Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели демократии




Виды демократии

Прямая демократия (демократия участия) основана на прямом, непосредственном и постоянном участии граждан в управлении. Здесь нет разделения на тех, кто правит, и тех, кем правят, на государство и гражданское общество; это, по сути, общественное самоуправление. В древних Афинах такое правление осуществлялось через народные собрания; сегодня это чаще всего референдум.

К достоинствам прямой демократии относится то, что она:

- позволяет людям в наиболее полной степени распоряжаться своей судьбой; это единственный вид демократии в чистом виде;

- обладает потенциалом политического просвещения большинства: граждане в таком обществе лучше информированы и обладают развитыми политическими навыками;

- позволяет обществу свободно и напрямую выражать свои взгляды; здесь нет политиков, которые могли бы преследовать свои собственные эгоистичные интересы;

- придает власти полную легитимность, так как люди здесь выполняют решения, ими же самими принятые.

Представительная демократия – это ограниченная и непрямая форма демократии. Она ограничена постольку, поскольку общественное участие в управлении здесь сведено к эпизодам подачи голосов на выборах через определенные промежутки времени; и она носит непрямой характер, поскольку общество здесь не осуществляет власть, а лишь выбирает тех, кто будет это делать от его имени. Эта форма правления демократична только в тех случаях, когда представительная система располагает действенной и прочной связью между правительством и гражданами. Такая связь часто выражается понятием избирательного наказа, или мандата. Сильные стороны представительной демократии проявляются в том, что она:

- практически осуществима, так как прямое участие общества во власти возможно лишь в небольших сообществах;

- снимает с рядовых граждан бремя принятия решений, приводя к своеобразному разделению труда в политике;

- наделяет рычагами власти наиболее образованных, информированных, опытных людей;

- содействует сохранению стабильности, удерживая рядовых граждан в стороне от повседневной политики и тем самым приучая их к культуре компромисса.

Идентитарная демократия (всеобщая, коллективистская) основана на понимании народа как единого целого, слившегося добровольно в некий единый организм, где каждый отдельный человек является его членом, принужденным исполнять его волю.

Основные черты:

- признание народа единым однородным целым, имеющим общую волю и интерес;

- отрицание разнородных мнений и оппозиции вообще, вплоть до признания ее патологией, подлежащей устранению;

- единая трактовка свободы как активного участия в политической жизни, в государственных и общественных делах;



- отождествление правящей элиты, якобы служащей народу, с нацией;

- при реальной беззащитности личности перед произволом государства;

- подмена «естественных прав» человека общегосударственными;

- декларация прямого народного управления, при котором руководители в органах управления являются не самостоятельными и ответственными лицами, действующими в рамках закона, а лишь проводниками воли народа.

Примеры:

а) античная демократия;

б) русская демократия в городах домонгольского периода – вечевые республики, где в делах государственной власти и управления принимали участие самые широкие общественные слои.

Вече – верховный орган власти, не парламент, состоящий из представителей граждан. В нем имел право участвовать любой гражданин, любой член общины, своим голосом оказывая влияние на принимаемые решения. Сфера компетенции вече охватывала политические, административные, судебные, военные и финансовые вопросы. Вечевые постановления принимались на основе консенсуса, общего согласия, которое достигалось путем жарких споров. Лидеры общин убеждали граждан в необходимости того или иного решения. Вече назначало и снимало князя, который был главой войска. Существовал суд над князем, нарушившим договор, заключенный с городской общиной. Князь был главой исполнительной и судебной власти.

Боярская дума воплощала аристократическое начало русской государственности. Князья обязаны были совещаться с боярами, а те – со своими общинами, передавая им все сведения о советах у князя и о его позиции в отношении учета общественного мнения;

в) швейцарская демократия.

В современном мире идентитарной (прямой) демократии не существует. Но ближе всех к такой модели стоит Швейцария:

- в ряде кантонов решения по большинству проблем принимаются на общих собраниях открытым голосованиям. Первоначальным названием государства было «Товарищество, скрепленное кровью», которое сформировалось в ходе борьбы против общего врага;

- законодательная инициатива может принадлежать народу. Инициативная группа граждан вправе собрать нужное количество подписей с целью выдвижения требований об упразднении старого закона или принятия нового. Это же относится к изменению федеральной конституции. Положение об изменении конституции относится к федеральному уровню, в то время как изменения законов осуществляется на кантональном уровне. При населении 6,8 млн человек, среди которых 4,5 млн имеют право голоса, для законодательной инициативы об изменении конституции требуется всего 100 тыс. подписей.

