Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как субъект и объект социализации




Основные подходы к пониманию процесса социализации различаются представлениями о роли человека в процессе собственного развития. Одни исследователи (Дж.Балантайн, Т.Парсонс) считают, что индивид (объект) адаптируется к обществу (субъекту) и при этом утверждают или предполагают пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривают только как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой и идеологией. Этот подход называют субъект-объектным. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

Другие, представители субъект-субъектного подхода (Ч.Кули, Дж.Мид), отводят роль субъектане только обществу, но и индивиду, который помимо роли объекта выполняет роль субъекта влияния на себя и на жизнь общества. Усваивая социальные нормы и культурные ценности общества, человек адаптируется к обществу и активно управляет процессом социализации. Усвоенный социальный опыт превращается в личностные ценности, установки, навыки, умения, ориентации индивида. Применение такого преобразованного опыта требует от него принятия собственных решений, построения личной стратегии деятельности. В результате среда воздействует на человека, а человек влияет на среду.

Важно знать мнению А.В.Мудрика, который утверждает, что в процессе социализации индивид может из объекта или субъекта превратиться в жертву социализации, что связано с дисбалансом между адаптацией человека в обществе и его обособлением в процессе социализации. Так, жертвой социализации становится как полностью адаптированный к системе социальных отношений человек (т.е. «растворенный» в обществе конформист), так и не адаптированный к обществу, с девиантным поведением (правонарушитель, диссидент).

Сделать человека жертвой социализации могут дисбаланс между процессами адаптации и обособления, а также неблагоприятные условия социализации: болезнь, травма, пьянство родителей, неблагополучие в семье, одиночество, неудовлетворенность социальным статусом, уровнем образования и т.д.

Последствия столкновения с неблагоприятными условиями социализации, как утверждает Т.А.Василькова, зависят от особенностей человека - индивидуальных (тип темперамента, предрасположенность к саморазрушительному и отклоняющемуся поведению) и личностных (степень устойчивости и мера гибкости, склонность к рефлексии, способность саморегуляции, ценностные ориентации, экстернальность, интернальность и др.). Кроме того, сбои в социализации могут быть вызваны отклонениями в развитии(психическом или физическом), порою влекущие обособление личности от общества.

Методыосуществления социализации также могут привести к сбоям в социализации Злоупотребление властью, насилие, ханжество, лицемерие, демагогия вызывают протест против общественных требований (нонконформизм). Часто становятся нонконформистами, противопоставляют личностные принципы общепринятым ценностям общества подростки, которым родители мало помогают, но при этом злоупотребляют своей властью.

Просчеты в системе социализации порождают конфликты поколений, дезорганизацию социальной жизни, распад общества и вырождение культуры. Общество не может полноценно функционировать, если его ценности и нормы не принимаются его членами.

Имущественные, социальные, этнические, религиозные различияналагают свой отпечаток на процесс социализации. Например, дети, выросшие в бедных и неблагополучных семьях, дискриминированные по национальному или расовому признаку, часто держатся изолированными группами, не доверяют властям, социальным службам, отличаются девиантным поведением. Проявление социальной несправедливости ведет к срыву их адаптационных механизмов.

В последующем социальное неблагополучие, наряду с неудавшейся социализацией, может привести к низкой самооценке, излишнему конформизму, социальной пассивности, психическим заболеваниям, девиантному поведению. Любые формы девиантного поведения свидетельствуют о рассогласовании личностных и общественных интересов. Часто это приводит к нарушению норм морали и права - преступности, пьянству, наркомании, проституции, суициду. Отклонения в поведении могут быть направлены также против социальной несправедливости, консерватизма, шаблонов, стереотипов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.