Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовые акты в системе источников права




Первую половину ответа на данный вопрос следует использовать для ответа на предыдущий вопрос № 41, т.е. все, что касается понятия и признаков нормативно-правового акта, т.к. он является разновидностью правового акта вообще.

Гетерономный нормативно-правовой акт представляет собой письменный документ, в котором содержится правовой текст, установленный помимо воли субъектов, которым он адресуется. Причем из такого текста должно вытекать общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер.

С т.зрения коммуникативной теории права, нормативно-правовые акты в свою очередь могут быть как общенормативными, так и индивидуально-нормативными. В последнем случае они не содержат общих правил поведения, а регулируют индивидуальные отношения между субъектами путем письменного закрепления индивидуальных норм (судебное решение по конкретному делу). Такие акты также являются общезначимыми и общеобязательными, т.к. они социально легитимированы и обязательны не только для активного исполнения, но и для пассивного соблюдения.

(!)Необходимо иметь в виду, что индивидуальные нормативно-правовые акты, как правило, именуются в теории права (и особенно в юридической практике!) ненормативными правовыми актами (при этом исходят из предположения, что правовые нормы могут иметь только общий характер). На этом, например, основывается практическое различение между нормативными и ненормативными Указами Президента РФ. Нормативные Указы содержат общие правила поведения, а ненормативные такого общего правила не содержат (например, Указ о награждении или о снятии с занимаемой должности министра).

Индивидуальные гетерономно-нормативные акты называются также актами применения права. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда по конкретному делу, указ о назначении на должность и т.д.).

(Все, что было сказано выше по данному вопросу, считаю необходимым использовать для ответа на вопрос № 41 об общей характеристике правовых актов.)

Общенормативный гетерономный правовой акт – это письменный документ, представляющий собой правовой текст общего содержания, из которого можно вывести общую правовую норму. Такие акты в юридической практике называют - нормативными правовыми актами.

Нормативно-правовой акт характеризуется рядом признаков:

1) имеет императивный характер; как правило, исходит от государства или от организаций, которые могут прибегнуть к легитимной социально-организованной защите. Нормативно-правовой акт является односторонним актом текстуального выражения воли правотворческого органа, и этим он отличается от нормативного договора;

2) принимается с соблюдением определенной процедуры, призванной оптимизировать содержание правового текста и его форму;

3) имеет признаки официального письменного документа: название акта; указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера;

4) имеет собственную структуру: содержание нормативно-правового акта может выражаться в частях, разделах, статьях, параграфах, пунктах и подпунктах акта;

5) имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии нормативно-правовых актов; 6) имеет четкие временные, пространственные и субъективные характеристики;

7) конституирует общие правовые нормы (содержанием нормативного акта могут быть не только правила поведения, но и другая правовая информация, которая может быть использована в правовой практике: призывы, преамбулы, дефиниции и др.).

Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юр.силу и моментом прекращения юр.силы нормативно-правового акта.

Вступают в силу одним из следующих способов:

1) через указание в тексте нормативно-правового акта на календарную дату;

2) через указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление акта в юр.силу (например, «с момента опубликования»);

3) по истечении определенного времени после официального опубликования акта.

Момент утраты нормативно-правовым актом юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан с:

1) истечением срока, на который он был принят (для временных актов);

2) наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате юр.силы может содержаться в отдельном акте).

Существует важный правовой принцип, в соответствии с которым нормативно-правовые акты не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на отношения, возникшие до момента их вступления в силу. Как правило, обратной силой наделяются нормативно-правовые акты, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность.

Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяется юрисдикция субъекта, издавшего акт. Акты, издаваемые органами центральной гос.власти и управления, действуют на всей территории государства. Акты территориальных органов власти действуют на соответствующих территориях.

Нормативно-правовые акты, которые действуют только на определенной территории, именуются местными нормативно-правовыми актами. Правовые акты, которые действуют только на территории отдельных предприятий, называются локальными правовыми актами.

 

43. Понятие закона и его виды.

Все гетерономные нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты (указы президента, постановления правительства).

Законы занимают особое место в системе нормативно-правовых актов. Они призваны регулировать наиболее важные общественные отношения и этим определяются их специфические отличительные черты.

В современных демократических государствах законы принимаются представителями народа (в лице специальных законодательных органов) путем специальной процедуры и должны отражать его (народа) волю, что придает им высшую легитимность по сравнению с другими правовыми актами. Закон наделяется высшей юридической силой. Это означает, что никакой иной нормативно-правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить. И наоборот, закон может отменить или изменить любой другой нормативно-правовой акт. В случае противоречия между текстуальными нормами закона и подзаконного акта применяется норма закона. Если противоречат друг другу нормы законов, обладающих равной юр.силой, то применяется закон, изданный позднее.

Т.о., закон можно определить как принятый в особом порядке акт законодательного органа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

В силу особой значимости законов, они принимаются специально уполномоченными на это органами государства или через референдум, и с соблюдением спец.процедуры. Такая процедура имеет несколько стадий, называемых стадиями законотворчества: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование.

(Подробно процесс законотворчества следует рассмотреть в рамках вопроса №45, который отдельно и посвящен этой теме).

Виды законов. По юр.силе и предназначению законы делятся на конституционные и обыкновенные.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и гос.строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства. К ним относятся:

1) сама Конституция;

2) законы, вносящие в нее изменения и дополнения;

3) законы, прямо предусмотренные Конституцией и конкретизирующие ее содержание.

Конституционные законы отличает особая процедура принятия (должно быть - квалифицированное большинство голосов депутатов Гос.Думы. В течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию – ст.108 К-ции РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.