Прямая демократия реализуется также механизмом референдума – при принятии закона и до его вступления в силу инициативная группа путем сбора 50 тыс. подписей может потребовать проведения референдума по принятому закону.

При изменении конституции или вступлении страны в международную организацию проводится обязательный референдум (без сбора подписей за его проведение). При этом требуется не только большинство голосов населения, но и большинство голосов кантонов (имеющих статус избирательных округов);

г) социалистическая демократия в СССР:

- общая воля народа выражается через Советы;

- Советы действуют по принципу демократического централизма – это жесткое подчинение органов общим решениям снизу доверху;

- Советы обязаны исполнять волю народа, выраженную на народных собраниях, а также в форме наказов избирателей;

- ярко выраженный социальный аспект: эта демократия исходит из однородности воли рабочего класса как наиболее организованной, прогрессивной части общества.

Конкурентные демократии – такие формы демократии, при которых власть в государстве приобретается в ходе политической борьбы между различными группами населения по установленным законом процедурам. В конкурентных демократиях возникает проблема учета интересов меньшинства и их защиты, поскольку лозунги равенства, справедливости и свободы не могут относиться только к победившим в ходе борьбы за власть партиям.

Рассмотрим виды конкурентных демократий.

Социал-демократия провозглашает следующие общественные ценности:

- свобода во всех ее формах (индивидуальная и коллективная);

- защита прав и свобод человека;

- распространение демократии на политику, социальную и экономическую сферы;

- солидарность – каждый человек связан с судьбой всего человечества;

- самостоятельность в сочетании с ответственностью;

- приоритет права;

- социальная защита со стороны государства;

- защита мира.

В политике социал-демократия придерживается следующих принципов:

- парламентская форма демократии и сменяемая власть;

- строгое соблюдение правовой законности;

- разделение властей;

- гласность;

- демократический контроль над государственным аппаратом;

- привлечение граждан к участию в управлении;

- независимость судей;

- свобода печати.

Сообщественная, или согласительная, или консоциативная, демократия – демократия, при которой правящие элиты, сформированные из представителей высшего общества, открыты для разрешения сегментарных противоречий общества на основе достигаемых договоренностей между различными общественными группами и слоями (сегментами).

Основные принципы:

- основана на концепции многосоставного общества, в котором политические противоречия в целом совпадают с границами социальных различий: имущественных, территориальных, языковых, культурных и т.д. Общественно-политические организации в таком обществе формируются применительно к этому принципу и представляют интересы указанных сегментов общества;

- основной принцип разрешения противоречий – открытость элит, сосредоточенных в политических структурах, благодаря чему не допускаются социальные конфликты. При этом урегулирование конфликтов достигается не борьбой за власть с целью последующего удовлетворения интересов своей социальной группы, а процедурами согласования взаимоприемлемых решений, социального консенсуса;

- власть формируется на основе коалиции, при этом коалиция в целях ее эффективности должна быть относительно ограниченной. За счет ограниченности коалиции существует демократическая оппозиция;

- при наличии достаточно широкой коалиции интересы различных групп реализуются возможностью взаимного вето на принимаемые решения. Так отстаиваются интересы меньшинства при их игнорировании большинством;

- принцип автономности политических субъектов. Он предусматривает наделение таких субъектов исключительной компетенцией в сфере своих интересов при одновременном определении общих для всех участников интересов. В последнем случае решение принимается совместно всеми сегментами с пропорциональной степенью влияния на исход волеизъявления;

- искусственное завышение представительства малых групп в структуре общества. Это позволяет более эффективно отстаивать их интересы.

Примеры: Швейцария, Бельгия, Голландия, Австрия. Небольшие размеры и достаточно высокий уровень общей культуры позволяют обеспечить устойчивую стабильность и динамичное развитие.

Недостатки:

- взаимное вето может парализовать процесс принятия решений, т. е. сам механизм разрешения противоречий потенциально опасен возникновением неразрешимого противоречия;

- федерализм на основе широкой автономии территориальных субъектов, призванный без насилия разрешать противоречия между ними, может разрушить государство при нарастании таких противоречий между субъектами;

- система управления громоздкая, плохо управляемая и дорогостоящая;

- возможность затянуть принятие невыгодного широкой коалиции большинства решения, предложенного коалицией меньшинства.

Репрезентативная, или элитарная, или представительская, демократия, основана на концепции компетентного и ответственного представительства народа в органах государственной власти.

