КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональная компетентность социального педагога
Под профессиональной компетентностью понимается индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии и определяется как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (А.К.Маркова). Профессиональная компетентность социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм, профессиональные знания и умения. Компетентность обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом. Компетентность социального педагога, во-первых, обеспечивает принадлежность к профессиональной группе, во-вторых, определяет возможность быстрого профессионального роста, в-третьих, побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний (М.А.Галагузова). В характеристике личности и деятельности социального педагога выделяются четыре вида компетентности: специальная, социальная, личностная и индивидуальная (А.К.Маркова). Специальная компетентность определяет владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне. Социальная - владение приемами профессионального общения, владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством. Личностная компетентность характеризуется приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности. Индивидуальная компетентность определяет готовность к профессиональному росту, владение приемами развития индивидуальности в рамках профессии, умение рационально организовать свой труд.
Таким образом, профессиональной компетентностью социального педагога - это сочетание психических свойств, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно в социально-педагогической деятельности. Компетентный специалист готов самостоятельно принимать решения в области социально-педагогической деятельности, реализовать их, и нести ответственность за полученный результат. А.К.Маркова понимает компоненты профессиональной компетентности социального педагога следующем образом. Специальная компетентность: - профессиональное сознание: осознание предмета социальной педагогики, ее средств и результатов социально-педагогической деятельности; - умение выполнять различные функции социального педагога; - профессиональные умения: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, коммуникативные; - профессиональные знания: медицинские, психолого-педагогические, социальные, специальные; - умение пользоваться педагогическими методами; - владение педагогическими техниками влияния; - владение нормами социально-педагогической деятельности; - владение основами информационной культуры. Социальная компетентность: - отнесение себя к педагогической профессиональной общности; - владение этическим кодексом социального педагога; - умение выстраивать оптимальное взаимодействие с клиентом; - умение воздействовать на процессы изменения в межличностных отношениях; - умение вызывать интерес к социально-педагогическим проблемам у других людей, организаций; - ответственность за последствия своих действий; - интерес к работе с людьми; - овладение нормами профессионального общения; - умение быстро ориентироваться в ситуации;
- умение отстаивать свою точку зрения; - умение найти выход в спорной, сложной ситуации; - конкурентоспособность. Личностная компетентность: - потребность заниматься педагогической и социально-педагогической деятельностью; - положительное отношение к самому себе; - принятие себя; - ожидание положительного отношения со стороны партнера; - высокая адаптивность; - малая степень внушаемости; - наличие индивидуального стиля профессиональной деятельности; - повышенная работоспособность в процессе общения; - эмоциональная стабильность; - отсутствие тревожности как черты личности; - способность переносить психологические стрессы; - коммуникативность; - наблюдательность; - эмпатия; - рефлексия; - оптимизм; - внимание к объекту деятельности; - умение планировать, регулировать и контролировать собственную профессиональную деятельность; - способность принимать решение в профессиональной деятельности. Индивидуальная компетентность: - знание профессиограммы социального педагога; - принятие себя как профессионала; - стремление к повышению качества профессиональной деятельности; - способность к самомотивированию, самообразованию, самовоспитанию, профессиональному саморазвитию; - устойчивое целеполагание, помехоустойчивость, настойчивость в достижении цели; преобладание положительных эмоций; - профессиональная обучаемость; - опора на имеющийся профессиональный опыт. Профессионализация социального педагога - важнейший этап жизни, связанный с решением проблем самоопределения и профессиональной адаптации, профессионально-личностным вхождением в данную сферу деятельности.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 10568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |