Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование сложных психических структур личности




Развитие идет от менее дифференцированных психических процессов ко все большей их дифференциации. Новорождённый испытывает относительно небольшое количество ощущений, и то они характеризуются расплывчатостью. Ощущения взрослого человека разнообразны и специализированны. Немногочисленны эмоциональные процессы и их выражения у маленького ребенка, эмоции взрослого более разнообразны и дифференцированны.

Развитие психической деятельности идет от динамического и неустойчивого ко все более устойчивому. Чрезвычайно динамичны психические процессы, менее динамичны состояния, устойчивы психические свойства личности. Поясним это поло­жение. Ребенок 2—3 лет чрезвычайно подвижен и динамичен в своем поведении, у него нет почти ничего устойчивого, все определяется ситуацией, непосредственными воздействиями и требованиями. В связи с образованием устойчивых свойств направленности и характера, поведение все более и более становится собранным и объединенным жизненной позицией. Возникает определенность личности. Когда имеешь дело с ребенком, то точно не можешь сказать, что его сегодня, а тем более завтра привлечет, чем он заинтересуется. Другое дело взрослый, он не только сам знает, как будет себя вести завтра и через неделю, но и окружающие, зная его характер, могут точно сказать, как он поступит в тех или иных случаях жизни. Процессы под влиянием образованных свойств становятся упорядоченными, согласованными и адекватными воздействиям.

Образование свойств не уничтожает динамичности психических процессов. Более того, психические процессы становятся еще более подвижными, осуществляются быстрее и экономнее благодаря регуляции со стороны сформировавшихся свойств.

Развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным, объединенным образованиям, или структурам: направленность, способности, характер. Синтез структур характеризует целостный духовный облик человека.

Фундамент психической жизни индивида составляют психические процессы, из которых образуются психические свойства и через которые они проявляются. Психические процессы формируют и состояния, а эти последние в свою очередь определяют временный функциональный уровень психической деятельности.

До образования устойчивых свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.); смена состояний меняет облик личности ребенка. Однако в определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определять некоторые особенности характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. п.).

Из психических процессов на фоне состояний образуются свойства личности. Свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. Этот уровень активности определяет ту или другую социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия дальнейшего развития индивида.

В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуются сложные структуры, к которым мы относим темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения). Структуры представляют собой высший уровень регуляции деятельности и поведения в соответствии с требованиями ситуации и предмета труда.

Синтез структуры в свою очередь составляет общую систему, характеризующую личность в целом.

И. М. Сеченов неоднократно отмечал, что отдельные элементы в процессе деятельности должны соединяться в «естественные группы» и что синтез свойств имеет более важное значение для приспособления, чем отдельные компоненты структуры.<...> Образование структур обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий и изменений в ситуации; в них мы должны видеть признаки зрелости и определенности человеческой личности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.