если первоначально главным объектом Э. п. считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э.Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети. Э. п. начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т. д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел). Тем самым в недрах Э. п. зарождается новое направление — дифференциальная психология, предмет которой — индивидуальные различия между людьми и их группами. Достижения Э. п., носившей вначале "академический" характер, т. е. не ставившей целью приложение своих результатов к решению задач, выдвигаемых практикой обучения, лечения больных и т. д., в дальнейшем получают широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности — от дошкольной педагогики до космонавтики. Развитие теоретических схем и конкретных методик Э. п. теснейшим образом связано с общим прогрессом теоретического познания, наиболее интенсивно совершающимся на стыках наук — биологических, технических и социальных.

М.Г. Ярошевский

 

Эмоции [лат. emoveo — потрясаю, волную] — особый класс психических явлений, выражающих в виде пристрастного субъективного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа. Выделяя в образе действительности жизненно значимые явления и побуждая направить на них активность, Э. служат одним из главных механизмов психической регуляции поведения. В большинстве философских учений Э. рассматривались в качестве активных сил, способных направлять мысли и поступки человека как согласованно с его разумными решениями, так и вопреки им. Отступления от этой тенденции связаны с распространением трихотомной схемы психического (И. Тетенс, И. Кант), отделившей от Э. в класс волевых явлений желания и другие побуждающие активность переживания. Разрыв между Э. и действием, заложенный данной схемой, сохраняет и современная экспериментальная психология, изучающая Э. и потребности (мотивацию) в относительной независимости. Согласно представлению, рассматривающему желания как разновидность эмоциональных явлений, Э. в целом служат выражению потребностей и определяются как конкретно-субъективная форма существования мотивации. В биологической эволюции Э. возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма Э. — т.н. эмоциональный тон ощущений — положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. При столкновении с условиями, способствующими или препятствующими поведению, возникают ситуативные Э., выражающие значение этих условий для удовлетворения потребностей. Важную регулирующую роль среди них играют Э., возникающие при столкновении с успехом или неуспехом (радость, огорчение) и способствующие приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения. В экстремальных условиях, если субъект не находит выхода из возникшей ситуации, развиваются аффекты. По биологическому назначению Э. представляют собой форму актуализации видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Выполняя в процессах обусловливания функцию положительного или отрицательного подкрепления, они создают возможность предвосхищать удачи или затруднения в будущем и тем самым облегчает поиск оптимальных путей достижения цели. Развитие Э. человека определялось необходимостью их направления на новые социально значимые явления. Формирование новых эмоциональных отношений в результате специально направленных воспитательных воздействий — важнейшее условие социального развития человека. Высший продукт развития Э. человека — чувства, выражающие его стабильные эмоциональные отношения к явлениям жизни, другим людям, самому себе. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События, сигнализирующие о важных изменениях в жизни человека, могут вызвать также изменения общего эмоционального фона — т.н. настроения. Относительно кратковременными, наиболее динамичными и заметными являются ситуативные Э. — непосредственные эмоциональные реакции человека на предметы и события, так или иначе влияющие на выполняемую деятельность. Они вызываются реальными или предвосхищаемыми достижениями в деятельности (радость, огорчение, надежда), способствующими или препятствующими ей условиями или людьми (гнев, симпатия, возмущение) и т. п. Характер и динамика ситуативных Э. определяются как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются (например, из любви может развиться гордость за любимого человека, огорчение из-за его неудач, ревность и т. п.). Э. человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль Э. играют в этиологии и синдромах также и других психических и психосоматических заболеваний. В простых эмоциональных переживаниях принято выделять качественные (знак и модальность: удивление, восторг, печаль и т. д.) и динамические (продолжительность, интенсивность) характеристики. Развитие Э. в онтогенезе приводит к значительному усложнению как их самих, так и вызывающих их объектов, появлению способности регулировать Э. и их выражение, одновременно переживать целое множество взаимодействующих, частично сливающихся или противоречащих эмоциональных качеств. Важнейший источник обогащения эмоционального опыта человека — сопереживания, возникающие в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. Э. выступают в роли регулятора человеческого общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Свое основное назначение — направление активности на жизненно значимые цели — Э. выполняют, оказывая влияние на содержание и динамику познавательных психических процессов (восприятие, воображение, внимание, память, мышление). Необходимый для активности уровень энергетической мобилизации (активации) организма Э. регулируют через вегетативную нервную систему и ретикулярную формацию, связанные с центральным нервным субстратом Э. в лимбических структурах мозга. Кроме многочисленных изменений в состоянии внутренних органов, гладкой и скелетной мускулатуры, биохимических и электроэнцефалографических процессов, Э. сопровождаются выразительными движениями в мимике, пантомимике, звуковых реакциях и т. д., сложившимися в эволюции как средство внутривидового общения. У человека природная эмоциональная экспрессия сохраняется как базис, на котором развиваются более дифференцированные формы выражения Э., специфические для разных культур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.