Основные принципы:

- парламентаризм, верховенство парламента при традиционном разделении власти. Парламентарии рассматриваются как представители народа в целом, но не определенных территорий или социальных групп, и действуют, руководствуясь собственной совестью;

- не существует собственно народовластия, поскольку народ доверяет решение вопросов социальной справедливости и ведение всех государственных дел своему избранному правительству. Эта теория признает некомпетентность широких народных масс в делах государственного управления, их подверженность эгалитаризму, идеологическому влиянию и манипуляциям общественным мнением, что ведет к неустойчивости и нестабильности системы государственной власти;

- демократия рассматривается как правление элит с согласия народа. При этом народ должен выступать в роли арбитра и иметь возможность замены правящих элит. Это реализуется через процедуру выборов в парламент, который назначает исполнительную власть от имени парламентского большинства. Особое внимание уделяется разработке механизмов селекции правящих элит, контроля над эффективностью и результативностью деятельности правительства. Поэтому воля народа в вопросах государственного управления никак не отождествляется с его прямым участием в этом управлении.

Один из основоположников теории элитарной демократии Й. Шумпетер доказывал, что народные массы весьма равнодушны к любым процессам, которые непосредственно не связаны с их повседневной жизнью. В большинстве своем масса пассивна и некомпетентна в вопросах политики, а потому легко поддается манипуляциям профессиональных политиков. Рядовой гражданин вряд ли сможет рационально сформулировать общую волю, направленную на достижение всеобщего блага. Общая воля – это результат деятельности опытных профессионалов-политиков, которые в ней заинтересованы. Поэтому народ необходимо убедить в том, что отстаивание своих интересов и принятие политических решений следует полностью передоверить высокопрофессиональному меньшинству – элите, которая в состоянии рационально использовать демократические механизмы, сохраняя при этом свободу и возможность принятия решений.

Таким образом, демократия призвана выполнять чисто техническую роль. Ее назначение сводится к методу отбора наиболее одаренной и компетентной властвующей элиты, способной взять на себя ответственность по управлению государством.

Достоинства:

- высокая эффективность государственной власти, обеспечивающей гражданские свободы и реализацию общественных интересов;

- рациональность организации политической системы путем формирования власти из числа наиболее компетентных и ответственных лиц, принимающих решения.

Недостатки:

- фактическое отстранение народа от власти в промежутках между выборами, т. е. демократия становится лишь эпизодом на период предвыборных кампаний;

- подверженность влиянию со стороны крупного капитала, лоббирующего собственные имущественные интересы. Под этим влиянием расцветает коррупция и увеличивается реальный отрыв выборных должностных от своих избирателей. Происходит отчуждение избирателей от власти и от политической деятельности в обществе;

- создаются широкие возможности политического манипулирования, принятия решений, невыгодных большинству населения.

Плебисцитарная демократия – модель демократии, при которой непосредственное волеизъявление народа, его политическое влияние на власть ограничивается схемой «одобрить/отвергнуть».

Основные принципы:

- каждый гражданин, обязанный уважать законы, может их одобрять или отвергать, высказывая таким образом свое отношение к ним. Это отношение гражданин может высказать в ходе демократических выборов, выбирая из числа предложенных партийных программ ту, которая наиболее отвечает его интересам;

- власть формируется путем прямых выборов, кандидаты на выборные посты выдвигаются от политических партий, представляющих интересы различных слоев населения;

- интересы меньшинства должны учитываться специально оговариваемыми процедурами и закрепляться законами;

- партийные программы рассматриваются как своего рода мандаты, наказы, полученные от сторонников партии, которые избранные депутаты парламента и исполнительная власть обязаны осуществлять.

Недостатки:

- плохо обоснованные программы партий, расплывчатые цели и неясные пути их достижения;

- современные партии имеют слабую социальную базу, они не находят активной поддержки даже в своих социальных группах в силу политической апатии населения. Поэтому партии стремятся привлечь в ряды своих сторонников любых членов для повышения своей численности. Это размывает политический облик партий, политические платформы партий перекрывают друг друга, в итоге они слабо различимы между собой;

- большая часть избирателей вообще незнакома с партийными программами настолько, чтобы сделать обоснованный выбор, поэтому такой выбор делается на основе эмоциональных впечатлений о лидерах или представителях партии.

