Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия по теме. Тема 1 Введение в психологию




Тема 1 Введение в психологию

 

1 Этапы развития психологии

2 Предмет и задачи психологии на современном этапе развития

3 Методы психолого-педагогического исследования, их классификация

4 Структура психологической науки, взаимосвязь с другими науками

Пси́хика (от др.-греч. { ψυχή } «дыхание, душа») - особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).

Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психология (греч. ψυχή - душа; греч. λόγος - слово)- это область знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Психология изучает внутренний мир человека как сознатель­ного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей.

Этапы развития психологической науки:

1 этап - психология как наука о душе.

2 этап - психология как наука о сознании.

3 этап - психология как наука о поведении.

4 этап - психология как наука о психике.

Объект психологии - это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии - это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

 

Предметом психологии являются законо­мерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особен­ности.

Задачи психологии:

- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

- научиться управлять ими;

- использовать научные знания с целью повышения эффективности различных отраслей практики;

- быть теоретической основой для прикладной и практической психологии.

Метод – это путь познания, способ посредством которого познается предмет науки.

Метод в психологии – это способ познания внутренних явлений через анализ внешних психологических фактов.

Классификация методов в психологии:

- методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод);

- методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы);

- методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Принципы психологии:

- принцип детерминизма: все пси­хические явления причинно обусловленные объективной действитель­ностью;

- принцип единства сознания и деятельности: деятельность понимается как ус­ловие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека;

- генетический принцип: все психические явления рассматрива-ются как постоянно количест­венно и качественно изменяющиеся и развивающиеся; правильная и полная характеристика любого психи-ческого явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный мо­мент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений.

Методы психологического исследования - системы операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.

Классификация методов психологического исследования:

- неэкспериментальные методы;

- психодиагностические методы;

- экспериментальные методы;

- формирующие методы.

 

Неэкспериментальные методы

 

 

Наблюдение   Беседа или интервью   Анкетирование (опрос)   Анализ результатов деятельности

 

Психодиагностические методы

 

Объективные тесты   Опросники   Проективные методики

 

Тесты достижений   Тесты интеллекта   Тесты креативности     Критериальные тесты   Проективные тесты

 

 

Экспериментальные методы

 

Естественный эксперимент   Моделирующий эксперимент   Лабораторный эксперимент

 

К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей.

 

Формирующие методы

 

Преобразующий эксперимент   Психолого-педагогический эксперимент   Формирующий эксперимент   Экспериментально-генетический метод   Метод поэтапного формирования и т.п.

 

Структура психологической науки

 

 

Общая психология   Специальные отрасли психологии

 
 

 

  Эволюционная биопсихология       Психофизиология и нейропсихология   Психология развития   Социальная психология   Психология труда   Педагогическая психология   Патопсихология

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.