Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право и государство: проблемы взаимосвязи




Поляков:

Право возникает раньше государства, и существование права возможно без государства. Но государство без права существовать не может. Нельзя найти государство, древнее или современное, в котором право не существовало бы в том или ином виде. Право является атрибутом любого государства. Право является имманентным свойством любого политического общества, никакое общество, в котором реализуются основные долговременные интересы человека, не может существовать вне и помимо права, то есть право является тем способом, характеристикой такого способа бытия, без которого общество просто немыслимо.

Для характеристики связи права и государства и определения правовых возможностей последнего существенны три момента:

1) Государственная власть может инициировать возникновение права, и такая творческая деятельность государственного аппарата называется в широком смысле правотворчеством, под которым понимается создание нормативно – правовых актов, а в узком смысле – законотворчеством, созданием законов. Но возможности власти в сфере правотворчества не безграничны. Любое государство вынуждено считаться с теми условиями жизни конкретного общества, государственное пренебрежение которыми может разрушить социально – правовую коммуникацию. Сам по себе нормативно – правовой акт не создает права. Поэтому правовые акты, идущие в разрез с интересами, потребностями, менталитетом, т.е. с коммуникативной природой людей, рискуют остаться «мертворожденными» и не получить правового значения. И наоборот, правовые акты, «признанные» населением, «порождают» новые правовые отношения, т.е. порождают правовую коммуникацию, хотя, возможно, и не всегда соответствующую замыслу их разработчиков.

Поскольку право находится не в законе, понимаемом как материально – текстуальная форма права, а в социуме, то отсутствие социальной легитимации такого закона и не порождает у субъектов прав и обязанностей. И наоборот, закон, изданный легитимной властью и соответствующий господствующим в обществе настроениям и ценностным представлениям, способен к изменениям правовой жизни общества, т.е. к установлению новых общественных отношений.

2) Наряду с творческим моментом в правовой жизни любого государства существует момент консервативный, связанный с необходимостью государственного признания уже сложившихся общественных отношений, органичных для данного общества, и образованием на их легитимной основе отношений правовых, модельно закрепленных в официальных правовых текстах.

3) Вместе с тем определенные общественные отношения зачастую уже имеют правовую форму независимо от их признания государством, поэтому последнее может санкционировать существующие правовые нормы и правовые тексты, придав им статус норм официального права. Таким путем конституируется, например, правовой обычай как форма государственно – признанного права.

Государственно – организованное право получает новые черты по сравнению с правом социальным. Так, в государственном праве формализованность текстуальных источников права достигает нового уровня. Чаще всего они представлены письменными текстами и организованы в рациональную систему. Именно в государстве применение специальными органами процессуально обеспеченных мер принуждения к правонарушителям становится эффективным средством защиты права.

Право, формирующееся в государстве, является одним из наиболее мощных средств и социального контроля, и социального развития. Оно обладает высшей легитимностью (социальной ценностью), и конфликтующие с ним нормы социального права, как правило, теряют свое правовое значение.

Луковская: Существуют три модели соотношения права и государства.

1) тоталитарная модель – когда государство ставит себя над правом, выше права, не признает верховенства права, считая, что оно само творит право. Не в обществе рождается право, а само государство творит право в форме законов. Право есть не что иное как «дитя закона», изданное государством.

2) прагматическая модель – государство в своей деятельности связано законами, которые оно само и создает. Государство связывает себя правом, понимая под правом систему норм закона. При этом не ставится вопрос о том, каковы эти законы: правовые или нет.

3) либеральная модель - признается верховенство права. Государство рассматривается как орган, который, прежде всего, должен действовать на основе права и защищать, охранять, гарантировать права человека. В контексте этой теоретической модели соотношения права и государства в свое время начала формироваться концепция правового государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.