Классический пример плебисцитарной демократии – Германия, где существует парламентская форма демократии и пропорциональная система выборов. Глава исполнительной власти – канцлер – избирается тайным голосованием в парламенте. Правительство, как правило, формируется коалиционным, что позволяет проявить гибкость в выработке политики и принятии решений.

Партиципаторная демократия – демократия, при которой наряду с прямыми выборами власти граждане имеют права и возможности активного участия в принятии политических решений, в политическом процессе, а также в контроле над реализацией принятых решений.

В данной модели демократия рассматривается как универсальный принцип организации всех областей государственной жизни и общественных отношений. Не существует областей, которые были бы изолированы от политики, поэтому все они находятся в сфере демократического политического процесса.

Основные принципы:

- государственное управление должно допускать участие граждан не только во всенародных выборах власти, референдумах, но и непосредственно в процессе принятия решений, а также в контроле над их исполнением;

- теоретики партиципации ставят своей целью всестороннюю демократизацию всех сфер общественной жизни, самореализацию личности. По их мнению, такой подход обеспечивает максимальный учет интересов народа при принятии решений, увеличивает его активность в общественной и государственной жизни, прочно легитимизирует власть в глазах народа;

- партиципаторная теория демократии исходит из того, что человек – существо рациональное, понимающее, что представляет собой общественное благо, а потому способное сознательно принимать разумные решения. Иррациональность и пассивность людей в политической сфере – это результат их недостаточного образования и отсутствия равных возможностей для участия в политике. Поэтому обществу надлежит создать все условия для активной политической социализации каждого индивида. А для этого необходимо обеспечить максимально доступное участие граждан в политическом процессе.

 

Достоинства:

- высокий уровень интеллектуальной обоснованности решений за счет широкого участия масс в процессе их принятия. Этот фактор способствует эффективности государственного управления, оптимизации поиска решений и повышает стабильность системы государственной власти;

- попытка вовлечь широкие народные массы в государственное управление, преодолеть социальную апатию населения и обеспечить таким образом воплощение нормативного идеала демократии в жизнь.

К партиципаторному варианту демократии примыкает целый ряд новых общественно-политических идей. К ним можно отнести различные движения «зеленых», расширяющих сферу демократии не только на общественные отношения, но и на отношения человека с природой.

Недостатки:

- оппоненты партиципаторной демократии полагают, что политика не может быть смыслом жизни людей, универсальным способом организации не только общественных, но и личных отношений. Ведь по общему принципу демократии идеи свободы, равенства относятся исключительно к вопросам взаимоотношений между государством и гражданином, в то время как принуждение любого из граждан в области частной жизни является несомненным нарушением его прав.

- громоздкая и дорогостоящая система обеспечения непрерывного участия граждан в политическом процессе. При этом такое участие предусматривает отвлечение их от основной профессиональной деятельности, равно как и от других аспектов жизни.

Плюралистическая демократия – демократия, при которой народ рассматривается как сложное противоречивое образование различных социальных групп, конкурирующих в борьбе за власть, а интересы граждан, образующих такие группы, реализуются с помощью взаимных компромиссов на основе баланса общественных интересов.

Плюралистическая теория демократии является наиболее разработанной и распространенной. Она вбирает в себя элементы других теорий демократии, создавая сложный механизм правления на основе всестороннего учета интересов различных социальных групп и слоев населения. Эта теория сочетает в себе понимание народа как целостности и как совокупности отдельных индивидов.

Основные принципы:

- стержневым элементом, движущей силой политического процесса является группа, объединенная общим интересом в какой-либо области общественных отношений. Интересы личности, ее права и свободы реализуются внутри такой группы при сохранении первичного статуса личности как источника всякой власти. Но на первый план выдвигается именно группа как субъект правоотношений в политической системе;

- между различными социальными группами существуют противоречия и конфликты, а политический процесс рассматривается как разрешение таких конфликтов на основе поиска компромисса. Общая воля народа проявляется в ходе борьбы субъектов политической сцены;

- социальной базой демократической власти является баланс интересов различных групп, который ищут стороны в ходе политической борьбы. Коалиции соперничающих групп представляют собой самозарождающуюся систему сдержек и противовесов и распространяются как на институциональную сферу, так и на социальные отношения;

- провозглашается теория «здорового прагматизма» («разумного эгоизма»), служащего генератором личных и групповых интересов;

- власть распределяется между центрами политического влияния – государственными органами, партиями, политическими и общественными организациями. При этом сами центры влияния, группы и коалиции должны формироваться по демократическому принципу.

