Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением




Форма правления – порядок формирования высших органов государства, их компетенция и взаимодействие между собой.

Различают две основные формы правления – монархическую и республиканскую.

Монархия генетически (по своему историческому происхождению) связана с религией, от нее получая свою легитимацию и государственный смысл (монарх правит «милостью Божией»). Монарх (государь, король, фараон, шах, князь, император, базилевс) – лицо юридически безответственное и на всем протяжении своего царствования не может быть по праву не привлечен к какой-либо правовой ответственности, ни отстранен от царствования. В руках монарха сосредоточена вся полнота власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, творится правосудие. Ему принадлежит право отмены приговора и помилования. Монарх представляет свое государство на международной арене. Он пользуется специальным титулом, получает содержание от государственной казны и имеет право на особый церемониал. Такая монархия называется абсолютной монархией. Подобные монархии имели наибольшее распространение на Древнем Востоке (восточные деспотии) и в позднем средневековье в Европе. В настоящее время наиболее близко черты этой формы правления воплощены в государствах Оман, Катар, Бахрейн, Кувейт.

Виды монархий. По смыслу самого термина, монархия может быть только абсолютной. Однако даже в абсолютной монархии реальная власть осуществляется не одним монархом, а определенным правящим слоем (аппаратом государства). В настоящее время властные государственные функции распределены между органами государства. Поэтому в современном мире преобладают монархии ограниченные, в которых власть монарха ограничена юридически. Соответственно все монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные. Ограниченные монархии делятся на:

1. дуалистические (конституционные) – такая форма правления, при которой монарх делит власть с парламентом, отдавая ему функцию законотворчества, но сохраняет контроль над правительством (имеет право единолично назначать и сменять правительство). В настоящее время ближе всего к дуалистическим монархиям стоят Бутан, Бруней, Тонга, Иордания, Марокко.

2. Парламентская - большинство властных полномочий сосредоточено в руках парламента, действующего независимо от монарха. В парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония) правительство назначается парламентом и ответственно перед ним же. Повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при согласии (контрассигнации) на это соответствующего члена правительства (министра). Это означает, что в своих решениях монарх полностью зависим от правительства. За ним остаются лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархии главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии его очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, формальное подписание официальных документов. Т.о. "король царствует, но не правит".»В случае формирования однопартийного правительства (Кабинета), именно оно фактически контролирует парламент. Такая система получила название министериализма (или системы кабинета).

Республика (лат. – достояние, имущество, дело народа) представляет собой такую форму правления, при которой власть осуществляется представительными органами, избранными на определенный срок.

В республике отсутствует институт правящей династии, а вся полнота власти принадлежит народу. Фактически, республика есть аналог греческого термина «демократия». Глава государства избирается или назначается; он обладает в сфере личных, гражданских прав обычным юридическим статусом и несет юридическую ответственность за свои действия. Срок его полномочий ограничен.

Виды республик:

Парламентская – не действует принцип разделения властей в его классическом виде. Правительство не представляет собой самостоятельной и независимой ветви власти. Оно формируется парламентским большинством и выполняет свои функции до тех пор, пока располагает его поддержкой. Но и в парламентской республике возможно такое явление, как министериализм. Важное место в такой системе занимает глава правительства (премьер-министр, канцлер). Политическая роль президента при такой форме правления почти аналогична роли монарха в парламентской монархии. Он лишен права вето, не может вводить чрезвычайное положение, проводить референдум, отправлять в отставку по собственному желанию главу правительства или правительство в целом. Все свои действия президент вынужден согласовывать с правительством. К парламентским республикам относятся Болгария, Венгрия, германия, Индия, Италия, Польша.

Президентская – глава государства (президент) избирается, как правило, всем населением, и является главой правительства, которое он сам назначает и которое ответственно перед ним за свои действия. Осуществляется принцип разделения законодательной и исполнительной власти, каждая из которых должна действовать на основе принципа «вдержек и противовесов» (США, Бразилия, Зимбабве, Мексика, Филиппины).

В политической действительности зачастую возникают формы правления, которые соединяют в себе разные черты, например, республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Франция). Такие формы правления называют смешанными. Создание смешанных форм направленно на улучшение взаимодействия органов государства, так как в определенных случаях может устранить недостатки, присущие «чистым» формам правления: склонность к авторитаризму в президентской республике и нестабильность правительства – в парламентской.

В современном государствоведении существует проблема определения формы государств, которые де-юре относятся к монархиям или республикам, но де-факто таковыми не являются. Чаще всего подобные отклонения от изначальных форм связаны с возникновением сильных идеологий, подчиняющих себе и формирование, и функционирование всех органов государства. Возможно и «чистое» существование такой формы (Ватикан). Может быть, есть смысл применительно к таким государствам говорить об идеократической форме правления.