Недостатки:

- социальные группы, которые принимают участие в политическом процессе, неравноценны по своему политическому весу. Этот фактор никак не учитывается в механизме народовластия и создает предпосылки приоритетного влияния на власть представителей крупного капитала, ведет к засилью бюрократии, лоббированию интересов военно-промышленного комплекса и других субъектов политики. В конечном итоге политический процесс сводится к согласованию интересов в сфере экономики и системы финансов;

- общественное бытие в этой теории рассматривается как некая игра по определенным правилам, которые принимают все участники политического процесса. К этому процессу сводятся все общественные отношения. Арбитром в этой игре становится государство, которое должно следить за соблюдением установленных правил. Критики плюралистической теории демократии считают, что рассматривать общественное бытие с точки зрения игры, по крайней мере, легкомысленно;

- спорным является положение о социальных группах и коалициях. В реальной жизни понятие социальной группы достаточно размыты. По статистике в странах Запада лишь одна треть населения согласна активно участвовать в политическом процессе. Поэтому плюралистическая модель отражает интересы меньшинства населения, не отвечая нормативному идеалу демократии.

Демократия классического либерализма основана на приоритете интересов личности и отделении их от государственных интересов.

Либерализм впервые отделил индивида от общества и провозгласил его интересы священными и нерушимыми. Эти интересы лежат в области обеспечения естественных прав человека – права на свободу волеизъявления при выборе собственных правителей, права на собственность, права на свободу доступа к информации, права на свободу деятельности (в рамках законов).

Либерализм выделил две автономные сферы общественно-государственных отношений – государство и гражданское общество. В этом разделении государство оказалось ограниченным конституционно и институционально в своих полномочиях по отношению к своим гражданам. Его компетенция преимущественно сведена к охране общественного порядка, безопасности и прав граждан, внешней безопасности при исключении вмешательства в дела гражданского общества; либерализм провозгласил защиту прав меньшинства и политическое равенство всех граждан.

Основные принципы:

- источником власти признается отдельная личность, а ее права имеют приоритет перед законом;

- свобода трактуется не как активное участие в политике, а как отсутствие ограничений и принуждений, вмешательства со стороны государства и других индивидов в сферу собственных интересов граждан;

- власть конструируется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Она функционирует на базе системы сдержек и противовесов в целях предотвращения злоупотребления любой из ветвей своими полномочиями;

- право меньшинства обеспечивается ограничением компетенции большинства лишь в определенной сфере общенациональных интересов. Меньшинство вправе отстаивать свое мнение даже вопреки принятому большинством решению, но только в рамках соответствующих законов.

Недостатки:

- социальная ограниченность – либеральная демократия не распространяется на большинство населения – на низшие слои общества, поэтому она не является властью народа в полном смысле слова;

- либеральная демократия не распространяется на экономические и социальные процессы, и ведет к вырождению общественных отношений в конкуренцию крупнейших собственников, порождая разрыв между интересами большинства и кланов этих собственников;

- участие граждан в политическом процессе ограничивается лишь их эпизодическим участием в выборах. При этом власть не является объектом эффективного общественного контроля со стороны гражданского общества.

Условия существования и функционирования демократии:

а) политические: стабильность политической власти; существование политических партий и движений, влияющих на общественное мнение; политический плюрализм;

б) экономические: высокий уровень экономического и индустриального развития в целом; рыночная экономика; различные формы собственности; развитость массовых коммуникаций;

в) социальные: развитое гражданское общество; высокий уровень благосостояния граждан; сглаживание социального неравенства; наличие влиятельного среднего класса;

г) культурные: грамотность населения и его образованность в целом; демократические традиции.

В настоящее время в научной литературе существует два основных подхода к понятию демократии.

1. Нормативный подход: демократия есть народовластие, совокупность неких идеалов.

2. Эмпирический подход: необходимо отойти от идеалов демократии и анализировать реальную практику режимов. Необходимо заменить понятие «демократия» на понятие «полиархия».

Полиархия – такой режим, при котором политические группы конкурируют друг с другом за избирателей, за власть. Основные принципы теории полиархии (разработана Р. Далем и Й. Шумпетером):

1. Полиархия – это конкуренция элит за потенциальное доверие избирателей;

2. полиархия – метод контроля над элитами путем выборов;

3. полиархия – это не правление народа, а политический режим, где общество имеет право периодически влиять на власть. Граждане голосуют не за отобранных ими кандидатов, а за кандидатов, предложенных властью.





Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.158.241.232
Генерация страницы за: 0.124 сек.