Форма государственного устройства – это политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями.

Основные формы территориального государственного устройства: унитарные (простые) государства и федерации (сложные).

Унитарное – единое государство отличается полным политическим единством. Такое государство централизовано и неделимо, т.е. включает в себя лишь авдминистративно-территориальные (иногда гационально-территориальные) образования, которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного аппарата принуждения и подчиняются центральной власти во всех вопросах проводимой ею политики (Греция, Польша, Болгария, Финляндия, Франция).

Унитарные государства бывают простыми (симметричными) и сложными (асимметричными). Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц, имеющих одинаковый юридический статус (Алжир, Колумбия, Польша). Сложное унитарное государство имеет в своем составе одно или несколько автономных образований, которые имеют некоторые права, отличные от других административно-территориальных единиц (Великобритания, Дания, Китай).

Возможна также классификация унитарных государств на централизованные и относительно децентрализованные (в которых развита система местного самоуправления).

В теории государства выделяют иногда так называемое региональное государство, которое рассматривают как переходное от унитарного государства к федерации. В настоящее время такая форма существует в Италии, Испании, Шри-Ланке и ЮАР. Вся территория регионального государства разделена на политические автономные образования. Эти образования не принимают своих конституций, но имеют местные представительные собрания с законодательными полномочиями и свою администрацию.

Федерация – союзное государство, включающее в себя субъектов (членов) федерации. Здесь наряду с федеральными органами законодательства и исполнительной власти, представляющими все государство, существуют органы власти и законодательства в отдельных его частях (субъектах – землях, штатах, кантонах, кругах, республиках). Государственные образования внутри федерации обладают юридически определенной политической самостоятельностью, в сферу которой не могут вмешиваться федеральные органы. Они могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным законам, иметь денежные средства и расходовать их на собственные нужды. Но субъекты федерации не обладают суверенитетом. В частности, они лишены права на односторонний выход из федерации. Не являются самостоятельными субъектами международных отношений (субъектом международного права является федерация в целом), не имеют собственной валюты, собственных вооруженных сил. В случае нарушения субъектом федеральной конституции центральная власть получает право на применение принудительных правовосстановительных мер по отношению к такому субъекту федерации. Принцип построения федерации: целое определяет части (Австралия, Аргентина, Мексика, Пакистан, Россия, США, ФРГ, Нигерия, Эфиопия; всего в мире 24 федерации).

Следует иметь в виду, что распределение полномочий между федерацией и ее субъектами зависит от многих обстоятельств. Если федерация возникает через объединение суверенных унитарных государств, то она может строиться как договорная федерация, с сохранением максимально возможного объема прав за каждым субъектом федерации и закреплением этого в двустороннем договоре с федеральным центром. Если же унитарное государство преобразуется в федерацию, то вполне возможно образование конституционной федерации, в которой права субъектов федерации даруются федеральным центром. В целом же, федеративное государственное устройство соответствует республиканскому духу и развивает идею разделения властей, характерную для правового государства.

Федерации могут строиться по территориальному и национальному принципу. Территориальная федерация включает субъектов, образованных на основе административно-территориального деления. Национальные федерации включают субъектов, образованных на основе национального признака. Выделяют также симметричные и асимметричные федерации. В последних имеет место неравенство прав и обязанностей у разных субъектов федерации. Необходимо также иметь в виду, что в современной политической действительности возникают территориальные формы государственного устройства, совмещающие признаки унитарного и федеративного, федеративного и конфедеративного государства (смешанные формы территориального государственного устройства).

Конфедерация – не является формой государственного устройства, так как является не государством, а союзом нескольких самостоятельных государств (как правило, территориально примыкающих друг к другу). Поэтому на территории конфедерации не действует единая государственная власть. Конфедерация создается суверенными государствами, которые сохраняют свой суверенитет на всем протяжении существования конфедерации. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются полноправными субъектами международного права. Они имеют все признаки государства, включая собственные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее суверенных государств. Решения, принимаемые органами конфедерации, имеют силу на территории государств, ее образующих, только при их согласии на это. Каждое государство – член конфедерации – обладает правом нуллификации (отмены) любого решения конфедерации на своей территории. Материальная база конфедерации создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов. Направляемых по решению ее членов в распоряжение общего командования. Принцип построения конфедерации: части определяют целое.

Историческими конфедерациями являлись: Рейнская конфедерация (1254-1350), Ганзейская лига (1367-1669), Швейцарская конфедерация (1291-1798), Нидерланды (1579-1795), Германская конфедерация (1815-1866), конфедерация Египта и Сирии – Объединенная Арабская Республика (1958-1961). В настоящее время некоторые авторы к конфедерации относят Европейский союз (ЕС) и таможенные союзы (например, Бенилюкс).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.